Дети рисуют семью

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дети рисуют семью » "Лобные" дети » Кто такие "лобные" дети?


Кто такие "лобные" дети?

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

- Извините, что значит "лобные"? Сложно читать, не зная.

Спрашивали - отвечаю.

Это дети, которые затрудняются с программированием и контролем деятельности. Причиной тому - нейропсихологические особенности, так работает их мозг. Вернее, не работает толком "лобная" часть коры головного мозга.

"Лобные" дети (из записок психолога)

Школу они обычно ненавидят. С кем-то из родителей или в остром конфликте, или везде вместе, как тень.

"Лобные" дети - безмолвные свидетели нашего родительского и педагогического бессилия.

Хуже того, они сами поверили в то, что плохие.

При чём здесь "лоб"?

Лобные доли коры головного мозга на заре развития нейронаук называли "передним мозгом". И вправду, по объёму лобная доля мозга - самая большая (по сравнению с теменной, затылочной, височной).

На анимированной иллюстрации лобная доля выделена красным цветом.

http://sd.uploads.ru/qVdt0.gif

Различают правую и левую лобные доли, а также внутреннюю и внешнюю поверхность лобной доли, и три извилины на ней: заднюю, среднюю и переднюю.

В медицине хорошо изучен синдром лобной доли. Когда патологический процесс поражает передний мозг, у человека исчезает возможность многоплановой целенаправленной деятельности. Она как бы подменяется упрощёнными, сиюминутными действиями и вместо разветвлённой программы, учитывающей сценарии и подсценарии, возможности и условия, превращается в застрявшую пластинку стереотипных поведенческих ходов и фраз.

В любой ситуации "лобный" больной говорит и делает практически одно и то же. Он словно утрачивает возможность гибко приспосабливаться к ситуации снаружи и к смене мотивов, желаний внутри себя.

При массивном поражении ответы вообще выглядят бессвязными: случайными, импульсивными или крайне формальными.

Нарушается целенаправленность действий, способность не отвлекаться на второстепенное, оставаясь сосредоточенным на главном. Теряется вообще понятие между "важным" и "неважным" для данной ситуации или задачи.

Стопорится вся сфера саморегуляции, то есть развёрнутый во времени ход:

- план действий, план решения задачи, проблемы,

- контроль за исполнением плана,

- корректировка плана по ходу его применения на практике,

- анализ сделанного и работа над ошибками, которые сам обнаружил, извлечение уроков.

Кажется, что он просто плывёт по течению.

Цикл эссе о "лобных" детях не об этом. Он не о пациентах нейрохирургического отделения. Он о здоровых мальчиках и девочках, чей мозг неврологически созревает чуть дольше, чем у сверстников.

Если бы эти дети росли в деревне и их задачи были конкретно-наглядными, связанными с природой и бытом, а не с пониманием прочитанного и арифметикой, никто и не догадался бы, что они затрудняются.

Но они идут в школу, и откровенно "не тянут" нагрузку, которую осваивают их сверстники. Своих ровесников они догонят только к 12-16 годам. Каждый по-разному.

Именно поэтому в книге "Сто признательных эссе" вы не найдёте слов "лобный синдром". Болезненного процесса там нет. А значит, нет и синдрома.

А что есть?

Есть эмоциональность, характерные особенности, избегающее поведение, неверие в себя как личностная особенность. Им нужен психолог, а ещё больше - доброе родительское отношение, понимание и терпение.

Именно поэтому я пишу о них как о "лобных" детях.

В книге "Сто признательных эссе" рассказаны четыре истории: про Артёма, Аню, Колю и Лизу.

Всех их я сопровождала как специалист на пути из детства в подростковый возраст и раннюю юность.

Все они приходили на приём вместе с родителями, семьёй.

Для каждого понадобился свой формат работы: психообразовательное вмешательство, когнитивно-поведенческая и психодинамическая психотерапия, поведенческая психотерапия, поддерживающая психотерапия.

Я публикую эти тексты на своём канале в Яндекс Дзен и дублирую эссе на популярных сайтах: Пикабу, Вконтакте, Фейсбук, Одноклассники, Ютуб.
Зачем? Для чего?

Для того, чтобы как можно больше мам и пап сумели разглядеть за "пустоголовым" "дебилом" или "дурой" дитё, на которое городская жизнь и требования образовательной системы возложили непосильную ношу.

Чтобы пришли на помощь, поддержали. Чтобы верили за двоих, что всё наладится, пока время делает своё дело. Потому что время - это друг.

Я видела преображение "лобных" детей в обычных много раз.

Именно об этом я хочу рассказать.

«Лобные» дети. Артём 157
Мамы — это люди. Люди могут ошибаться 160
Домино с попугаями 163
Слова-пароли 167
Тиран 170
Как отличить чемпиона от победителя 175
Памятный момент 178

«Лобные» дети. Аня 180
Трудный папа 183
Её любимый паровозик 190
Что могут деньги 195
Что может любовь 199

«Лобные» дети. Коля 204
Борьба трёх воль 206
Как узнать о скрытой неприязни 209
Беспрекословное подчинение 213
Навыки самообслуживания 217
Разлуки 220
Момент выбора 222

«Лобные» дети. Лиза 224
Тихушница 226
Как Изабелла стала Сэмом 228
50 оттенков упёртости 231
Сэм и Дэн 233
Грустный момент 235

Страницы указаны по изданию:

Бермант-Полякова О.В. 100 признательных эссе. Екатеринбург: Издательские решения, 2018. 356 с.
https://ridero.ru/books/1_0_0_priznatelnykh_esse/

2

Если профессионально пояснять, то лучше процитировать издание:

Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей. М.: В. Секачёв, 2013. 56 с.

