Взято со страницы http://www.subscribe.ru/catalog/psychology.rorschach

Выпуск рассылки "Интерпретация проективных тестов"

Здравствуйте, уважаемые читатели!   
Выпуск второй недели января.   
Отгуляли-отшумели новогодние праздники, пора и за учёбу браться.   
Выпуски предыдущего месяца получились «организационными»  и, на мой взгляд, давно пора вернуться к теме интерпретации проективных тестов, тем более в помощь рассылке у нас теперь есть форум, где я буду выкладывать выпуски, чтобы можно было обсудить их он-лайн вместе со мной.   
 
Итак, дети рисуют семью, и их рисунки рассматривают мама/папа/брат/сестра/дедушка/бабушка/профессионал-психолог. Каждый из них видит в рисунках что-то своё, и каждый имеет право на своё мнение. Почему мы считаем, что мнение психолога «правильнее» мнения членов семьи, хотя в подавляющем большинстве случаев родители услышали психологическое заключение и пошли своей дорогой?
Чем отличается восприятие психолога от житейского восприятия? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд.   
Сколько копий было сломано в сражениях о том, что означает нарисованное ребёнком дерево или как трактовать заштрихованный рисунок: как тревожность или как агрессивность? а истины так и не нашли. Интерпретация проективных тестов для профессионалов от психодиагностики может быть поиском «психоаналитической» или «юнгианской» истины, а может быть совсем другим занятием: желанием вместе с семьёй «растолковать», «взять в толк» изображённое ребёнком.   
И психолог может быть недалёким, неправым, недальновидным, нелогичным, несправедливым толкователем рисунка. Более того, его толкование – любое – всегда мимо семейного или рядом с ним, и редко «попадает в яблочко» по той простой причине, что психолог не пропитан контекстом, в котором ребёнок живёт и рисует. Говоря умными словами, частичное знание о герое (о ребёнке) влечёт за собой частичное знание о продуктах его деятельности (о рисунке).   
В отличие от психодиагностического, восприятие родных - матери, отца, бабушек, дедушек, дядь и тёть - это восприятие заинтересованных лиц, связанных с ребёнком незримыми узами и то, какими видит свой дом и родню ребёнок, их по-настоящему волнует.   
Психологические знания, ум, раньше соотносили с разумом - интуитивным, целостным, сущностным пониманием, какое решение конкретной ситуации будет уместным. И первенство, кстати, принадлежало отнюдь не уму: «ум без разума беда», «ум разуму подспорье».  А ещё говорили: «голова умная, только дураку досталась».   
Ой, простите, «интеллектуальные ресурсы индивида без хорошо развитой способности адекватно оценивать реальность часто являются причиной эмоционального отвержения, истоки которого кроются в недостаточной адаптации личности». Это тоже самое, только умными словами. Говорить так я умею, не верите – почитайте мою книгу «Посттравма: диагностика и терапия», она выполнена в академической традиции и соответствует стандартам рассуждений про интеллектуальные и эмоциональные компоненты личности.
Уметь-то умею, но говорить так со слушателями не буду.   
Я отстаиваю точку зрения, что ум, книжное знание о том, что рисуют сотни разных детей, должен быть лишь подспорьем в нашем стремлении понять, что волнует ребёнка. И гораздо большую помощь, чем книги, оказывает в этом семья, близкие ребёнка, те, для кого он рисует свои картинки, ведь именно им предназначены его «послания». Я буду называть их иногда «китайская грамота» и «тарабарская грамота», а объясню, откуда взялись такие именования, как-нибудь позже.   
Мне не раз приходилось сталкиваться с возмущением профессиональных психологов, когда они сталкиваются с максимой «Коли ты архиерей, то и будь архиереем», то есть раз уж ты назывался самым нравственным духовным иерархом, будь образцом высоконравственной духовной жизни и веди себя как подобает. Психологи же принимаются страдать, что их не считают за обычных людей со своими слабостями.
На первый взгляд, психолог овладел ремеслом душевного разговора, поднаторел в разных объяснениях и может  при необходимости сослаться на авторитеты, которые делали выводы похожим образом до него, а наивный обыватель ничего этого не умеет.   
Я писала уже о непоколебимом убеждении большинства людей, что к психологам обращаются только ПСИХИ, ненормальные. Нормальные убеждены, что «в соседи за умом не пойдёшь». Это болезненная тема для тех, кто верит, что единственно знание психологии может помочь людям и нежелание ходить к психологам проистекает исключительно из недостаточной просвещённости аудитории. Однако различие между обыденными представлениями о людях и психологическими представлениями о них гораздо глубже.   
«Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты – не для того, чтобы соответствовать моим. Ты- это ты, а я – это я...» провозгласил Фриц Перлз. Он упустил из виду, что и ты, и я – каждый всё равно ожидает если не соответствия десяти заповедям, то как минимум уважения к рамкам Уголовного кодекса. Так что я в этом мире и для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям  о том, как ведут себя законопослушные люди, - как минимум.   
Независимость человека от других людей для не-психологов – выдумка. «И за горами люди», «без людей жизни не проживёшь», «людей не удивишь, хоть себя и уморишь», «есть люди, а есть и людишки», «поживи для людей, поживут и люди для тебя».   
