Если Вы профи, то легко ответите на вопрос: «Какой Вы психолог?» Заумный психолог,  психолог-садист, заботливый психолог, добренький психолог, заискивающий психолог, замкнутый психолог, психолог-хамелеон, психолог-мазохист?
Блестящий знаток теста Роршаха, психоаналитик, главный клинический психолог Йельского медицинского университета Рой Шефер однажды иронично описал преимущества и недостатки каждого типа психолога-психодиагноста. Отрывки из книги Shafer Roy. Psychoanalytic Interpretation in Rorschach testing. NY:Grune&Stratton, 1954 цитируются по книге: Arbitrum Liberium. Арбитрум Либериум. Свобода выбора пути. Тель-Авив, 2007. 198 с. ISBN 978-965-7272-19-0
Впрочем, его проницательный взгляд легко применить к разговору о том, какой вы врач, педагог, социальный работник, руководитель – или шире, представитель профессий, где взаимодействие с другими людьми является главным.

Тип психолога: добренький

Добренький психолог. Ненависть к конкуренции и усмирение своего страха перед другими людьми с помощью добрых дел на их благо – это надёжный путь избежать встречи с собственной враждебностью по отношению к людям. Подобно защитам от потребностей в зависимости, защиты от враждебности играют жизненно важную роль в выборе клиническим психологом своей профессии.
Психолог, которым управляют ригидные защиты против враждебности (подавление, формирование реакции или отмена), переносит на пациентов неосознанный паттерн частичного прощения или исправления родителей или сибсов, которые посягали на психолога или отвергали его. Подобно терапевту в той же динамической позиции, психолог может иногда ненавидеть пациентов, которые сопротивляются его отчаянным попыткам быть с ними «хорошим». Когда собственная враждебность вызывает чувство вины, занятия психологией на благо людей легко превращаются в искупление вины хорошими поступками.
Если защиты против враждебности к другим людям слабы, психолог может вести себя как садист. Если защиты чрезмерны, такой слишком-лёгкий добренький психолог ставит пациента в позицию, провоцирующую вину: «Я такой терпеливый, терпимый, понимающий и помогающий, а ты, неблагодарный, отказываешься сотрудничать». В этом смысле, святошество может быть мощным садистским оружием, заключает Шефер.

Ригидные защиты против враждебности могут лишать психодиагноста способности видеть неутешительные тестовые результаты. Возможно, он видит их, но минимизирует или не может  квалифицировать. С другой стороны, доброта и снисходительность психолога помогают найти сильные стороны в личности самого разрушенного пациента и повышают чувствительность к малейшим намёкам на существование у него адаптивного потенциала.