Признаки слабости программирования и контроля:

При выполнении всех заданий:

- трудности вхождения в задания (замедленное по сравнению с другими детьми включение в работу),

- трудности ориентировки в условиях задачи или требованиях задания,

- трудности построения программы, её упрощение, проявляющееся в пропусках частей программы,

- повторение программы или её частей, т.е. инертность,

- импульсивность, лёгкая отвлекаемость,

- трудности контроля за выполнением задания,

- трудности переключения на новое задание.

Ошибки в математике:

- персеверации (повторы) при написании цифр, знаков действия,

- персеверации действия (5+2=7, 6-2=8),

- импульсивность в устном счёте (15-7=2),

- стереотипное, механическое решение задач, трудности решения задач с конфликтными условиями.

Ошибки на письме:

- пропуск элементов букв, букв, слогов, слов,

- персеверация (повторы) элементов букв, букв, словов, слов (ледоходох, появлявляются),

- антиципации (знездо, холхозные, рябята),

- контаминация двух слов в одно (всё ещё – всёщё),

- трудности выделения предложений и слов (замена заглавных букв строчными в начале предложения, пропуск точек, слитное написание слов с предлогами),

- обилие орфографических ошибок при знании соответствующих правил.

Особенности устной и письменной речи:

- стереотипные простые предложения, отсутствие сложных предложений,

- необходимость вопросов для построения развёрнутых предложений,

- неразвёрнутость, краткость текста,

- необходимость вопросов для построения текста,

- пропуск существенных смысловых кусков текста,

- отсутствие или стереотипия связующих элементов в тексте.

Признаки слабости кинестетической организации движений:

Моторика:

- отставание в развитии крупной и особенно мелкой моторики (завязывание шнурков, рисование, вырезание, лепка),

- отставание в развитии речевой моторики.

Артикуляция:

- смешения звуков или их нечёткое произнесение,

- в прошлом длительные занятия с логопедом из-за трудностей автоматизации произнесения звуков.

Письмо:

- смешение на письме звуков, близких по произношению, или букв, близких по написанию (т-п, б-д, т-к, т-н, ж-х, и-у).

Признаки слабости переработки слуховой информации:

Фонематический слух:

- замена звуков, близких по звучанию в устной и письменной речи.

Словарь:

- трудности называния,

- поиски слов,

- вербальные замены,

- частое использование местоимений и обобщающих слов.

Снижение слухоречевой памяти:

- переспрашивают учителя,

- пропускают слова, куски фраз, целые фразы из диктанта,

- трудности пересказа,

- ошибки в математике из-за трудностей запоминания (устный счёт и задачи).

Признаки слабости переработки зрительной информации:

Зрительное восприятие:

- трудности опознания изображений предметов, особенно если рисунок стилизован или перенасыщен.

Зрительные представления:

- рисунки очень обобщённые, при повторении рисунка не закрепление, а утеря формы.

Письмо:

- трудности усвоения графического образа буквы и цифры (путают зрительно похожие знаки, особенно заглавные или редкие буквы Н-К, ц-ч, п-к-н, цифры 1 и 7, 3 и 5).

Чтение:

- замедленное или угадывающее чтение из-за трудностей опознания букв.

Признаки слабости переработки зрительно-пространственной информации:

Общая ориентация в пространстве:

- трудности запоминания маршрута,

- трудности дифференцировки право-лево.

Речь:

- трудности понимания логико-грамматических конструкций (в частности, в условиях задачи).

Счёт:

- зеркальное написание цифр,

- зеркальное чтение примеров (вместо 23-5= … читает 32-5=27),

- трудности усвоения разрядного строения числа,

- трудности решения примеров с переходом через десяток.

Письмо (и ведение тетрадей):

- трудности ориентировки на листе бумаги, в нахождении начала строки (левостороннее игнорирование / отсутствие отступа),

- трудности удержания строки,

- колебания наклона, ширины и высоты букв, раздельное написание букв внутри слова,

- устойчивая зеркальность при написании букв,

- трудности актуализации графического / двигательного образа буквы (замена на зрительно похожие или близкие по написанию буквы), замена рукописных букв печатными, необычный способ написания букв,

- трудности овладения идеограммами, словарными словами (Клосная радота, Масква, собственное имя),

- пропуск и замена гласных, в том числе ударных (были – бАла),

- тенденция к фонетическому письму (шесе, ручйи),

- нарушение порядка букв в словах,

- слитное написание двух и более слов (шликдеревне).

Из перечисленных признаков видно, что их выявление доступно для любого внимательного учителя. Сначала для выделения этих признаков требуется произвольное внимание, постоянное возвращение к списку; с накоплением опыта фиксация особенностей становится почти автоматической. Надо помнить, что у ребёнка из-за недостаточной автоматизированности письма и быстрого утомления могут быть любые ошибки, однако ошибки, связанные с дефицитарным звеном, встречаются чаще других.

Конец цитаты.

3

Я писала о "лобных" детях на своём канале Яндекс Дзен, вот здесь

https://zen.yandex.ru/mdn2018

а потом собрала эссе под одной обложкой и выпустила книгу "100 признательных эссе"

https://ridero.ru/books/1_0_0_priznatelnykh_esse/


Вы здесь » Дети рисуют семью » "Лобные" дети » Кто такие "лобные" дети?


© 10bb.ru