Дети рисуют семью

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дети рисуют семью » Мама из Красноярска » Если ваш ребёнок отстаёт в развитии


Если ваш ребёнок отстаёт в развитии

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.
Если ваш ребёнок отстаёт в развитии М: Медицина, 1993. 112 с.

Тысячи семей могли бы помочь своим детям догнать в развитии сверстников, если бы знали, как это сделать. Грамотная помощь детям, отстающим в развитии, со стороны семьи, помощь ребёнку в его умственном, физическом и речевом развитии - это огромный повседневный труд. В книге даны рекомендации, как организовать помощь ребёнку.

Процитирую моменты, относящиеся к психологической диагностике состояния:

с. 4
Как правило, дети с отклонениями в развитии очень рано начинают беспокоить родителей. "Не ходит", "не говорит", "не интересуется игрушками", "недостаточно понимает обращённую речь", "боится детей", "двигательно беспокойный", "агрессивный" - с этими и другими жалобами родители чаще всего обращаются за помощью.

Прежде всего нужно определить, является ли отставание в развитии речи парциальным, то есть частичным нарушением, или оно сочетается, а иногда определяется интеллектуальной недостаточностью ребёнка, двигательными, эмоциональными и другими расстройствами. Во всех этих случаях необходимо исключить дефекты слуха, даже нерезко выраженные.

На вопрос родителей, с какого возраста следует начинать заниматься ребёнком, если он отстаёт в развитии, ответ только один: немедленно.

2

с. 5

В настоящее время доказано, что дети даже с нерезко выраженными отклонениями в развитии, наблюдаемыми в первые годы жизни, в дальнейшем при отсутствии леебно-коррекционных и педагогических мероприятий испытывают затруднения в обучении.

Отставание в развитии может быть связано с психотравмирующими факторами окружающей среды (неудовлетворение психических и эмоциональных потребностей ребёнка, отрыв от родителей, особенно от матери)..., особые проявления имеет отставания психомоторного развития детей с повреждением мозговых структур и их функций.

с. 6
Нерезко выраженное влияние различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг может не вызвать его структурных повреждений, а лишь нарушит темп созревания мозговых структур. Это будет проявляться в различных формах задержки психического или речевого развития.

Повреждения головного мозга могут быть связаны с его кислородной недостаточностью в момент внутриутробного развития, в момент родов или после рождения. Это имеет место в случаях, когда ребёнок рождается обмотанным пуповиной с нарушениями дыхания, отсутствием крика, бледными или синюшнцми кожными покровами (асфиксия новорожденных). Даже недлительная асфиксия в родах может вызывать тяжёлое повреждение головного мозга в тех случаях, когда она сочетается с кислородной недостаточностью мозга во внутриутробном периоде в результате тяжёлого токсикоза у беременной, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем и других факторов.

Тяжёлые повреждения головного мозга могут иметь место при его воспалительных заболеваниях (энцефалитах - воспалениях мозга и менингитах - воспалениях мозговых оболочек).

с. 7
В настоящее время установлена роль наследственных факторов в возникновении разичных отклонений в развитии. Около 70% всех случаев умственной отсталости имеют генетическое происхождение.

с. 8
Генетически обусловленные формы отклонений в развитии возникают в связи с генными и хромосомными мутациями. Генными мутациями могут быть вызываны наследственные дефекты обмена, при которых нарушается созревание и деятельность мозга.

с. 9
Отставание в психическом развитии может наблюдаться у дете с хроническими соматическими заболеваниями.

с. 10
Дети с ранним детским аутизмом - это прежде всего детис нарушениями общения. Они как бы отгорожены от внешнего мира, замкнуты, не замечают окружающих, не смотрят им в глаза, отстраняются от ласки близких и др. Погружённые в мир собственных переживаний, предоставленные сами себе, они могут длительно повторять однообразные движения, например: потряхивать руками, подпрыгивать на месте, бегать на пальцах по кругу, нашёптывать, выкрикивать отдельные слова или звукосочетания и т.п. Их нецеленаправленная и однообразная двигательная активность обычно имеет характер "одержимости", особенно это касается своеобразных движений пальцев рук около наружных углов глаз. Попытки взрослых перрвать эти вижения вызывают бурное возбуждение, яростный протест. Двигательное беспокойство может чередоваться с заторможенностью, застыванием в одной позе. Кроме того, для детей, больных аутизмом, характерны необоснованные страхи.

3

Цитата из статьи Н.В. Михайловой "Заболевания аутического спектра",
http://www.autismhelp.ru/spr.htm

Органический (соматогенный) аутизм – синдром РДА, как последствие раннего органического поражения головного мозга. Характерно:

1). Проявления психоорганического синдрома (снижение памяти, интеллекта, недержание аффекта):

- психическая инертность,

- невысокий уровень памяти,

- моторная недостаточность.

2). Рассеянная неврологическая симптоматика.

3). Признаки гидроцефалии.

4). Изменения ЭЭГ по органическому типу.

5). Эпизодические судорожные припадки.

6). Отставание в интеллектуальном и речевом развитии.

4. Психогенный аутизм – возникает у детей раннего возраста (до 3-4 лет) в связи с эмоциональной депривацией, чаще обусловленной отрывом от матери и другого близкого лица. Характерны:

1). Нарушение контакта с окружающими.

2). Эмоциональная индифферентность, пассивность, безучастность.

3). Отсутствие дифференцированных эмоций.

4). Задержка развития речи и психомоторики.

5). Психогенный аутизм подвергается быстрому обратному развитию при нормализации условий воспитания. Но при пребывании ребенка в неблагоприятных условиях воспитания в течение первых 3-х лет жизни аутистическое поведение и нарушение психического и речевого развития могут становиться устойчивыми и мало отличисыми от других вариантов РДА.

5. Аутизм в рамках шизофрении (атипичный, по МКБ-10).

1). Основа отгороженности от внешнего мира и слабости контакта с окружающими при шизофрении – диссоциация психических процессов, стирание границ между субъективным и объективным, погружение в мир внутренних болезненных переживаний, патологических фантазий, рудиментарных бредовых образований, галлюцинаторных и псевдогаллюцинаторных и др. психопатологических продуктивных феноменов. При непроцессуальном РДА причина отгороженности – отсутствие потребности в контактах, слабость эмоционального резонанса, обусловленные недостаточностью сферы инстинктов.

