Дети рисуют семью

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дети рисуют семью » Семейная психотерапия » Монография о психологии семьи "Люди и судьбы"


Монография о психологии семьи "Люди и судьбы"

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Люди и судьбы
Сондиана в психологическом консультировании

Номинация «Книга года по психологии» на Национальном конкурсе "Золотая Психея" в 2017 году
https://psy.su/psyche/projects/1984/

Перед читателем новейшее руководство по психодиагностике и консультированию, изложенное по материалам семинара для высококвалифицированных психотерапевтов. Написанное живым, ярким языком, учебное пособие представляет оригинальный концептуальный подход к пониманию психологии личности, семьи и рода. Книга посвящена исследованию нормативных семей и восполняет огромную нехватку в отечественной профессиональной литературе.

Все кейсы из практики авторов написаны на современном материале российских семей. Богатый литературный автобиографический материал рассматривает российских выдающихся деятелей настоящего и прошлого, в равной мере мужчин и женщин.

Учебное пособие выгодно отличается от переводных изданий ориентированностью на национальную историю и культуру, реализацией принципа гендерного равенства в материале и прикладным характером, несомненно, оригинальной идеи соответствия видов интеллекта бессознательным влечениям.

Впервые разработана идея психологического диагноза как восьмиуровневой системы. Впервые предложена систематизация десяти видов затруднений в психологии семьи, с опорой на концепцию семейного бессознательного.

https://psy.su/club/forum/topic/2024/

Купить книгу можно здесь https://ridero.ru/books/lyudi_i_sudby_1/

2

Что такое сондиана?

Исходная идея Л. Сонди о существовании родового (семейного) бессознательного возникла до Второй мировой войны. Она помещала семейное бессознательное в рамки психоаналитической традиции, между личным бессознательным З. Фрейда и коллективным бессознательным К. Юнга.

В послевоенные годы в Швейцарии возникло Общество судьбоанализа. Швейцарское издательство Hans Huber популяризовало проективные методы. В нём переиздавалась монография Германа Роршаха, сборники статей о применении перцепт-анализа как "Роршахиана", а также книги Липота Зонди и труды его последователей по судьбо-анализу как "Сондиана".

Наиболее известными работами в сондиане являются новации в профориентации по Martin Achtnich (1971, 1979, 2010), новации в интерпретации теста по Arthur C. Johnston (2006) и интегративная работа J.G. Borg (2005), в которой он подробно охарактеризовал шестнадцать состояний влечений и предложил единую систему интерпретации для тестов Сонди и теста Люшера.

На русском языке труды Л. Сонди появились в советские годы благодаря энтузиастам. Переводы кишинёвского психолога Владимира Джоса знакомят читателя с этической дилогией, а переводы ростовского психоаналитика В.И. Николаева, излагают наиболее точную версию оригинального теста. На Урале существует общество последователей Л. Зонди, действующее в целях популяризации его трудов.

В Москве развитие идей Сонди начиналось в Институте прикладной психологии, основанном Л.Н. Собчик. Развивая судьбоаналитические идеи, она соотнесла бессознательные влечения с индивидуально-личностными свойствами и проблемой психологической совместимости.

Л. Сонди видел прикладное значение теста главным образом в психиатрической клинике.

Место сондианы среди знаний человека о себе

Интернет-сундук двадцать первого века набит сотнями однотипных статей и постов на психологические темы. Читатели, интересующиеся практической психологией, обращаются к знаниям, чтобы научиться жить в ладу с собой и с другими.

Сондиана – новый и современный подход в сфере социальной компетентности. Она помогает упорядочить безотчётное знание о других людях и о самом себе, структурирует понятия в сфере межличностного (interpersonal intelligence) и внутриличностного (intrapersonal intelligence) интеллекта, даёт практические инструменты для консультативной работы и тем самым помогает родителям, учителям, психологам лучше понимать других и оказывать им поддержку.
М. Ахтних модифицировал тест Сонди в тест выбора профессии здоровыми людьми. 

