Дети рисуют семью

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дети рисуют семью » Рисунки не по инструкции » Мама из Москвы


Мама из Москвы

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Высылаю вам рисунок моей дочери. Ей недавно исполнилось 10 лет, учится в 4 классе.

Комментарии к рисунку:

кружочки закрашивала слева направо (от синего кружочка), после пятого задумалась, и почему-то долго подбирала цвет, который был бы непохож на второй кружочек, но близок к нему,

семью рисовала два дня, немного с неохотой. В первый день нарисовала себя, маму, папу и бабушку (может, ещё и дедушку). На второй день продолжила и дорисовала остальную часть. Раскрашивать не захотела.

Про текущую ситуацию - о героях картинки. Мы живём с дочерью вдвоём. С её папой разошлись, когда ей был год-два. Папу она видит где-то раз в два-три месяца. У бабушки (моей мамы), как правило, проводит каникулы, мои папа и сестра (дедушка и тётя, соответственно) тоже помогают, когда нужно побыть с дочкой. Вторую бабушку - папину маму, она  видит раз в два-четыре месяца.

Вот такие вводные данные.

Что касается "проблем". В детстве дочка была очень активным ребёнком. То, что называется гиперактивностью. Хотя до СДВГ по формальным признакам чуть-чуть не дотягивала (но к специалистам я не обращалась за точной диагностикой). В школе начались проблемы, в основном с преподавателями. Главная их претензия - то, что она проявляет неуважение (или не проявляет уважения), может ответить, что ей вздумается, начинает пререкаться и т.п., говорит достаточно резко. И хотя школу мы сменили, проблемы остались, появились они и в музыкальной школе, так что учитель через год даже отказалась с ней заниматься, хотя признавала, что она очень способная девочка. Основная проблема у взрослых с дочкой - это её неподчинение указаниям.

Ну вот так совсем кратко обрисовала картину.
Спасибо.

2

Смотрим рисунок.

3

Добрый день!
Что ж, давайте разбираться. Рисунок очень информативен.
Сначала посмотрим на формальные характеристики. Композиционно даны три дома: разорённый разводом родительский дом,  дом ваших родителей и дом родителей мужа, - все домочадцы показаны в центре листа единой группой. Я не знаю, живёт тётя своим домом или с родителями, так что может быть, домов четыре. Важно здесь, что себя девочка нарисовала в центре.
Расположение героев я называю сценическим - это метафора, отражающая героев на первом плане и героев на втором плане (и папина отставленная за спину бабушки нога намечает третий план). Нераскрашенные фигуры это прямое нарушение инструкции, как, впрочем, и рисование в два этапа. Из необычных деталей - чёрные ботинки одного из персонажей и знаки вопроса на теле другого.
По содержанию. Цветные кружки в начале теста, как вы понимаете, не прихоть, а необходимая часть цветового ассоциативного эксперимента, чтобы понять, каким цветом рисует себя - предпочитаемым или отвергаемым, каким цветом членов семьи и т.д. Говорить правду автор рисунка не захотела и раскрашивать ничего не стала. Члены семьи СТОЯТ СТЕНОЙ, если можно так выразиться.

Вопросы к маме. Какие ассоциации возникают у вас в связи с увиденным в рисунке?

4

Ольга, спасибо за ответ.

DrOlga написал(а):

Композиционно даны три дома: разорённый разводом родительский дом,  дом ваших родителей и дом родителей мужа, - все домочадцы показаны в центре листа единой группой. Я не знаю, живёт тётя своим домом или с родителями, так что может быть, домов четыре.

Если говорить ещё более точно, то разведены и родители папы, и родители мамы, сестра моя живёт вместе с родителями.

DrOlga написал(а):

Из необычных деталей - чёрные ботинки одного из персонажей и знаки вопроса на теле другого.

Я допускаю, что чёрные ботинки могли получится просто из-за того, что ноги были перерисованы несколько раз, а потом исправления закрашены. Вечером уточню (уточнение - "чтобы ноги не перемешивались", поэтому и закрасила).
Знаки вопроса объясняются просто: "я не помню, как он выглядит". Дедушку со стороны папы дочка видит раз в год.

DrOlga написал(а):

Нераскрашенные фигуры это прямое нарушение инструкции, как, впрочем, и рисование в два этапа.

Дочка вообще с неохотой рисовала, когда нарисовала 3-4 фигуры вздохнула "мне же целых девять человек нужно нарисовать" (девятый, это брат папы, которого она не стала в итоге рисовать "я не помню, как он выглядит").