2). При шизофрении поведение детей отличается причудливостью, вычурностью, диссоциированностью. При малой контактности, отгороженности с близкими, дети могут быть общительными, разговорчивыми, доверчивыми с посторонними (“аутизм наизнанку”).

3). Отмечается вычурность, паралогичность, разорванность мышления (“Перчатки холодные. Попробую их ложкой”).

4). Однообразное, вялое поведение может временами прерываться немотивированными агрессивными поступками, разрушением предметов, игрушек. Сочетание аутизма с диссоциированным поведением называется “диссоциативным аутизмом”.

5). При шизофрении аутизм часто связан с продуктивной психопатологической симптоматикой. Дети избегают контактов в связи с разнообразными страхами, часто рудиментарно-бредовыми (боязнь теней, страх, что кто-то ударит), а также в связи с уходом в мир фантазий, игровым перевоплощением (в животное, машину) как проявлением деперсонализации, отвлечением от реальности псевдогаллюцинаторными переживаниями, состояниями кататонического субступора и депрессией – “продуктивный аутизм”.

6). Возникновению аутизма предшествует хотя бы кратковременный период нормального психического развития.

7). Признаки прогредиентности при шизофрении в виде нарастания психического дефекта:

- выраженная вялость, аспонтанность,

- эмоциональное снижение,

- распад речи,

- регрессия поведения с утратой ранее приобретенных навыков.

6. У большой группы детей с патологией хромосомного и обменного происхождения в клинической картине обнаруживаются аутистическиподобные синдромы. Аутизм этого типа (согласно МКБ-10) определен как атипичный. К этой группе относятся: синдром ломкой (фрагильной) Х-хромосомы с аутистическиподобным синдромом (синдром Мартина-Белл), фенилкетонурия с аутистическиподобным синдромом, туберозный склероз с аутистическиподобным синдромом, синдром Дауна с аутистическиподобным синдромом, синдром Ретта. Общим для всех этих состояний будет то, что при них будут представлены не все симптомы (феномены), свойственные классическому аутизму и обязательно будут присутствовать знаки дисгенеза, характерные для основной патологии.

Использовалась следующая литература: Башина В.М. Аутизм в детстве. - Москва. - “Медицина”. - 1999г.; Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - Москва. - “Медицина”. - 1995г.; Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – Москва. - “Теревинф”. – 1997г.

4

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.
Если ваш ребёнок отстаёт в развитии М: Медицина, 1993. 112 с.

с.13-14

Могут быть выявлены следующие варианты аномального развития:

1 - умственная отсталость, проявляющаяся как остаточными клиническими формами интеллектуального недоразвития (олигофрения), так и текущими, обусловленными прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы,

2- задержки психического развития, обусловленные слабовыраженной недостаточностью центральной нервной системы, замедленным темпом созревания поздно формирующихся мозговых структур  или недостатками воспитания, педагогической запущенностью, социально-эмоциональной недостаточностью. Замедленный темп психического развития может наблюдаться у ослабленных, часто болеющих детей,

3- нарушения психического развития, обусловленные речевым дефектом, сенсорной (дефекты зрения и слуха) или двигательной недостаточностью (дети с церебральными параличами),

4 - неравномерное (асинхронное) психическое развитие при раннем детском аутизме,

5 - осложнённые формы нарушенного психического развития с сочетанием различных дефектов.

5

с. 34-35

Эмоции.

Есть дети, у которых двигательная и психическая активность ниже, чем их двигательные и интеллектуальные возможности. Они отличаются эмоциональной вялостью, слабостью волевых усилий, часть пассивны, бездеятельны, их игровая деятельность развита слабо. Это так называемые гиповозбудимые дети. Гиповозбудимость может проявляться в различной степени, быть эпизодической или достаточно стойкой.

Внимательно наблюдая своего ребёнка, родители могут отметить проявления, противоположные описанным выше, а именно общее двигательное беспокойство, нарушения сна, общую повышенную возбудимость в виде плача, пронзительного крика, склонности  к насильственным движениям. Это так называемые гипервозбудимые дети.

Повышенная нервно-рефлекторная возбудимость может наблюдаться у детей с органическим поражением мозга во время беременности и родов.  Особенно она характерна для детей, перенесших гемолитическую болезнь роворожденных в результате насоответствия крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности.
Повышенная нервно-рефлекторная возбудимость имеет место у детей с гидроцефалией, при повышении внутричерепного давления, которое может и не сопровождаться увеличением головы ребёнка. Кроме того, повышенная возбудимость может быть одним из признаков обменных наследственных заболеваний центральной нервной системы. Она характерна также для врождённой детской нервности и так называемой  лёгкой, или минимальной, мозговой дисфункции, при которой общая возбудимость ребёнка сочетается с нерезко выраженными нарушениями мышечного тонуса, непроизвольными движениями в виде непостоянного дрожания рук, подбородка, особенно при плаче, с отставанием в развитии тонких дифференцированных движений пальцев рук, предметно-манипулятивной деятельности и особенно речи.
Несмотря на то, что нарушения психоиоторного развития у детей этойгруппы выражены нерезко, они нуждаются в самом пристальном внимании родителей и специалистов. Своевременная педагогическая помощь в сочетании со специальным лечением может привести к полной компенсации их состояния и последующему нормальному психомоторному развитию, отсутствие же этой своевременной помощи обусловливает дальнейшее отставание в их развитии, трудности обучения и нарушения поведения.

Следует отметить, что эта категория детей является самой многочисленной среди всех форм нарушенного развития.

6

В.И. Гарбузов. Нервные дети. Советы врача для матерей. Ленинград: Медицина, 1990. 176 с.

с. 3
Нервные дети - проблема столь же непростая, сколь и актуальная для родителей. Нервность - широкое понятие. К ней относят чрезмерную возбудимость, раздражительность, плаксивость, впечатлительность, нарушения сна, а также невропатию и невроз.  Один ребёнок рождается нервным, другой - становится таковым. Если нервный ребёнок всегда трудный, то трудный - не всегда нервный. Поскольку нервность детей неразрывно связана с отклонениями в их поведении, в книге рассматриваются обе стороны проблемы.