О.В. Бермант-Полякова разработала идеи М. Ахтниха, провела параллель между факторами влечений h s e hy k p d m и многоосевой концепцией множественного интеллекта Г. Гарднера и предложила применять другие принципы интерпретации – описывать темпо-ритм каждого из влечений, сделать единицей рассмотрения семью и искать в структуре влечений дефициты.

Лучше всех на тему межличностного интеллекта написали авторы детективных романов. Психологи, даже если и ведут тренинги наблюдательности и проницательности, практических пособий для будущих знатоков людей не публикуют. Трудно схватываемое, неуловимое, живущее моментом знание, - такая репутация у социальной компетентности. Заметим, что трудно вербализуемые хореографическое и дирижёрское искусства давно описаны в хрестоматийных учебниках для начинающих (Ваганова, 1934, Мусин, 1967). Мы взялись заполнить этот пробел.

3

Суть сондианы

У каждого человека в бессознательном (и у каждой трёхпоколенной семьи в семейном бессознательном) есть восемь влечений.

Проявляться они могут на уровне ощущения и восприятия, на уровне интеллекта – способности решать задачи в той или иной сфере, на уровне работы – и участия в общественном разделении труда, на уровне занятий в свободное время, на уровне просоциальности – отношений с другими людьми и на уровне интроектов – отношений с самим собой.

Влечения начинают работать в полную силу не одновременно, а достигают зрелости в первое десятилетие жизни, когда в норме ещё нет секса и работы за деньги. Уходят на покой влечения тоже не все сразу, а в разном темпе.

У каждого влечения есть свой внутренний темпоритм, когда оно меняет знак с одного на другое, и этого "шаг" влечения доступен внешнему наблюдателю по фактам биографии человека.

В нашей ментальности есть аккорды влечений, которые называются смыслами жизни, - ради служения, ради общества, ради семьи, ради свободы не зависеть ни от кого и ни от чего, кроме самого себя, и что у смыслов жизни тоже есть своя психодинамика, своя смена одного ведущего смысла на другой.

Наиболее сильное от рождения влечение определит выбор любимого дела на всю жизнь. Как это всё взаимосвязано? Существует ли наследственный механизм передачи судьбы?

Ответ на этот вопрос можно дать с помощью теории множественного интеллекта Говарда Гарднера. Он выделяет:

- лингвистический (word smart) интеллект - способность оперировать словами как устно (например, как это делает рассказчик, оратор, политик), так и письменно (поэт, писатель, драматург, журналист, редактор). Сложившаяся педагогическая практика сегодня апеллирует к развитию этого вида интеллекта наиболее интенсивно. В школе мы слушаем, пишем, читаем и говорим;

- логико-математический (number smart) интеллект - способность оперировать числами (математик, бухгалтер, статистик) и мыслить рационально (учёный, компьютерный программист, логик). Этот тип интеллекта также активно задействован в школьных программах;

- визуально – пространственный (picture smart) интеллект - талант воспринимать мир визуально и анализировать эту информацию (охотник, скаут, проводник на местности) , а также трансформировать пространство (архитектор, художник, изобретатель, дизайнер интерьеров). Человек, у которого развит этот тип интеллекта, восприимчив к цвету, форме, линиям, и отношениям между объектами в пространстве. Он может графически выражать свои идеи;

- телесно – кинестетический (body smart) интеллект - умение использовать тело для самовыражения, передавать эмоции и чувства движениями (атлет, танцор, актёр), использовать руки для трансформации разнообразных вещей (ремесленник, скульптор, механик, хирург);

- музыкальный (music smart) интеллект - речь идёт о способности воспринимать музыку, оценивать ее (музыкальный критик), трансформировать, создавать музыку (композитор), исполнять (исполнитель). Обладающий развитым музыкальным интеллектом человек легко запоминает мелодии и воспроизводит их. Он восприимчив к ритму и легко вычленяет ритм и предвосхищает, что будет, продолжая ритм в будущее;