DrOlga написал(а):

Вопросы к маме. Какие ассоциации возникают у вас в связи с увиденным в рисунке?

С ассоциациями пока сложно. Подумаю.
Было небольшое удивление, что она хочет нарисовать всех своих ближайших родственников.

Дополнение. Всё-таки, ассоциаций пока не возникает. Могу лишь отметить какие-то особенности. То, что нарисовано, с одной стороны схематично, и совсем уж "по-детски", с другой стороны, что дочь старалась отметить  характерные детали в одежде и внешности. Маму вообще "с натуры" рисовала, тётя носит юки и каблучки, а папа - обтягивающие футболки с рисунками. То, что старалась соблюдать пропорции по росту (маме она по плечо, бабушка - выше мамы, но одного роста с тётей и т.д.)

Отредактировано MamaS (2008-11-17 23:59:05)

5

Добрый день!
Непростая работа, беседовать о сокровенной жизни семьи по интернету. Я, конечно, предпочитаю говорить тет-а-тет, свободно, у себя в клинике в Модиине. Кто приходил на приём не даст соврать - ставлю на стол чашки столетнего кузнецовского фарфора и угощаю хорошим свежезаваренным чаем, мне присылают его с разных концов света.

Конечно, два дома (родители папы), два дома (родители мамы) и два дома (мама и папа) это шесть разных домов, между которыми кочует ваша девочка. Если мы проведём воображаемые линии, кто где стоит на рисунке, ближе или дальше, то увидим как бы зигзаг: тётя, за тётей дедушка, за дедушкой бабушка, за бабушкой мама+я (ступни на одной воображаемой горизонтали), за спиной у мамы бабушка в чёрных ботинках, за нею папа и особняком стоит дедушка под знаком вопроса. Шесть линий плюс выдающийся дед. Она ближе всего к вам, это хороший знак.

Руки, плотно прижатые к телу, обычно рисуют интровертированные дети (интроверт - тот, кто пополняет душевные силы, отдыхает в одиночестве, на лоне природы, за книгой, тот, кого общение с другими людьми выматывает и лишает сил. Экстраверт - тот, кто пополняет душевные силы в телефоном в руке или на вечеринке, общение с другими людьми заряжает его энергией). Не будучи лично знакомой ни с вами, ни с ребёнком, я не возьмусь делать столь далеко идущие выводы. Вне всякого сомнения, автор рисунка очень старалась сделать всех разными и узнаваемыми. Над этим желанием имеет смысл поразмышлять подольше.

На настоящий момент я склонна ставить на первое место по важности - отсутствие цвета в рисунке и неохоту, с которой девочка его делала. Отсутствие цвета (белый) можно истолковать как смесь всех цветов, то есть бурю противоречивых чувств в одном ребёнке. Почему не раскрасила себя и маму в одинаковые цвета, хотя бы частично? Понимаем ли мы её внутренний мир? Живёт ли она с ощущением, что понята мамой?

Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам внимательно прочесть два текста, которые сейчас размещу тут в теме, и поразмышлять вместе со мной, что из написанного имеет отношение к вашей дочке, а что - не совсем. Возможно, совместными усилиями нам удастся "собрать воедино" внутренний мир ребёнка - подобно тому, как она собрала шесть разных домов, каждый со своим укладом, в одной композиции на рисунке.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова

Отредактировано DrOlga (2008-11-18 12:35:03)

6

Цитируем по книге:
Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. СПб: Речь, 2003. 288 с.

Стр. 66-71
С младенчества ребёнок этого темперамента характеризуется взрослыми как чрезвычайно живой и активный. Физиологически он реагирует на кормление, как и другие дети, но по поведению видно, что он получает огромное удовольствие от еды. Он из тех, кто отличается завидным аппетитом. Так же рано проявляется другая его особенность: он  всё время попадает во всевозможные «переплёты». Оставьте SP одного хотя бы на секунду и он ухитрится натворить что-нибудь акое... За это ему так часто достаётся от родителей, что он рано учится совершенно не обращать внимания на замечания и выговоры. Именно такие дети не понимают, зачем нужно убирать по местам свои вещи и игрушки. Пусть другим кажется, что в их комнате хаос и развал, он считает, что это самые подходящие условия для нормлаьной жизни. Он же слишком занят, чтобы тратить время на пустяки вроде уборки. Такие дети очень любят животных.