с. 11
Человек индивидуален, сложен, своеобразен с рождения. С появлением ребёнка возникает проблема воспитания именно данного ребёнка. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Человек может иметь генетически обусловленную гиперстеническую конституцию, то есть он среднего роста, широкоплечий, круглоголовый. Как правило, при такой конституции он генетически скорее энергичный, упрямый, напористый.
Человек стенической конституции, то есть высокий, узкоплечий и узкогрудый, с широким лбом и узким подбородком, когда и тело - только "придаток к голове", склонен к рассудочности, но нередко мечтатель, витающий в облаках, истощаемый.
Нормостенической конституция - средний вариант.
Генетически заложенная программа физического развития при всех трёх типах конституции реализуется неуклонно, но психические тенденции, зависимость от воспитания, могут получить развитие или не получить его.

Точно так же врождённо разделение людей на "мыслительный" и "художественный" типы (по И.П. Павлову), базирующееся у первых на доминировании левополушарных, а у вторых - правополушарных функций головного мозга.
Уже с раннего возраста "левополушарные" рассудочны, менее эмоциональны, более прямолинейны, в вопросах въедливы, доискиваются до сути. Они нередко чрезмерно серьёзны, любознательны, тяготеют к "взрослым" разговорам, к одиночеству, не жалуют шумные, но охотно осваивают конструктивные игры, шахматы, увлекаются электронными игрушками, любят их разбирать и собирать, склонны к физике, к математике. В них уже изначально меньше детскости, сильнее выражен мужской стиль мышления, у них и логика - мужская. Если это девочки, то они скорее думают как мальчики и соответственно ведут себя по-мальчишески. Из "левополушарных" вырастают хорошие организаторы, точные и дотошные исследователи и классификаторы в науке. В жизни это деловые, практичные люди.

"Правополушарные" рано обнаруживают интерес к красоте во всех её проявлениях, к многообразию

с. 12

живой проироды. Они - дети природы, ближе к ней, предпочитают книге наблюдение за полётом стрекозы, птицей или рыбками в ручье. "Правополушарные" более впечатлительны, тольше воспринимают интонацию, подтекст, настроение, мгновенно улавливая, например, состояние матери, бабушки. Такие дети радуют неожиданностью и меткостью оценок, неординарностью суждений - и всё это за счёт образности мышления. Они по-детски наивны, трогательно непосредственны, то веселы, шумны, то задумчивы, часто уединяются. Их мимика чрезвычайно выразительна, эмоционально тонка и богата. "Правополушарные" преуспевают в гуманитарных науках. рисунки "правополушарных" поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой. "Левополушарные" дети обычно тянутся к отцу, "правополушарные" к матери.
Воспитывать и тех и других нужно в гармоничном единстве интеллектуального и эмоционального.

Казалось бы, преобладающее влияние того или иного отдела вегетативной нервной системы, обеспечивающей автоматизм функционирования внутренних органов, вовсе не должно иметь отношения к психологическим особенностям. Однако всё непросто. Этот фактор тоже следует учитывать при воспитании ребёнка.

Если у девочки, например, преобладание тонуса симпатической нервной системы, то это ребёнок так называемого симпатико-тонического типа: с яркими большими глазами (расширены зрачки), как бы удивлённо взирающими на мир. Одни эти глаза делают девочку заметной, красивой. У неё бледная, нежная, сухая и прохладная кожа. Она стройна, подвижна, грациозна.  Она легко увлекается, общительна, активна, деятельна, подолгу не устаёт  и может пройти без жалоб несколько километров. Спит она немного и просыпается рано, что не мешает ей чувствовать себя отдохнувшей. Такая девочка легко налаживает контакт со сверстниками и вызывает симпатию взрослых.

с.12

Другая девочка появилась на свет с преобладающим тонусом парасимпатической нервной системы. Она неяркая, неприметная, у неё небольшие блёклые глаза. И руки у неё не такие тонкие, нежные, как у симпатико-тоничной "аристократки", а красные и даже синюшные, влажные. Она потлива, у неё может быть плохой аппетит, но, тем не менее, она предрасположена к ожирению. Эта девочка малоподвижна, пассивна, эмоционально тускла. Она склонна к замкнутости, тревожности, мнительности. И отношение к ней как сверствников, так и взрослых неизбежно будет иным.

Очевидно, что эти девочки очень быстро осознают свои психофизические особенности. Они различны и у первой из них более благоприятны. Следует эти особенности учитывать. С самого начала родителидолжны воспитывать у первой девочки осмотрительность, повышенную скромность, трудолюбие,  у второй - общительность, подвижность, веру в свои силы и возможности, решительность.

7

с. 14

Все основные, эволюционно отобранные и генетчески закреплённые физические и психические качества человека полярны. Это всегда один из двух крайних вариантов или усреднённый: гиперстеническая конституция - широкоплечие люди, астеническая - узкоплечие и нормостеническая -среднее между ними, высокорослые, малорослые и среднего роста, быстрые, медлительные и средние по темпу, скорости, интровертные (замкнутые), экстравертные  (общительные) и амбивертные (среднее), доминирование левого или правого полушария и равнозначная функция обоих полушарий головного мозга, агрессивные исследователи, миролюбивые обживатели завоёванного первооткрывателями и среднее мжеду ними. Для выживания общности людей в равной степени были необходимы сильные, естественно проигрывающие  в ловкости, ловкие, естественно проигрывающие в силе, и средний между ними вариант. Сообщество людей с одинаковыми данными имело бы меньше шансов на выживание. Вот и рождались и продолжают рождаться на свет настойчивые и покладистые, торопыги и неспешные, говоруны и молчуны, широкоплечие, коренастые и тонкие, ловкие и сильные, а также усреднённые варианты.

с.15

Так в процессе эволюции сложились три индивидуальных, альтруистически направленных стиля приспособления и три соответствующих им гармонических конгломерата качеств - три темперамента: холерическй, сангвинический  и флегматический.

