Дети рисуют семью

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дети рисуют семью » Мама из Москвы » Тело. Культура действия


Тело. Культура действия

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

В этой теме мы будем говорить обо всём, что связано с телесностью ребёнка.

2

Добрый день!

Я сгруппировала высказывания, относящиеся к физическому развитию ребёнка, и получилось следующее:

У меня была превосходная беременность и лёгкие роды в течении 4 часов. Всё это происходило , в Испании, где в те годы я жила. Ребенка, получившего 9 балов, подготовили к выписке быстрее,  чем меня. Все было идеально. Он вовремя сел, пополз, пошёл.

Сейчас он Сам ест, сам одевается,  помогает по быту немного, т.е. явных отклонений нет. Физически развит хорошо.

В том, что ему интересно, например компьютерные игры, разбирается быстрее меня, концентрируется на пару часов отлично, работает жестиком как виртуоз и очень интересуется чтобы его научили тому что не может сделать сам. Запоминает как управлять техникой (новый телевизор, магнитофон и т.д.) мгновенно.

Из нарушений в сфере телесности нам известны два:

Серёжа практически сразу не смог есть грудное молоко . Я пробовала поочередно исключать продукты из своего рациона, но причину установить, а следовательно устранить так и не удалось. Ребёнок буквально набрасывался голодный на грудь, и ровно через секунду отпрыгивал и кричал. Потом мучился коликами. Я перевела его на соевое молоко,  он стал есть и  спать и вообще стал спокойным.
Так было до 3 месяцев. но с 3 месяцев до 6 практически не ел. Я лежала с ним в больнице, наши обследования посылали в Барселону и ничего не нашли, а ребёнок не ел. Мы кормили его спящего, выдавливая из бутылки молоко ему в ротик. Потом в 6 месяцев это прошло и больше проблемы такой не было.

Недавнее обследование мальчика (в возрасте 7 лет)  в Московской Медицинской Академии им. И.М. Сеченова, в Клинике детских болезней (ему сделали МРТ головного мозга) обнаружило органическое поражение мозга. В Заключении, подписанном зав. отделением Е.М. Перепеловой, поставлен диагноз Постгипоксическая перивентикулярная лейкомаляция, вторичное расширение задних рогов боковых желудочков.

Поскольку ПВЛ чаще свойственна недоношенным детям, а вы сообщаете о прекрасной беременности и моторном развитии, соответствующем возрасту, по крайней мере на первом году жизни, поставим вопрос, Почему развитие ребёнка стало замедляться? И что нужно предпринять, чтобы замедлить/остановить процессы разрушения?

Причин замедления развития после года жизни  может быть несколько: инфекционные заболевания мозга, метаболические нарушения, прогрессирующее развитие ПВЛ и др.

Поскольку в истории развития Серёжи есть непростые отношения с молоком, я попросила вас сделать анализ, чтобы ИСКЛЮЧИТЬ галактоземию как органическую причину нарушений развития. Галактоземия (galactosaemia; галактоза + греч. haima кровь; син. олигофрения галактоземическая) - наследственная болезнь, обусловленная нарушением углеводного обмена вследствие отсутствия фермента галактозо-1-фосфат-уридилтрансферазы (К. Ф. 2.7.7.10) и характеризующаяся накоплением в крови галактозы, отставанием в физическом и умственном развитии, желтухой, гепатомегалией, катарактой; наследуется по аутосомно-рецессивному типу.

Иначе получится, что мы реабилитируем ребёнка, одновременно продолжая отравлять его организм галактозой, которую он в силу болезни не усваивает.

Когда галактоземия будет исключена (а я на это надеюсь), будем работать дальше.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова

3

Добрый день!

Я процитирую вам статью
Барашнев Ю.И. Принципы реабилитационной терапии перинатальных повреждений нервной системы у новорожденных и детей первого года жизни // Рос.вест. перинат. пед.- 1999.- №1.- С. 7-13.

ПВЛ является результатом некроза вещества головного мозга преимущественно вокруг передних рогов и тел желудочков. В генезе ПВЛ играет роль не только гипоксия, но и наличие внутриутробных вирусных инфекций и антифосфолипидный синдром. Пренатально ПВЛ возникает в 31% случаев, постнатально у 31%, у 18% – сочетанно и у 20% выяснить время ее возникновения не удается. Конечным звеном в патогенезе и возникновении ПВЛ является кальциевый поток, вследствие глутаматергической активации, запущеной цитокинами, инфекцией, воспалением и дефицитом нейротрофических факторов.

Последствием гипоксического поражения обычно является участок уплотнения в перивентрикулярной области. Оно имеет треугольную или неправильную форму, нечеткие границы, более высокую (по сравнению с сосудистым сплетением) плотность. Исходом ишемического поражения может быть перивентрикулярная лейкомаляция (на месте ранее выявляемых участков уплотнения обнаруживаются эхосвободные кистозные образования, постепенно увеличивающиеся и распространяющиеся по всей паренхиме мозга). Эти кисты могут сливаться с боковыми желудочками, образуя значительные жидкостные зоны в мозге. Исходом паренхиматозного кровоизлияния может быть образование порэнцефалической кисты, определяемой эхографически как эхосвободный участок, достигающий в некоторых случаях значительных размеров.