Тем же, что привлекает их внимание, SP  занимаются удивительно долго. Целыми днями они возятся с какими-нибудь крышечками от баночек и кастрюль, не жалея сил упражняются на любимом музыкальном инструменте, их невозможно «оторвать» от новой игрушки буквально ни на секунду сегодня, а завтра они полностью забрасывают её. Если же ребёнку повезёт и он ухитрится не потерять интерес к чему-то определённому, со временем из него получится первоклассный мастер-гравёр, косметолог, музыкант-исполнитель, оригинальный художник, талантливый конферансье, в зависимости от других способностей.

Ребёнку SP  недостаточно просто присутствовать на игровой площадке, он хочет свободно следовать туда, куда ведёт его импульс.Сиюминутность, хорошая жизнь, принцип «здесь и сейчас», спонтанность и удовольствие – наиболее привлекательные для него установки. Взрослые относятся гораздо терпимее к такому стилю жизни мальчика, а вот у девочки этого темперамента могут возникнуть некоторые проблемы.

В детском саду, где основное занятие – игра и ничто не мешает ребёнку проявлять природную энергичность, SP адаптируются очень хорошо. Зато из всех типов им больше других «достаётся» в школе, поскольку стиль его поведения совершенно не соответствует принятым там требованиям.  К несчастью, обычный класс не соответствует врождённым психологическим особенностям SР. Ему необходимо физическое вовлечение в обучение, ему нужно всё потрогать руками, подвигаться, посоревноваться. Он любит рисковать, ему нравятся розыгрыши, чтобы его развлекали, впрочем, он и сам непрочь развеселить окружающих. Для успешного обучения SP требуются постоянные перемены и изменение темпа. Напротив, повторяющаяся изо дня в день рутина крайне негативно сказывается на таких детях, приводит к шалостям в классе, частым пропускам уроков.

Основная черта SP -  постоянная жажда действия, и манипулирование предметами вполне может удовлетворить это стремление. Если же ребёнок не получает возможность реализовать свою активность, последствия могут быть разрушительными: от задирания одноклассников и испорченной мебели до открытого игнорирования учителя. К сожалению, традиционный стиль преподавания такие дети  находят малопривлекательным. В результате они очень мало учатся и при первой же возможности стремятся покинуть школу, чтобы отправиться туда,  где больше действий и приключений.

В школе на десять детей приходится 2-4 SP. Значительно меньше представителей этого типа среди студентов высших учебных заведений. В целом, образование – особая проблема для большинства SP. Из-за своего рационального восприятия и воображения им гораздо легче даются искусства, ремёсла и практические области знаний, чем языки, науки или бизнес. К сожалению, образовательная система не имеет программ обучения,  адекватных потребностям такого ребёнка. Поэтому зачастую ему приклеивают ярлык непослушного, гиперактивного или неспособного к обучению. Таким ученикам надо непосредственно показать, что и как делать.

Работа с ручкой и бумагой смертельно скучна для SP ребёнка, скорее он предпочтёт чтение и устные ответы. Уроки лекционного типа, учебники, вопросы в конце главы – всё это SP  не интересует. Давать такому ребёнку домашние задания – бесполезное занятие, это только создасn повод для постоянных конфликтов между ним и родителями.

SP может быть отличным членом команды. «Братское» мировоззрение позволяет ребёнку этого типа проявлять исключительную лояльность по отношению к товарищам и одноклассникам. SP приносит в класс возбуждение и смех, порой не к месту. Если такой ребёнок уверен, что его искренне любят, он способен великолепно сотрудничать с педагогом. Как правило, SP  в хороших отношениях с другими учениками, которые восхищаются его беззаботностью и дерзостью. Не видя необходимости в боссе, такой ребёнок часто восстаёт против контроля и рассматривает инструктирование как что-то, на что не стоит обращать внимание.

7

Цитируем по книге: Дэвид Шапиро. Невротические стили. М: Институт общегуманитарных исследований, 1998. 200 с.