У читателя может возникнуть вопрос: "А меланхолический темперамент?" Но сообществу людей для преодоления экстремальных ситуаций и приспособления не нужны были качества, характеризующие меланхоличность: слабость, тормозимость без приспособительного смысла, апатичность, замкнутость на себе, пессимистичность, как не нужны были и носители этих качеств. И, с нашей точки зрения, меланхолического темперамента нет.

8

с. 15

Человек холерического темперамента по природе своей неутомим. Природа, отведя ему роль первооткрывателя, борца, мужественно встречающего опасность и стойко переносящего лишения, наделила его могучим энергетическим потенциалом. Если человека холерического темперамента не "перевоспитали" и у него характер по темпераменту, то он упорен, настойчив и непреклонно целеустремлён. Натиск его неудержим. Если он чего-то добивается, его не отвлечь, так как воля его непоколебима. Всё у него можно. Если он сердится, то с гневом, и его трудно утихомирить. Это человек одной страсти, одной идеи, одной любви. Холерик верит в свою силу и потому не ведает страха. Породив его борцом, воином, природа мудро притушила в нём инстинкт самосохранения. Холерик побеждает силой, натиском и безудержной смелостью. Таким он извечно был нужен своему роду, племени, таким он сегодня нужен людям. Если попытаться охарактеризовать холерика одним образным понятием, то он "человек-танк". Да, с ним нелегко, но без такого не победить в экстремальной ситуации. Родители мудро направляют развитие таким образом, чтобы он был и в меру гибким, компромиссным, достаточно сдержанным, безусловно гуманным человеком.

с. 16

Человек флегматического темперамента медлителен в движениях, он тугодум, молчун. В нём есть сила, но она рассчитана на неспешность. Он ещё более неутомим, чем холерик, если его не торопить. У него формируется упорный характер, если его воспитывают правильно, но это упорство терпеливого. Узел он не разрубает, как холерик, а долго развязывает, но развяжет обязательно. И у него сильная воля, но его воля - воля трудлолюбивого, та, с которой при неудачах  без лишних слов, эмоций вновь и вновь действуют. Флегматик обязательно дойдёт до своей вершины, но неспешно, рассчитывая силы. Преграды флегматик не проламывает, как холерик, а точит словно капля камень. От борьбы, если возможно, он уходит, но, поставленный перед необходимостью борьбы, он не отступает и способен измотать  не только сангвиника, но и холерика. Тут, как говорится, коса находит на камень.
Флегматик однозначно миролюбив. Чтобы вывести его из терпения, нужно приложить большие усилия. Если он взрывается, то гнев дотоле тихого, невозмутимого флегматика страшен. Однако такое - редкость. Чаще, если его допекают, он молча и навсегда уходит. Свои решения он никогда не меняет. Радость и горе флегматик переживает долго, затаённо, без лишних слов или вовсе молча.  И он тоже однолюб. Естественно, флегматик замкнут. Он, как и холерик, уверен, что сделает, преодолеет, устоит.  Природа предназначила его для осёдлой, будничной жизни. Это "пахарь". Он тысячелетиями обеспечивал жизнестойкость своего рода, племени. После пожара, стихийного бедствия он терпеливо восстанавливал разрушенное. Флегматика спасал обострённый инстинкт самосохранения. Флегматик склонен семь раз отмерить прежде чем отрезать.  С ним надёжно, хотя тоже нелегко, ибо его молчаливость может восприниматься как бесчувственность. Ребёнок-флегматик - "тихоня", "соня", "тюфяк". Родителей, если они не флегматики, безмерно раздражает его медлительность, однако он из тех, кто тихо едет, но дальше будет.

9

с. 17

Человек сангвинического темперамента быстр, он мгновенно ориентируется в ситуации. Его стихия там, где требуются скорость, темп, где стремительны и круты повороты, где счёт идёт на секунды. Работа горит у него в руках. Если характер формируется по темпераменту, то преграду он перепрыгнет или обойдёт, потому что гибок и компромиссен, не лезет на рожон.  Узлы развязывает мигом. Преграды преодолевает играючи. Думает и говорит быстро, острослов, за словом не лезет в карман. Эмоционально он тоже гибок - легко переключается со смеха на слёзы, одна эмоция у него сменяет другую и он долго не печалится. Сангвиник увлекается многим, находит, теряет и снова находит, любит и забывает, вспыхивает как солома, но быстро гаснет. Он общителен и находит общий язык с любым, в том числе с холериком и флегматиком. Природа и предназначила ему быть между ними, делать то, что неспособны они. С ним крайнее становится цельным и гармоничным, а поэтому целесообразным. Он знает себе цену, верит в себя. Он первым замечает опасность, до подхода холериков и флегматиков вступает в борьбу, всё успевает и мгновенно на всё реагирует. Инстинкт самосохранения в нём притушен, ограничен, как и у холерика, только холерик пренебрегает опасностью, а сангвиник полагает, что успеет вывернуться, ускользнуть.  Он и выжил благодаря быстроте и ловкости. Таким: оптимистом, общительным и быстрым - он и был нужен сообществу людей в прошлом, таким он и сегодня нужен людям. С ним и легко, и трудно, потому что а ним не поспеть, не уследить: одновременно он здесь и там. Ему не сидится на месте, но в нём всё гармонично. В детстве это заводила, живчик.

Однако "чистые" темпераменты встречаются относительно редко. У холерика, например, могут наблюдаться черты сангвиничности или флегматичности и т.д., но основа всё-таки однозначна. Темперамент природен, он - натура человека идолжен лечь в основу формирующегося характера.

10

с. 17-18

Ребёнок на шестом году жизни нередко понимает людей больше, чем они понимают его, и страдает от их непонимания. Нередко на приём приходят матери, которые отчётливо помнят, как ребёнок развивался, прибавлял в росте, массе тела, чем болел. Но вопрос: "Каков ваш ребёнок по характеру, что он за человек?" - ставит их в тупик.  Медленно, мучительно, запинаясь, начинают они подбирать слова. Как же они воспитывали, не зная собственного сына или дочь?