И моё любимое, так сказать, эксклюзивно-феминистское: «Ворота на двух вереях, а дом на двух головах стоит». Верея это столб. Поговорка «дом на двух головах стоит» учит отношениям между супругами...   
Сейчас принято рассуждать «о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами», а раньше были просто «мужики и бабы», никакого «между». Говорили так: «Добрый мужик без хомута не бывает». Мужчину, который жил для себя и не кормил семью, не считали зрелым человеком. 28% родов в современной России приходятся на союзы, не зарегистрированные официально, это внебрачные дети. Почему перестали стыдиться  сожительства без публичного оглашения супружеского союза, почему перестали сострадать обездоленным семьям без кормильца, кто растит  ребёнка без отца и держит дом «одной головой»? Возможно, потому что, родив единственного ребёнка и возложив на него все возможные ожидания, которые раньше делились между тремя-четырьмя детьми, теперешнее поколение ищет решения, как продолжить свой род? И ребёнок, которого молодая женщина рожает «для себя», отвадив ровесников-женихов, появляется на свет, что бы продолжить своих родителей, а не мужчину, с которым решила жить одним домом, пока смерть их не разлучит? Жениться раньше означало «ввести жену в дом», выйти замуж – «войти в родню». Неконкретный «брак» и образ «штампа в паспорте» вместо «родня» и «дом» - изобретения не поколения двадцати-  и тридцатилетних, увы.   
Сейчас модно выражение «заниматься ребёнком», «общаться с ребёнком», и почти не говорят «растить ребёнка». Как-то само собой подразумевается, что им всё время нужно будет заниматься, а время, когда он вырастет, достигнет состояния взрослого и перестанет нуждаться в родителях и их опеке, никогда не наступит. Хотите правду на этот счёт? Пожалуйста: «Засиженное яйцо всегда болтун, занянченное дитё всегда дурак». Иногда я думаю, что психологи приставлены к заброшенным и к занянченным детям. Остальные, став взрослыми, живут своим умом и психологи им не нужны.   
Вряд ли вы удивитесь, если сопоставите отношение занянченных детей к своим родителям с отношением тех, кого растили как наследников и ставили на ноги как продолжателей, достойных и сильных, полных чувства собственного достоинства, трудолюбия и доброго отношения к близким.   
У заброшенных и занянченных в отзывах о родителях одна критика,  они не видят в своих родителях ничего, что заслуживало бы уважения. «Чти отца и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле», заповедь не требует любить родителей, она требует почитания, уважения к тем, кто старше тебя. Заповедь хранит всех нас. Ведь однажды и ты станешь малосильным и не сможешь работать как в молодости, однажды и ты перестанешь зарабатывать хорошие деньги и будешь жить на скромную пенсию, - так вот, когда силы и средства иссякнут, твой возраст, наоборот, прибудет. В запрете злоречить родителей психология и житейские представления расходятся принципиально. Злословить родителей значить становиться душевно здоровым, - верят одни. Тот, кто презирает своих родителей, будет бездетным, - знают те, кто близко сталкивался с пациентами центров по лечению бесплодия.   
«Дети рисуют семью» - методика психологическая. Это, расставим точки над И, придумка психологов, изобретённая для того, чтобы подглядывать в дом к другим людям. Я добросовестно изложила то, что знает современная психология об интерпретации детских рисунков в виде Интегративной системы, аналогично Экснеровской системе для Роршах-теста. Всё-таки это аппарат для контент-анализа проективного содержания, равного которому в современной практике нет. Бог даст, опубликую её в книге отдельной главой.
Но хочется мне, чтобы вы научились быть не «умными», а «разумными» психологами, чтобы верили, «добрый жёрнов всё смелет, а плохой сам смелется», и поддерживали людей в трудную минуту жизни. А их немало, этих минут – и в детском саду, и в школе, и в первой любви, и в создании молодой семьи, - потому что подход «я – это я, а ты – это ты» делает своё разрушительное дело.   
Было такое исследование, детей попросили нарисовать человека. И дети, надолго госпитализированные в отделение кардиохирургии, рисовали у человека сердце. А здоровые дети, которые составили контрольную группу, сердце не рисовали. Оно у них было здоровым, работало и работало себе, и они его как бы не замечали и поэтому не рисовали его – не показывали себе и другим, не размышляли о нём с карандашом в руках. Если ребёнок по собственной инициативе рисует семью – это «кардиологический больной», сердце его жизни - семья - не в порядке, беспокойство о том, что творится между домашними, занимает его мысли.   
Если Вы хотите уразуметь, что происходит в семье, и помочь ей своими «умными речами», которые «приятно и слушать», попросите ребёнка нарисовать то, что он хочет, свой рисунок. Ребёнок-дошкольник обычно рисует землю, небо, солнце, дерево, дом – мир жизни и своё место в этом мире.   
 
Продолжение в следущем выпуске рассылки.   
 
К слову, укоризна предыдущего выпуска подействовала на 10 читателей из 600. Ровно столько новых участников зарегистрировалось на форуме «Дети рисуют семью». Спасибо всем, кто откликнулся.   
Остальным скажу так: потребляйте, не думая и не задавая лишних вопросов, мне не жалко. Дозревайте. Как созреете, приходите на форум http://madeinmodiin.10bb.ru , поговорим.   
 
С уважением,   
доктор Ольга Бермант-Полякова 
психолог, психотерапевт, супервизор