Пассивно-подчинённый импульсивный тип

Общие ограничения этого стиля мышления, критической самооценки и активного ищущего внимания таковы, что нарушают даже обычное суждение и логическую объективность. При таких условиях не может развиться ни самокритичный "внутренний голос", ни совесть. А может ли мышление, отвергающее даже очевидную логическую значимость ради сиюминутных личных впечатлений, обратить внимание на потенциальную моральную значимость? Иначе говоря, человек, поддающийся искушению что-либо сделать и не задумывающийся над тем, какие последствия будут через два месяца, вряд ли станет рассматривать свое действие с точки зрения абстрактной морали, и не задумается, что значило бы такое поведение для социального устройства, если бы так делал каждый и т.д.
То есть мысль не является результатом обдумывания, это лишь впечатление или мимолетная идея, которая выражается без критического изучения. Он говорит то, "что приходит в голову".
Именно из-за этого создается впечатление, что он "на самом деле" не думает то, что говорит, независимо от того, говорит он правду или нет. И, конечно же, через пять минут он не побоится сказать что-нибудь совершенно противоположное. У него отсутствует объективность, намерение и интерес к логическим связям, которые характерны для обычного человека, даже когда он имеет дело с воображаемыми материалами и отбрасывает привычные стандарты истины. Дело не в том, что у обычного человека есть мораль и совесть, а у психопата их нет; дело в интересе и в автоматической когнитивной тенденции.
Психопат во многом представляет собой модель импульсивного стиля. Он постоянно находится в состоянии, в котором другие оказываются только временно. Он действует по прихоти, его цель – немедленное достижение цели, и это единственное, что его интересует. Поведение психопата очень переменчиво, но весьма эффективно для достижения текущих целей.
Для существования моральных ценностей требуется определенный уровень эмоционального развития, способность аффективного вовлечения в неосязаемые интересы, относительно далекие от личных потребностей. Кроме того, для их существования необходимо определенное когнитивное развитие – умение видеть перспективу и способность размышлять, – это неотъемлемая часть уважения к принципам. Поэтому неудивительно, что такие моральные ценности, как справедливость, обычно развиваются у детей медленно и постепенно.
В интересах и внимании импульсивного человека, как правило, доминирует все, что относится конкретно к этому человеку в данный момент. У психопата это ограничение интересов принимает особую, крайнюю форму. Он постоянно "действует", он стремится к немедленной практической выгоде, и его внимание сосредоточено на тех аспектах ситуации, которые делают его цели достижимыми.
моральных ценностей и совести, но и обусловлена крайними формами различных черт импульсивного стиля: эгоцентричной точкой зрения; отсутствием целей и ценностей, помимо сиюминутных; быстрыми действиями и отсутствием намерения.
И в пассивном, и в импульсивном характере недостаток намерения формирует ядро защитного отказа от ответственности, особенно в форме так называемой экстернализации ответственности. Более того, и в пассивном, и в импульсивном характере недостаток намерения ассоциируется с "сокращением" интеграционных процессов.
Пассивные характеры можно разделить на две группы: в одной преобладает пассивная импульсивность (неспособность "устоять" перед искушением), в другой доминирует пассивное подчинение (неспособность "устоять" перед давлением). Очевидно, что первая группа связана с общим импульсивным стилем, в то время как вторая, пассивно-подчиненная, является более специфическим вариантом этого стиля и требует дальнейших обсуждений. По сравнению с чисто импульсивными или пассивными характерами, пассивно-подчиненные люди ведут наименее разбросанную жизнь, они не бросаются из стороны в сторону и не плывут бесцельно; они плывут, слегка маневрируя в основном течении. Эти люди находят внешнее давление, которое обретает огромное значение в их субъективном восприятии именно из-за дефицита автономного направления. Внешнее давление выполняет определенные психологические функции, которые обычно выполняют внутренние системы.
Пассивно-подчиненные люди могут планировать, но планируют они очень смутно. У них могут быть и относительно долгосрочные намерения, цели и интересы (более долговременные, чем у типичных импульсивных личностей), но тоже смутные и неопределенные. Такое состояние импрессивного искушения или принуждающего давления вызовет не нормальную отстраненную или заинтересованную реакцию, а резкое действие, мгновенную реакцию, в которой "сокращены" все дальнейшие интеграционные процессы.
В сущности, часто пассивно-подчиненные люди находятся в ожидании внешних обстоятельств: давления или искушения. Влияние оказывает даже самое удаленное от смутного намерения давление, поскольку отсутствуют четкие и определенные намерения и цели и критическое, отстраненное отношение. Таким людям очень легко промыть мозги.
Его уступка (так же как и уступки подобных людей в целом) основана не на эмпатическом понимании чужих нужд и не на желании доставить удовольствие другим, а на конкретном ощущении силы, с которой преподносятся эти нужды, и на желании немедленно избавиться от давления. Если эмпатический человек хочет удовлетворить друга, ему неважно, выразил ли тот свою просьбу тихо или громко, но для пассивного человека это имеет решающее значение. Так что, когда этот пациент говорит: "Он действительно очень сильно этого хотел", – то в действительности он имеет в виду: "Он очень на этом настаивал".
Когда пассивный человек говорит, объясняя свое действие: "Но он думал, что я так поступлю", – можно с легкостью ответить: "И вы явно считали, что обязаны поступить в соответствии с его мнением". Получив такой ответ, пассивный человек часто с удивлением понимает, что ситуация теперь выглядит совершенно по-новому. В фокус его внимания попадает объективный факт, что у него был выбор. Он не смотрел на внешнее давление (мнение другого человека) отстраненно, он не рассматривал и не оценивал его; он просто почувствовал силу давления.
В результате этого процесса появляется не выбор одного из альтернативных вариантов, а суждение, прерванное неопределенностью альтернативных возможностей; интеграционный процесс не завершается относительно гладким действием, вместо этого происходит психологически незрелая кристаллизация смутного намерения в резкое действие; отсутствует субъективное чувство намерения и желания, его место занимает частичная, неполная мотивация. Они не просто неспособны что-нибудь изменить; они неспособны захотеть изменений. Короче говоря, это можно назвать импульсивной моделью действия.