Итак, предлагаем родителям примерный перечень вопросов, объективные ответы на которые помогут составить представление о том, каковы темперамент и характер у их ребёнка.
Ребёнок настойчив, упорен, упрям, неуступчив, прямолинеен? Его интересы устойчивы, он подолгу занимается одним делом и бурно протестует, когда его отвлекают? Он неприхотлив, если упал -встаёт сам, помощи не ждёт, не жалуется, и чем ему труднее, тем настойчивее стремится к цели? Если всё это так, то у ребёнка холерический темперамент.

Ребёнок медлителен, тугодум, молчалив, сдержан, замкнут, домосед, предпочитает игры в одиночку, всё переживает в себе, тихоня и его не видно и не слышно? Он терпелив, обстоятелен, покладист, осмотрителен и осторожен, миролюбив? У такого ребёнка флегматический темперамент.

Ребёнок быстр, активен, подвижен, расторопен, ориентируется и приспосабливается мгновенно, везде чувствует себя как дома, общителен и говорлив? Он выдумщик, спорщик, заводила, склонен к риску, азарту, ему всё интересно и он всё успевает сделать? Если ребёнок таков, он - сангвиник.

Ребёнок уверен в себе, самостоятелен и решителен, в нём развито чувство достоинства?

Он пользуется авторитетом у сверстников, с ним охотно дружат и играют, он равноправен среди детей?

Тяготеет к сверстникам или к детям младше себя?

Он добр, доброжелателен, отзывчив?

Ему присущи чувство стыда и совестливость?

Он понимает, что и другому может быть больно, что бабушка сегодня плохо себя чувствует?

Он эгоистичен, демонстративен, назойлив, выскочка, стремится завладеть общим вниманием, никогда не признаёт своих ошибок и склонен обвинять во всём только других?

Ребёнок внимателен, усидчив, любознателен?

Отвлекаем, склонен бросать начатое дело, не доводя до конца?

Он оптимист или нытик?

Тревожен, чрезмерно раним и обидчив, мнителен?

Агрессивен или миролюбив?

Умеет ли постоять за себя?

Он силён, ловок или физически слаб и неловок?

Он умеет и знает всё, что положено освоить в его возрасте?

Такова примерная схема вопросов, которые родители должны ставить  решать, своевременно внося коррективы в воспитание.

11

с. 41

Если родителям удастся своевременно всмотреться в ребёнка, задуматься, принять меры по устранению упущенного, значит, им удастся предупредить детскую нервность или трудность. Перевоспитывать в более старшем возрасте, когда нервность или трудность уже фиксированы, - то же самое, как говорили древние мудрецу, что начинать копать колодец, когда уже мучит жажда.

К микросоциальным причинам детской нервности или трудности традиционно относят неблагоприятные условия жизни ребёнка. Говоря о неблагоприятном условии, прежде всего имеют в виду неприятие его родителями, отсутствие в семье отца, особенно когда оно остро переживается ребёнком, злоупотребление отца алкоголем,  сопровождающееся конфликтным поведением отца, ссорами в семье, исключением отца из процесса воспитания, хроническую конфликтную ситуацию в семье.

Воспитание ребёнка тяжело и нередко необратимо нарушается. Ребёнок переживает, он морально подавлен, невротизируется,

с. 42

нередко замыкается в себе, ведёт себя негативно. Его темперамент подавляется целиком или заостряются одни его черты при подавлении других, у него формируется трудный характер.

Ребёнок воспринимает своё детство как трудное, если он по разным причинам был длительно оторван от родителей, испытывал неприятие со стороны сверстников, стал жертвой недоброжелательного отношения воспитателей, учителей. Ребёнок вообще не приемлет недоброжелательности по отношению к себе. Сам он любит или испытывает неприязнь, но по-детски, без глубокой мотивации.  испытывая недоброжелательность к себе, он переживает это затравленно, со страхом, как нечто безысходное, не понимая, что творится вокруг него. Обиды детства не забываются никогда и влияют на формирование тревожной, мнительной или протестно заострённой личности. Подобные переживания - частая причина детской нервности или трудности, и онидоложны быть вовремя замечены родителями, правильно ими оценены, а истоки своевременно устранены.  Ситуации, в которых ребёнка отвергают, преследуют или унижают, приводят к хронической психической травматизации.

Как ни парадоксально, трудное детство и у ребёнка, которого любят, если на нём фиксируются, им живут, обволакивая его своим вниманием, удушая чрезмерной заботливостью. Его неистово ревнуют к другим взростым, не оставляют ни на миг наедине с самим собой.

с. 43

Ребёнок в подобных случаях не взрослеет вовремя или, напротив, взрослеет преждевременно. Подобная любовь тяготит его. Ребёнку не по силам роль "смысла жизни", "якоря" для взрослого человека.  Ответственность не по возрасту за другого, замыкание на одном человеке, сужение мира общения ребёнка, ситуация "сиамских близнецов", когда вроли одного из них выступает мать или бабушка, нередко ведут к неврозу.

12

с. 57

Задержка умственного развития у ребёнка - самое огорчительное и обидное для родителей открытие, которое порождает у них смятение и чувство вины. Она вносит в семью нервозность, иногда - разлад и омрачает отношения между родителями, так и между ними и ребёнком вплоть до неприятия его с решительным высказыванием: "У нас в роду были всякие, но дураков не было".

Ребёнку с задержкой умственного развития становится трудно и неуютно уже в детском саду. Все дети идут направо, а он - налево. Всем почему-то смешно, а ему неясно - почему. Такого ребёнка часто все обижают. Он не понимает воспитательницу, она - его. Непонятное представляется ему опасным или враждебным. Ребёнок дезориентирован, а потому тревожен, испытывает страх, депрессию. В школе он тоже среди отстающих. Учительница не скрывает своей досады, он ей мешает. дети в начальных классах дружат с тем, кого ценит учительница, и отвергают того, кем она недовольна. Они презирают его, и он тоже начинает презирать себя. Он замыкается в себе. Молчит, когда нужно отвечать, молчит, даже если может ответить, и от этого положение его ещё больше усложняется. Возникает замкнутый круг. Ребёнок растерян и кажется глупее, чем он есть на самом деле.