Напомню диагноз по заключению, которое передо мной: постгипоксическая перивентикулярная лейкомаляция, вторичное расширение задних рогов боковых желудочков.

В головном мозге имеются 4 желудочка: боковые (ventriculi laterales - первый и второй), третий (ventriculus tertius) и четвертый (ventriculus quartos). Это полости, находящиеся в головном мозге, наполненные цереброспинальной жидкостью. Функциональное значение их определяется тем, что они являются местом образования и вместилищем цереброспинальной жидкости, а также частью ликворопроводящих путей.

ПВЛ относится к тяжёлым гипоксически повреждениям мозга.
При прогредиентном течении состояние пациента всё время ухудшается: объём нейронов в стадии деградации оказывается значительно больше первоначального (лизис нейронов, опустошение коры, вторичные дисцирку-ляторные расстройства и др.) и только к 9-12 мес. жизни становится очевиден исход перинатального повреждения;

фазовый характер изменений ЦНС – острый период до 1 мес. жизни, фаза ложной нормализации (2-3 мес.), фаза спастических явлений (3-6 мес. жизни), фаза (7-9 мес. жизни) с четкими признаками сихоневрологических расстройств вплоть до тяжелых форм ДЦП (очевидно не наш случай).

Постгипоксическое повреждение мозга не ограничивается первично возникшим очагом. На протяжении первых месяцев жизни параллельно идут процесс восстановления и деградация гипоксически изменённых нейронов. Ранняя интенсивная терапия, весь потенциал восстановительной терапии должен быть направлен на сохранение нейропластичности и усиление процессов репарации. Чрезвычайно высокая пластичность незрелого мозга вступает в противоборство с вяло, но постоянно текущими процессами деструкции при тяжелых ишемических состояниях.

В связи с этим вопрос: лечил ли вашего ребёнка конвенциональный врач, имеющий специализацию по краниосакральной терапии? Я размещу статью о краниосакральной терапии в разделе Тексты.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова

4

Материал, который имеет отношение к консультации по запросу мамы из Ришон-ле-Циона.

Взято со страницы http://www.medicinform.net/deti/deti_pop7.htm

Дорога к горшку
--------------------------------------------------------------------------------

Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний. Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга.

Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит - уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?

Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами. Как только, на каком нибудь дне рождения, вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых.

Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев. Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа, ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя, из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя.

То ли дело Артурчик! Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племенник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя... И это предмет отдельного разговора. Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.

* * *

Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание, поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым. Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано.

Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И, снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким! С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию? Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.

И, прежде всего, вот о чем. Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду? Ответ однозначен - не много, а если точнее не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу. Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества. Но что, в данном контексте, означает словосочетание «рано или поздно»?

Рано, это когда - в полгода или в год? Поздно, это когда - в три года или в четыре? И ответа однозначного здесь нет и быть не может. Ибо все определяется, по крайней мере, должно определятся, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю - лично вашими!

Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами; Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах, сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка; Не категорическими утверждениями крупных «специалистов» о том, что подгузники вредны и «вам должно быть стыдно и вообще уже пора».

Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи. Из приведенного правила есть очевидное исключение.

Процессы оправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но, упомянутое исключение, лишь подтверждает общее правило. Итак, вы решили, что действительно пора.

Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком - успех придет к вам пренепременно. Да возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен. Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации. Этим мы и займемся, пожалуй.

* * *

С момента рождения - и это очевидный факт - процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т.е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам - действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку, в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным - подчинить его воле конкретного юного индивидуума.

Успешность переучивания определяется тремя факторами:

1. Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер - это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него);

2. Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.

3. Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны: Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует. Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка. Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.

Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пипи», а ходит по большому исключительно после «аа». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пипи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно. Но цепочка должна быть другой: не «пипи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря - горшок - мочеиспускание. Т.е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пипи»). Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни.

Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные - наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пипи»…

Каких бы «поразительных успехов» вы не добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими. Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость. В этом то и кроется серьезная проблема.

Озабоченные тем, что не получается родители, пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия - заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие - истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности. Отсюда важное правило: если не получается - подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.

2. Средний возраст выработки более-менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.

3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное - теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют. Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале - от 1-го до 3-х лет.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

К таким признакам относятся:

установление более-менее стабильного режима дефекации;
способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
знание частей тела и названий предметов одежды;
знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;
демонстрация отрицательных эмоций, как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.
И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом - словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».
* * *

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.

1. Помимо готовности ребенка, должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как в прочем и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Лучшее время - лето. Легче освободится от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна - после сна, после еды, когда по поведению поняли - пора.

5. В случае успеха - очень-очень хвалим. В случае неудачи - изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся - огорчения не показываем.

6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы - весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок - обращаем внимание на то, какие мы молодцы и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.

9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, - это горшок, на нем писают и какают. Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж, как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом - вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочится - это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…

* * *

Итоговое наблюдение из практики. Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком. Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны - явление довольно типичное. При этом, главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.

- А с чего вы взяли, что все остальные ходят?
- Так сами говорят!

По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»… Надеюсь, аналогия понятна.

Комаровский Е.О.

Спасибо за ссылку А.С.


Вы здесь » Дети рисуют семью » Мама из Москвы » Тело. Культура действия


© 10bb.ru