8

Прочла уточнение про закрашенную обувь бабушки: "чтобы ноги не перемешивались" :)

Папа и бабушка поддерживают тесные отношения? Можно ли назвать папу человеком, зависимым от бабушки, находящимся в симбиозе с ней, слиянии?

9

Ольга, спасибо большое за ответ. Действительно, такие беседы гораздо приятнее и эффективнее вести за чашечкой свежезаваренного чая:)

DrOlga написал(а):

На настоящий момент я склонна ставить на первое место по важности - отсутствие цвета в рисунке и неохоту, с которой девочка его делала. Отсутствие цвета (белый) можно истолковать как смесь всех цветов, то есть бурю противоречивых чувств в одном ребёнке. Почему не раскрасила себя и маму в одинаковые цвета, хотя бы частично? Понимаем ли мы её внутренний мир? Живёт ли она с ощущением, что понята мамой?

Дочка считает, что взрослые не понимают детей. Особенно учителя. Маме она тоже иногда может сказать - но почему взрослые не могут понять "по-детски".
Про одинаковые цвета - тут, видимо, принцип "всё или ничего". Если вся картинка карандашом, то ни для кого исключений нет. Хотя думаю, что даже если бы раскрашивала - это были бы разные цвета. Почему делала с неохотой. Видимо, потому что мама не ту  тактику выбрала. Получилось немного в указательном тоне "Выполни, пожалуйста, два задания: сначала раскрась вот эти кружочки в разные цвета. Раскрасила? А теперь нарисуй мне на этом листочке картинку "Моя семья"". Допускаю, что при другой постановке задачи - мог бы быть другой результат (не по композиции, а по выполнению работы - с охотой и за один раз).

С интересом прочитала обе статьи. В первой - даже удивилась - очень похоже на мою дочь! Когда меня спрашивают о её поведении, мне его сложно описать, а тут практически готовое описание. Проще назвать пункты, по которым нет соответствия: не могу сказать, что языки или математика плохо даются. Дочь - типичный пример учительской поговорки "может, но не старается/не хочет".  И второе пункт - про раннее детство - не могу сказать, что всегда был отличный аппетит. И ещё несмотря на всю свою гиперактивность, слава богу, в частые "переплёты" не попадала, всегда был какой-то внутренний контроль - где границы.

Про второй текст сложнее. При прочтении не сложилось ощущение - это про мою дочь (скорее, появлялись мысли при чтении второй части текста - не про меня ли это). Единственное, что  отдаленно похоже

DrOlga написал(а):

А может ли мышление, отвергающее даже очевидную логическую значимость ради сиюминутных личных впечатлений, обратить внимание на потенциальную моральную значимость? Иначе говоря, человек, поддающийся искушению что-либо сделать и не задумывающийся над тем, какие последствия будут через два месяца, вряд ли станет рассматривать свое действие с точки зрения абстрактной морали, и не задумается, что значило бы такое поведение для социального устройства, если бы так делал каждый и т.д.

но мне кажется, это может быть свойственно детям в целом, и если это и похоже, то лишь отчасти - то есть бывают такие отдельные моменты.

DrOlga написал(а):

Папа и бабушка поддерживают тесные отношения? Можно ли назвать папу человеком, зависимым от бабушки, находящимся в симбиозе с ней, слиянии?

Я бы не назвала их отношения "тесными". Скорее типичные отношения матери и взрослого сына - иногда в гости заехать можно, а так у каждого своя жизнь. Сейчас я бы не назвала папу человеком, зависимым от бабушки, находящимся с ним в симбиозе. Хотя в давние времена меня удивляло, с какой легкостью он одалживает у неё деньги или уговаривает купить ему что-нибудь (допускаю, что и сейчас такие ситуации бывают), а она выполняет его требования. Если и была зависимость, то не эмоционального плана, а скорее взаимоотношения материального плана.

Если рассматривать интровертность-экстравертность с точки зрения отдыха, то несомненно дочка интроверт. Когда мы приходим домой, ей обязательно нужно время, чтобы побыть одной.

10

Добрый вечер!

Что касается "проблем". В детстве дочка была очень активным ребёнком. То, что называется гиперактивностью. Хотя до СДВГ по формальным признакам чуть-чуть не дотягивала (но к специалистам я не обращалась за точной диагностикой). В школе начались проблемы, в основном с преподавателями. Главная их претензия - то, что она проявляет неуважение (или не проявляет уважения), может ответить, что ей вздумается, начинает пререкаться и т.п., говорит достаточно резко. И хотя школу мы сменили, проблемы остались, появились они и в музыкальной школе, так что учитель через год даже отказалась с ней заниматься, хотя признавала, что она очень способная девочка. Основная проблема у взрослых с дочкой - это её неподчинение указаниям.

Поскольку консультация у нас заочная, то есть я не видела ни вас, ни ребёнка, то целиком полагаюсь на вашу оценку. Импульсивный невротический стиль исключается, осталось проверить третью гипотезу, про неадекватное проживание ребёнком своих чувств. Я постараюсь найти время и выложить в вашей теме  наблюдения Вайолет Оклендер, детского психотерапевта, о том, как гиперактивное поведение сходит на нет, когда взрослые откликаются на чувства, переполняющие детей.

Дочка считает, что взрослые не понимают детей. Особенно учителя. Маме она тоже иногда может сказать - но почему взрослые не могут понять "по-детски".

Этому можно научиться. Не вас первую Господь наградил ребёнком SP темперамента, способы, как можно поладить, хорошо известны. Учителя могут представлять некоторую трудность, здесь принято каждого педагога лично инструктировать, какой подход необходим вашей девочке. В Израиле как правило родители обмениваются с учителями письмами по электронной почте и обычно учительница выделяет час времени, с 20.00 до 21.00, когда родители звонят ей домой, чтобы поговорить о своих детях. Звонить можно каждый день, кроме выходных. Напишите мне, пожалуйста, как в типичной московской школе происходит общение родителей с учителями?

11

DrOlga написал(а):

Напишите мне, пожалуйста, как в типичной московской школе происходит общение родителей с учителями?

У меня дочь учится в частной школе (из типичной школы пришлось уйти после первого класса). Общение происходит в свободной форме, как правило, в рабочее время учителя, вне уроков. Учителя идут навстречу каким-то пожеланиям родителей (например, я просила не вызывать дочку к доске, так как в конце первого класса из-за этого были конфликты с учителем), но у нас чаще общение происходит в направлении от учителя к родителю. То есть учитель рассказывает, какие он видит проблемы, и предполагается, что родитель что-то предпримет для решения этих проблем.

12

Но, вероятно, с Нового года придётся менять школу, в связи с чем хотелось бы максимально подготовиться к переходу в новую школу. Я, например, всегда теряюсь - стоит ли говорить об особенностях поведения дочери. С одной стороны - хочется предупредить учителей, с другой стороны - есть опасения, что это вызывет некое предубеждение к дочери.

13

Добрый день!

Третий текст, на который мне нужно получить ваш отклик: что кажется знакомым, а что - трудноузнаваемым применительно к девочке. Рекомендации, как представить учителям затруднения ребёнка в настоящий момент, будут зависеть от вашей оценки состояния дочери.

Цитируем по книге:
В. Оклендер. Окна в мир ребёнка. М: Класс, 2003. 336 с.

С. 228-237
Гиперактивный ребёнок.

Существует много противоречий во взглядах на причины и лечение гиперактивного поведения. Все, однако, согласны в вопросе о том, как проявляется такое поведение. Гиперактивному ребёнку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Он часто агрессивен, вызывает множество конфликтов и споров, плохо контролирует свои побуждения, импульсивен. Часто у него плохая координация или недостаточно развита тонкая моторика. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребёнку трудно концентрировать своё внимание, он легко отвлекается, часто задаёт множество вопросов, но редко дожидается ответов.

Это дети, совместно с которыми трудно жить, с которыми трудно общаться, и первыми это обычно замечают учителя. Очень часто гиперактивные дети испытывают трудности с учёбе, вызыванные недостаточной способностью к восприятию зрительных, слуховых, а иногда и тактильных образов. Моторная дискордантность связана со слабой координацией «глаз-рука» и отрицательно сказывается на способности легко и правильно писать.

В трудности такого ребёнка вносят свой вклад взрослые. Они нетерпеливы с ним, не доверяют ему, иногда не могут спокойно выдерживать его поведение. У него мало друзей, потому что слабо развиты навыки социального общения. Его угнетают трудности в учёбе. У гиперактивного ребёнка, как правило, низкая самооценка. Чтобы такой ребёнок стал более спокойным, врачи охотно назначают ему те или иные лекарства. Благодаря ежедневному приёму лекарств дети могут оставаться спокойными достаточно долго, чтобы их можно было научить читать, однако при этом ребёнок не приобретает внутренней силы, позволяющей без посторонней помощи взаимодействовать с миром.   Я знаю, что гиперактивные дети часто получают несбалансированную диету – им дают слишком много сладостей или лакомств в качестве награды за то, что они делают что-то правильно или как средство заставить их замолчать, и склоняюсь в пользу лечения большими дозами витаминов и сбалансированным питанием.

Дети, которые обнаруживают отдельные симптомы гиперактивного поведения или всё их разнообразие, иногда просто ИЗБЕГАЮТ БОЛЕЗНЕННЫХ ДЛЯ НИХ ОЩУЩЕНИЙ.  Ребёнку, который неспособен или не желает выражать сдерживаемые чувства, естественно, труднее быть спокойным и сосредоточенным, концентировать внимание, хотя он не имеет при этом перцептивных и неврологических двигательных расстройств.
Одним из таких болезненных ощущений является тревога. Часто тревожные дети испытывают страх перед тем, что их заставят участвовать в какой-либо деятельности. Они постоянно перескакивают с одного на другое и выглядят так, как будто неспособны остановиться на чём-нибудь одном и целиком сосредоточить внимание на избранном объекте. Такие дети могут производить впечатление гиперактивных.

В терапии я помогаю детям ощутить свою силу, пока они наконец почувствуют, что могут открыто сказать терапевту и матери о том, что вызывает их гнев или страх. Сила помогает детям ощутить себя иначе и дома, они становятся спокойнее и с ними легче общаться.

Я с интересом отмечаю, как при работе с ребёнком, которого рассматривают как гиперактивного, его суетливость и неугомонность редко проявляются в терапевтическом кабинете. Я вижу его гиперактивное поведение в комнате ожидания, когда он прыгает туда-сюда, карабкается куда-нибудь, носится по комнате. Когда таким детям уделяется внимание, слушают их и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьёз, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности. Работа с ними не слишком отличается от работы с агрессивными и раздражительными детьми.
Я придаю большое значение методам, обеспечивающим гиперактивным детям возможность сконцентрировать внимание на самих себе. Когда их ощущение самих себя становится острее, увеличивается внутренний контроль, который поначалу казался недоступным. Ведётся много дискуссий о том, как структурировать и удержать в каких-то границах активность ребёнка, но очень мало обсуждается вопрос о том, как предоставить им возможность для создания и развития их собственной внутренней Эго-структуры. Дети нуждаются в возможности сделать свой собственный выбор, создать свои собственные формы самоконтроля.

Не стоит забывать, что дети, включая тех, которых считают гиперактивными, - такие же люди, как и все остальные. У всех нас существуют свои внутренние ритмы. Некоторые из нас делают что-либо быстро, другие – медленно. Мы переходим от одной задачи к другой различными способами, завершая какое-нибудь дело в свойственной нам манере, прежде чем взяться за другое.

Наконец, я хочу особо выделить чрезвычайную важность предоставления возможности выбора. У всех детей есть потребность в ощущениях, возникающих в процессе выбора, гиперактивные дети особенно нуждаются в возможности упражднять свою волю и суждение. Для осуществления выбора необходимо ощущение Я. Способность принять ответственность за личный выбор приобретается путём опыта в процессе обучения. В своём стремлени определить границы и структуру поведения, организовать рутинные дела и принять определённый порядок в жизни мы часто пренебрегаем необходимостью дать детям достаточный опыт выбора. Я могу сказать, что не существует лучшего способа усиления Эго ребёнка.

14

С этим текстом несколько сложнее работать, так как в своё время мне часто казалось, что у меня гиперактивный ребёнок, но когда начинала изучать тему глубже, то не находила подтверждения. Итак,

DrOlga написал(а):

Гиперактивному ребёнку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения.

На уроках такое бывает очень часто, качается на стульях, крутит ручки (и грызет), что-то всё время достаёт, замечает все учебники и тетради, которые лежат у учителя на столе, и может прокомментировать или задать вопрос по этому поводу, начинает читать задание с другой странице учебника. Но бывает и по-другому. На уроках рисования - может уйти полностью в свой рисунок и ничего вокруг не замечать, может погрузиться в интересную книгу или в написание какого-нибудь сочинения.
То есть суетливое поведение бывает далеко не всегда.

DrOlga написал(а):

Он часто агрессивен, вызывает множество конфликтов и споров, плохо контролирует свои побуждения, импульсивен. Часто у него плохая координация или недостаточно развита тонкая моторика. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребёнку трудно концентрировать своё внимание, он легко отвлекается, часто задаёт множество вопросов, но редко дожидается ответов.

Агрессивность бывает только защитная - кому-то что-то грубо ответила в ответ на слова или действия. Или если погружена в свои мысли, а её отвлекают вопросами. Но очень любит поспорить, цепляется за слова, ведёт себя "буквально" с замечаниями. Ответы на вопросы тоже не всегда дослушивает, но часто из-за того, что ей отвечают не на тот вопрос, который она задала, или из-за того, что не понимает ответа.
С тонкой моторикой - скорее плохо, чем хорошо (почерк очень плохой, не любит тщательности), но с другой стороны - физических препятствий каких-то нет - например, может заниматься бисероплетением. Неуклюжести нет как таковой.

DrOlga написал(а):

Это дети, совместно с которыми трудно жить, с которыми трудно общаться, и первыми это обычно замечают учителя. ... У него мало друзей, потому что слабо развиты навыки социального общения. Его угнетают трудности в учёбе.

В последнее время дочка общается в небольшом кругу лиц (школа небольшая), и в школе у неё есть друзья, были и в садике друзья, но в новое детское общество входит с трудом (опыт общения "во дворе" летом у бабушки, и поездки в лагеря на каникулы - без конфликтов не обходятся (и звонков родителям), но обычно всегда находятся дети, с которыми дочка дружит).
Про почерк я уже написала - за оформление работ у нас сплошные двойки, но пишет грамотно.

DrOlga написал(а):

В трудности такого ребёнка вносят свой вклад взрослые. Они нетерпеливы с ним, не доверяют ему, иногда не могут спокойно выдерживать его поведение.

Что есть, то есть. Опять же - это не 100%. Есть отдельные учителя (и взрослые), с которыми у дочки хороший контакт.

DrOlga написал(а):

Я с интересом отмечаю, как при работе с ребёнком, которого рассматривают как гиперактивного, его суетливость и неугомонность редко проявляются в терапевтическом кабинете. Я вижу его гиперактивное поведение в комнате ожидания, когда он прыгает туда-сюда, карабкается куда-нибудь, носится по комнате.

С этим соглашусь. Что далеко не всегда ребёнок ведёт себя как гиперактивный.

DrOlga написал(а):

ети, которые обнаруживают отдельные симптомы гиперактивного поведения или всё их разнообразие, иногда просто ИЗБЕГАЮТ БОЛЕЗНЕННЫХ ДЛЯ НИХ ОЩУЩЕНИЙ.  Ребёнку, который неспособен или не желает выражать сдерживаемые чувства, естественно, труднее быть спокойным и сосредоточенным, концентировать внимание, хотя он не имеет при этом перцептивных и неврологических двигательных расстройств.

Есть такая особенность характера: дочка редко на кого-то или что-то жалуется. Обычно не рассказывает до последнего (то есть до каких-то обстоятельств, в ходе которых информация всплывает), а иногда о каких-то событиях можно узнать случайно через долгое время.  Это и классный руководитель заметил.

15

Кстати, по поводу ассоциации к рисунку. Когда я увидела рисунок, показалось, что всем там очень тесно. Вот такое впечатление было.

16

Уникальная возможность ощутить себя SP-ребёнком, погружённым в стихию действия.
Кроме этого, у импульсивных детей имеется врождённая "нехватка оперативной памяти", а потому сужено и восприятие, и объём кратковременной памяти со всеми вытекающими отсюда последствиями.

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=oCJT8J-9N_U&eurl=http://lj-toys.com/?journalid=7848754&moduleid=4&preview=&auth_token=sessionless:1227891600:embedcontentiurl=http://i4.ytimg.com/vi/oCJT8J-9N_U/hqdefault.jpg&feature=player_embedded[/youtube]

Отредактировано DrOlga (2008-11-29 16:26:52)


Вы здесь » Дети рисуют семью » Рисунки не по инструкции » Мама из Москвы


© 10bb.ru