с. 58

Если задержка умственного развития не глубока и заключается в том, что ребёнку трудно постичь сложное, абстрактное, теоретическое, а в конкретных, повседневных, практических вопросах он ориентируется, как все, то такой ребёнок ощущает свою непонятливость, переживает, нервниыает, и у него может возникнуть невроз.

Если задержка умственного развития глубока и ребёнок переоценивает свои возможности, полагая, что в его неудачах виноваты другие, что к нему придираются, то он начинает протестовать, демонстративно, вызывающе не повинуется взрослым, а сверстникам доказывает "правоту" кулаками. Девочки в таких случаях склонны к истерическим реакциям, а их протест может выражаться в чрезмерно раннем интересе к интимным отношениям.

Непрерывные санкции, проработки в коные концов допекают этих детей, особенно подростков, вызывают у них враждебное отношение к школе, приводят к трудному поведению. Они ищут понимания и самоутверждения в уличной компании, но и там умственно неразвитых детей используют для "вытаскивания каштанов из огня", они часто терпят неудачи, попадают в беду.

Задержка умственного развития является одной из ведущих причин детской нервности или трудности.

с. 59

Принято полагать, что высоким интеллектом обладает каждый четвёртый, средний интеллект в двух из четырёх людей, нижняя граница, т.е. то, что ещё можно оценивать как более или менее удовлетворительное умственное развитие, примерно у каждого шестого и неудовлетворительный уровень интеллекта - у каждого десятого  человека (у 7% людей уровень интеллекта находитя между нижней границей нормы и умственной отсталостью и 3% людей умственно отсталые).  Многие дети задерживаются в умственном развитии и нуждаются в помощи, чтобы не отставать в усвоении школьной программы.

13

с. 76

Ребёнок отвлекается, на то он и ребёнок. Отмечено, что трёхлетний ребёнок за 10 минут игры отвлекается в среднем 4 раза, но четырёхлетний уже 2, в ребёнок в 6 лет не более 1 раза. К этому ведут здорового ребёнка, но ещё более упорно - детей, которые задерживаются в умственном развитии и отвлекаются.

Удивление, интерес захватывают ребёнка настолько, что у него задерживается дыхание. Во Франции называют человека, несостоятельного в деле, которе требует внимания и сосредоточенности, неспособным к удлинению дыхания. У ребёнка с задержкой дыхания следует стремиться выработать такое дыхание. Конечно, всё это даётся трудно, требует терпения, усилий и времени. Задерживающегося в умственном развитии ребёнка учить, что "по лесу с бороной ездить". Но другого способа преодолеть задержку умственного развития нет.

В 5 1/2 лет - серьёзнейший возрастной этап, с которого следует начинать систематическое и планомерное обучение, - у ребёнка уже должно быть сформировано произвольное внимание. Ему неинтересно, но ему внушают "надо". И он усердно выполняет то, что надо сделать вопреки своему нежеланию. Если в 5 1/2 лет не сформировано произвольное внимание, то задержка умственного развития преодолима с трудом.

Отчётливо запомним рекомендацию: не следует отвлекать ребёнка, когда он сосредоточенно занят игрой, делом, когда ему читают или рассказывают. Здесь нет и не может быть никаких исключений. Всё остальное в это время (еда, сон, гости, разгоовры) имеет второстепенное значение.  Играя, занимаясь с ребёнком, нельзя отвлекаться и тому, кто занимается с ним. Следует помнить: отвлекаясь сами, родители учат отвлекаться и его.  Для задержавшегося в умственном развитии это чрезвычайно важно.  И если мать занимается с таким ребёнком, а бабушка отвлекает вопросами, то малышу наносится непоправимый урон.

с. 77

Сосредоточенность внимания берегут и лелеют, а невнимательность и отвлекаемость пресекают, как самую плохую из привычек. Например, он рисует и отвлекается - ему указывают, просят не отвлекаться, настойчиво прививают внимание как привычку.

с. 78

Большую часть речи ребёнка независимо от того, с детьми или с взрослыми он общается, составляют вопросы. Все они свидетельствуют о стремлении ориентироваться, понять или познать окружающее. Отвечая на вопросы и в свою очередь задавая их, требуя толкового ответа, добиваясь понимания обсуждаемого, родители лучше всего развивают умственные способности ребёнка.
Дети 1 1/2 лет задают вопросы "кто это?" и "что это?"
С двухлетнего возраста ребёнок начинает задавать вопросы "где?", "куда?", "откуда?", тем самым раздвигая границы ориентации в пространстве.
Трёхлетние дети спрашивают "почему?", у них возникает потребность постичь суть явлений, причинно-следственные связи.
И только ребёнок, которого учат думать, на 5-м году жизни задаёт завершающий первичную ориентацию вопрос предвидения "что будет?" и вопросы целеобразования "зачем?" и "для чего?", от которых остаётся один шаг до вопроса о цели и смысле жизни.
Таков естественный путь ориентации и познания, по нему ведут ребёнка.

Родители должны знать сроки и последовательность появления вопросов, чтобы своевременно выявить задержку умственного развития и побуждать интерес к ним.

с. 79
Ориентация в людях приоритетна, и она необходима каждому. Более всего людьми совершается ошибок, особенно в подростковом и юношеском возрасте, из-за того, что, как позднее сетуют, "не за тем пошли", "не того выбрали", "не того послушали", "не тому поверили". Ориентируя влюдях, одновременно ориентируют в том, что достойно и недостойно, справедливо и несправедливо, истинно и ложно.

Жизнь непрестанно предоставляет возможность для стимуляции наблюдательности у ребёнка. Прежде всего это жизнь природы. Цветок, листок, стрекоза, птица, ёжик, рыбка  ручье, затем деталь здания, решётки, фонаря. Люди - усталые, весёлые, молодые, пожилые, ведущие себя странно или неправильно. Это поучительные случаи и события. Обращайте внимание детей на всё это, побуждайте его к пониманию причин того или иного события, явления, состояния человека.

Во время телевизионного просмотра спросите: "Ты видишь, что и куда несут муравьи?", "Почему вэтой сказке звери и птицы помогают одной девочке и не помогают другой?" Прививайте вкус к наблюдению и наблюдательности. Хвалите за тонко подмеченное. И так, пока дети не начнут приятно удивлять вас большей наблюдательностью, чем у родителей.

с. 80

Уже с трёх лет детей необходимо ориентировать в состоянии другого человека, помогать увидеть его недомогание, усталость, плохое настроение. Человек пишет книгу и увлечённо рассказывает об этом своему знакомому. А если знакомый только что похоронил мать?  Или знакомый потерпел неудачу в попытке написать книгу? Знакомый неприязненно относится к рассказчику?  Умён ли увлечённый рассказчик? Нет. Он разбирается в том, что пишет, но не понимает состояния другого человека. Его ум односторонен,  этот человек ориентирован только в одном - в профессии.

с. 81

Итак, основной метод ориентации от её начальных до более сложных форм, основной способ познания - ответы на вопросы ребёнка и остановка развивающих вопросов перед ним. Ребёнок учится думать в беседах со взрослым. И с 4-5 лет с ребёнком нужно беседовать серьёзно, глубоко. беседуя с ребёнком, родители как бы размышляют вслух. Как размышляют они, так будет размышлять и малыш.

с. 84

Нет умственного воспитания, а тем более преодоления задержки умственного развития без воспитания трудолюбия. Тяжки усилия родителей по преодолению задержки. Это годы кропотливого, изматывающего труда, притом после работы. Трудиться в таком случае должен и ребёнок, и трудиться много. Если задержку всё же не удаётся преодолеть, то от затраченных усилий остаётся единственное, но как раз наиболее необходимое такому ребёнку - трудолюбие.

Родители никогда не делают за ребёнка то, что он может сделать сам. Они никогда не позволяют бросить незавершённое. Завершение начатого дела - необходимое условие воспитания любого ребёнка, тем более такого, у которого имеется задержка умственного развития. Говорили же древние римляне: не пытайся или оканчивай. Устал, потерял интерес - пусть отдохнёт, но затем вновь вернётся к начатому делу.

Истинно умный человек трудолюбив. Для ленивого человека неизбежны верхоглядство, резонёрство, истерическая претензия на ум. Умный лентяй - нонсенс, это кажущийся ум, имитация меди под золото.

Задержка умственного развития - прямое показание для того, чтобы отложить на год поступление в школу. В противном случае такой ребёнок закономерно обречён на унижения, нервность или трудность.Но и терять этот невольно пропущенный год нельзя. Поучился, повторил, понял - можно и поиграть с детьми.

с. 87

При задержке умственного развития применяют стимулирующие, укрепляющие нервную систему, улучшающие кровоснабжение головного мозга препараты.

Крапива двудомная
Экстракт элеутерококка
церебро-лецитин
Кальция пантотенат
Слегка поджаренный желток одного куриного яйца через день
лимон
смесь из тёртой моркови, мёда и чеснока
массаж спины (участок между лопатками), мягко, подушечками II-III-IV пальцев кисти, по часовой стрелке в течение 10-15 мин. Курс 2 недели
ножные горячие (42 градуса) ванны с одной чайной ложкой сухой горчицы (при переносимости) длительностью до 15 минут, через день, всего 14 процедур. Ножки, стопы и нижнюю треть голени опускают в тёплую воду. В конце процедуры массируют кончики пальцев (подушечки) в течение 1 минуты (сразу на обеих ступнях, двумя руками), после чего в течение 1 мин делают ладонями массаж нижней трети голени внутренней поверхности обеих ног снизу вверх, энергично, до ощущения тепла. затем ополаскивают ноги тёплой чистой водой, вытирают их и надевают на 30 мин носки из хлопка или из шерсти.

14

Взято со страницы http://www.pharmindex.ru/practic/4_psynev.html

Лесиовская Е.Е., Марченко Н.В., Пивоварова А.С.

Сравнительная характеристика лекарственных средств, стимулирующих ЦНС.
Ноотропные препараты.

--------------------------------------------------------------------------------

Ноотропы - это вещества, оказывающие специфическое влияние на высшие интегративные функции мозга, улучшающие память, облегчающие процесс обучения, стимулирующие интеллектуальную деятельность, повышающие устойчивость мозга к повреждающим факторам, улучшающие кортикально-субкортикальные связи. Ноотропные препараты способны улучшать когнитивные (познавательные) функции как у здоровых людей, так и, в особенности, нарушенные при различных заболеваниях.

В отличие от психостимуляторов мобилизующего типа, ноотропы не вызывают психомоторного возбуждения, истощения функциональных возможностей организма, привыкания и пристрастия.

Термин "ноотропы" (от греческих слов "ноос" - мышление и "тропос" - стремление) был принят в 1972 г., спустя два года после появления на мировом рынке препарата пирацетам (Ноотрорпил), разработанного бельгийской фирмой UCB. Препарат остается постоянным представителем этой группы лекарственных средств и сейчас.

Ноотропные препараты являются весьма динамично развивающейся группой лекарственных средств и в России, и за рубежом. Разработкой новых ноотропных препаратов занимается около 60 ведущих фармацевтических компаний в различных странах. По оценке ежегодника Pharmaprojects, в 1995 г. на различных стадиях исследований, клинического изучения и внедрения на рынок находилось 132 ноотропных препарата, из них 79 на этапе доклинического исследования, 34 - на различных стадиях клинического изучения и 19 - на стадии регистрации и внедрения на рынок. (Следует отметить, что речь может идти об одних и тех же препаратах, зарегистрированными под различными торговыми названиями).

Согласно современным представлениям к ноотропным препаратам относятся:
пирацетам, его гомологи и аналоги (анирацетам, оксирацетам, прамирсцетам, нефирацетам и др.);
производные диметиламиноэтанола: деанола ацеглюмат, меклофеноксат, центрофеноксин;
препараты нейроаминокислот: гамма-аминомасляная кислота (ГАМК), производные гамма-аминомасляной кислоты (фенибут, никотиноил-гамма-аминомасляная кислота (пикамилон), гопантеновая кислота (пантогам), глицин, глутаминовая кислота;
производные пиридоксина: пиритинол (пиридитол, энербол, энцефабол);
холиномиметик центрального действия: холина альфосцерат;
препараты Ginkgo biloba: билобил, мемоплант, ревайтл гинкго, танакан и др.;
соединения другой химической структуры, относящиеся к различным классам и группам химических веществ, сходные по механизму действия с пирацетамом и обладающие способностью облегчать процессы обучения и улучшать память.

Следует отметить, что общепринятой классификации ноотропов пока не существует. Это обусловлено различными причинами, среди которых можно выделить две основные:
1. До настоящего времени механизм действия пирацетама, его гомологов, аналогов и других ноотропных средств недостаточно изучен.
2. Улучшение интеллектуальных функций и способности к обучению (мнесгических функций - восприятия новой информации и ее запоминания) можно добиться:
непосредственной активацией энергопродуктивных процессов в нейронах;
улучшением мозгового кровообращения и микроциркуляции;
изменением метаболизма ряда нейромедиаторов и их способности к взаимодействию с мембранными рецепторами;
посредством нейротрофического и нейромодуляторного действия.
В связи с этим, наряду с ноотропными препаратами (с доминирующим действием на мнестические функции) различные авторы относят к группе ноотропных средств препараты с широким спектром эффектов [3]:
препараты, усиливающие мозговое кровообращение, микроциркуляцию и метаболизм: винпоцетин, винкамин, винконат, ницерголин, циннаризин, флунаризин, нимодипин, ксантиновые производные пентоксифиллина, карнитин, фосфатидилсерин, натрия оксибат; витамины и их производные: пиридоксин, пантотеновая кислота, фолиевая кислота, витамин Е;
промежуточные продукты метаболизма клетки: оротовая и янтарная кислоты;
энергодающие субстраты: рибоксин, АТФ, РНК, глюкозо-1- и глюкозо-6-фосфат;
комбинированные препараты: инстенон.
Несмотря на разницу в спектрах эффектов все перечисленные препараты обладают положительным влиянием на память (ноотропным действием) и у них отсутствуют ярковыраженные эффекты традиционных психотропных и кардиотропных препаратов. Для ноотропов также свойственна низкая токсичность и отсутствие выраженных побочных эффектов даже в субтоксических дозах (за исключением некоторых холинергических препаратов).

В основе терапевтического действия ноотропных препаратов лежит несколько механизмов:
улучшение энергетического состояния нейронов (усиление синтеза АТФ, антигипоксический и антиоксидантный эффекты);
активация пластических процессов в ЦНС за счет усиления синтеза РНК и белков;
усиление процессов синаптической передачи в ЦНС;
улучшение утилизации глюкозы;
мембраностабилизирующее действие.
Многие ноотропные препараты, наряду с непосредственным влиянием на нарушенные мнестические функции, используют при снижении общего уровня жизнедеятельности человека, возникающем при различных заболеваниях и экстремальных воздействиях, таких как ишемия, травмы мозга, интоксикация, утомление, болевые синдромы, стресс, перинатальные воздействия.

К основным свойствам ноотропов относятся:
способность стимулировать обмен веществ и энергии в клетках мозга за счет оптимизации биоэнергетических процессов в нервной клетке;
улучшение работы нейронов, как в норме, так и при действии экстремальных факторов.

Благодаря этим свойствам группу ноотропных препаратов часто называют "нейрометаболические церебропротекторы", что характеризует общее свойство препаратов данной группы стимулировать обменные процессы в нервной ткани, особенно при различных нарушениях, оптимизируя уровень обмена веществ, измененного патологическим состоянием [1].

Ноотропные препараты могут усиливать эффекты ГАМК, синтез дофамина, повышать уровень норадреналина в мозге. Под влиянием пирацетама и меклофеноксата увеличиваются содержание ацетилхолина на уровне синапсов и плотность холинергических рецепторов. Некоторые препараты способны повышать содержание в мозге серотонина. По степени выраженности влияния на ЦНС ноотропы можно расположить в следующий ряд:
Фенибут - аминалон - пантогим - пикамипон - пирицетим - пиритинол - меклофеноксат

У фенибута наиболее выражено депримирующее действие, меклофеноксат имеет наиболее отчетливые свойства психостимулятора.

Основная область применения ноотропов у здоровых людей - профилактика стрессогенных состояний и поддержание работоспособности в критических ситуациях. Их применяют в педиатрической и гериатрической практике. Они показаны при церебральной недостаточности, при астенических состояниях, в комплексной терапии при неглубоких депрессиях с явлениями заторможенности, на ранних стадиях болезни Альцгеймера, для лечения алкогольных энцефалопатий, в период реабилитации после перенесенных инфекционно-воспалительных заболеваниях мозга и черепно-мозговых травм.

Пирацетам (ноотропил) имеет по химической структуре сходство с ГАМК и иногда рассматривается как производное этой аминокислоты, однако, в организме он в ГАМК не превращается и содержание ГАМК в мозге после применения пирацетама не повышается. Но в относительно больших дозах и при повторном введении пирацетам способен усиливать ГАМК-ергические тормозные процессы.

В реализации эффектов пирацетама выделяют два основных направления действия "нейропротективное" и "сосудистое" [7]. Пирацетам способствует окислительному расщеплению глюкозы по пентозофосфатному шунту, увеличивая обмен АТФ, а также уровень цАМФ. Функционирование данного шунта связано с образованием веществ. нейтрализующих свободные радикалы и препятствующих перекисному окислению липидов мембран. Препарат стимулирует активность аденилаткиназы, обеспечивая протекание анаэробного метаболизма без образования лактата. После введения препарата у больных острым ишемическим инсультом в зоне поражения и окружающей ее функционально неактивной зоне увеличивается метаболизм глюкозы, локальный мозговой кровоток, коэффициент экстракции и локальный метаболизм кислорода. Пирацетам взаимодействует с системой нейротрансмиттеров, оказывая модулирующее действие на холинергическую и аминацидергическую (аспартат, глутамат) нейротрансмиссию, что особенно важно, поскольку нарушения синаптической передачи с участием ацетилхолина и глутамата обусловливают "возрастные" нарушения памяти и других когнитивных функций [7]. