Уже не первый год ведутся оживлённые дискуссии по поводу состояния израильской системы школьного преподавания. В них участвуют политики и общественные деятели. Предлагаются всевозможные реформы преобразования этой системы. На сегодняшний день ясно одно – уровень школьного образования не соответствует требованию современного мира, вся система школьного образования тянет общество назад, останавливает его развитие.
Одной из проблем системы школьного образования можно назвать несоответствующий требованиям уровень профессионализма учителей младших и средних школ, школьных работников.
Из статьи "Министерство просвещения объявляет "призыв" репатриантов на работу в школах"
http://www.strana.co.il/israel/index.php?item=26068

ЦСУ предоставило сведения по 2004-2007 годам. Согласно полученным данным, можно утверждать, что ситуация в последние годы ухудшается.

В государственной системе образования работают около 16.000 учителей математики. Из них 9.000 преподают в начальных классах.

По данным ЦСУ, более 80% учителей математики в начальной школе и около 60% преподавателей этой дисциплины в средней школе не имеют необходимой профессиональной подготовки. По преподавателям старшей школы точных данных нет, но известно, что лишь 40% учителей старших классов оканчивали университеты по специальности "математика".

Число желающих стать учителем математики в школе с каждым годом уменьшается: в 2003 году лицензию учителя (специализация "математика") получили в университетах 106 чел, в 2004-м – 100, в 2005-м – 123, в 2006-м – 90 человек. (Данные не учитывают выпускников педагогических колледжей, которые выпускают учителей, но служат иллюстрацией проблемы – Прим.ред.). Но даже эти люди не всегда доходят до школы: в 2003 году из числа выпускников, получивших диплом преподавателя математики, работать в школы пошли 80%, в 2004-м – 69%, в 2005-м – 60%, в 2006-м – 52%.

В начальной школе, как правило, математику преподают те, что изучал этот предмет на уровне 3 баллов (минимальный уровень сложности, необходимый для аттестации, "багрута"). Большинство учителей математики в начальных классах получили гуманитарное образование, только 20% – математическое."

Есть и противоположное явление – В школьные учители идут люди, имеющие соответствующее образование по предметам, которые они берутся преподавать детям, но не имеющие профессионального образования школьного учителя.
Возможно, в более старших классах средней школы такое положение и допустимо, опять - таки при наличии всё же минимальной проверки способности преподавателя вести себя  адекватно в условиях преподавания детям, учитывая специфику этой работы.
Но в младших классах умение и способность работать именно с маленькими детьми для школьного учителя просто необходимы. И это умение невозможно развить, пойдя несложные курсы переквалификации от мин образования. Необходимы также некоторые соответсвующие профессии личные качества, наличие которых никаким образом не проверяется и не контролируется...

Результаты такого положения дел – плачевны. В школе, где учатся мои дети, далеко не все учителя имеют соответствующий диплом учителя. И родителям класса, куда не могут найти профессионального учителя (а в нашем случае классного руководителя!) приходится надеяться на то, что в лучшем случае их детям попадётся в этой роли хороший человек...

Дирректор школы на мой вопрос о таком состоянии дел развела руками – "Нет учителей...Найди учителя, приведи, мы с радостью его примем..." На сегодняшний день классной руководительницей класса, где учится мой ребёнок является психолог по образованию и нам, как родителям, и ученикам очень повезло, что эта женщина любит детей, вкладывает в них душу и добилась существенных изменений в классной атмосфере. В начале же года классной руковдительницей была не только учительница без соответствующего "самхут", но и человек, за пару месяцев умудрившийся буквально развалить класс и вызвать у детей ненависть к школе...

Израильская школа испытывает колоссальный недостачу учителей по целому списку предметов. В некоторых местах директора предпочитают не брать абы кого; другие все-таки берут "специалистов" с какими-то курсами или просто "способностями".

То, что школьная система находится в загнившем уже, катастрофическом состоянии понятно и потому, сколько объявлений о частных уроках можно встретить в газетах, интернете, да и прост на дверях магазинов, остановках, фонарных столбах...

Средняя зарплата учителя составляет 6600 шекелей, в то время, когда, например, зарплата начальника группы из сферы израильского хайтека колеблется от 18000 до 30000.
Необходимо улучшать условия работы школьных учителей, одновременно в повышением уровня профессиональных требований. Это будет способствовать поднятию престижа этой професии. К профессии школьный учитель необходимо привлекат также и мужчин – педагогов, а не только женщин, ибо среди детей – учеников школы есть и мальчики))), и известно, что " чисто женская атмосфера" не всегда находит понимание у мальчиков, как с одной, так и с другой стороны – взаимное непонимание.

В стране очень слабая система целевой подготовки учителей в ВУЗах и это одна из причин сложившегося настоящего бедственного положения школьной системы и эту систему подготовки также необходимо пересматривать и менять.

На сегодняшний же день у многих родителей стоит вопрос о компенсации ущерба от того, что их ребёнок посещает школу, а вовсе не о пользе, которую ребёнок получает от этих посещений (вспомним тут, что образование является обязательным и родитель просто по закону не имеет права не отправить своего ребёнка в школу, даже если от этого "обучения" нет никакой пользы, а ущерб - очевиден).

Отредактировано Lucky (2010-05-18 10:24:04)