- натуралистический (nature smart) интеллект - натуралист обладает способностью ориентироваться среди многих живых организмов (фермер, зоотехник, лесник, ботаник, ветеринар), а также обладает чувствительностью и внимательностью, интересом к определённым характеристикам живого и неживого мира (метеоролог, геолог, гидролог, эколог);

- межличностный (people smart) интеллект - умение различать настроения, мотивы, намерения и чувства других людей. Способность коммуницировать, т.е. обмениваться информацией с другими людьми вербально и невербально, предвосхищать их дальнейшие чувства и действия;

- интраперсональный (self-smart) интеллект - чёткое видение себя , понимание своих сильных и слабых сторон, ограничивающих убеждений, мотивации, настроений, желаний. Высокий уровень самоосознания, понимания себя, самооценки (психолог, психиатр, философ);

- экзистенциальный (problem solving smart) интеллект - способность и склонность формулировать вопросы об абстрактных истинах: что есть гармония, красота, правда, справедливость, благо.

Интеллект – это способность решать задачи. Наш американский современник Говард Гарднер был первым, кто обратил внимание на то, что задачи люди выбирают для себя разные.

Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера позволяет объяснить, почему существуют профессиональные династии. Если в роду у человека какой-то вид интеллекта является сильным, как доминантный ген (АА), то велика вероятность того, что дети унаследуют этот вид интеллекта (АА, Аа, аА). Наибольшая одарённость определяет выбор занятий, которым человек посвящает свою жизнь, будь то за деньги или в свободное от работы время.

Выражение "у них это в роду ведётся" сформулировано наблюдательными людьми, кто умеет видеть сильную функцию у прадеда, деда, отца, сына.

4

Нам осталось узнать последний тезис, он о комбинаторике. Отдел Комбинаторики собирает в одну семью людей таким образом, чтобы в трёх поколениях были представлены сильными сторонами все восемь влечений. Семья – это способ адаптироваться к меняющимся временам, когда в семье есть все виды ресурсов, она справится с любыми невзгодами

Ключевые идеи сондианы

Наша жизнь состоит из того, что мы делаем каждый день. Это наши повседневные практики.

В сондиане практики собраны воедино вокруг ключевых слов, а ключевые слова – вокруг букв.

Исходно это буквы – названия психиатрической терминологии (гомосексуальность h, садизм s, эпилепсия е, истерия hy, кататония k, паранойя р, депрессия d, мания m), мы оставляем их как дань традиции, из уважения к основателю подхода.

Homo sapiens, вид рода люди (homo) произносится по-русски Хомо Сапиенс, поэтому h удобнее произносить как "х", на русский лад "ха". Слово hysteria читается как hɪˈstɪərɪə, поэтому обозначение правильнее произносить "хи". Остальные буквы удобнее произносить "эс", "е", "ка", "пэ", "дэ", "эм", по их названиям в русском алфавите.

На семинаре участники, как в начальной школе, на конкретно-наглядном материале, своими руками собирают карточки в коробки, а потом зарисовывают ключевые идеи вокруг букв, потому что ключевые идеи в сондиане надо знать наизусть.

В книге они представлены в виде Таблицы 1 в Главе 1.6. Для удобства чтения с телефона мы переложили таблицу на нарративы и опубликовали их на канале Яндекс Дзен, посвящённом сондиане,

https://zen.yandex.ru/szondiana

Итого 98 ключевых идей.

Текст дан по книге:

Бермант-Полякова О.В., Романова И.Е. Люди и судьбы. Сондиана в психологическом консультировании. Екатеринбург: Издательские решения, 2016.

Книга есть в продаже на Озоне, Литрес, Ридеро.


Вы здесь » Дети рисуют семью » Семейная психотерапия » Монография о психологии семьи "Люди и судьбы"


© 10bb.ru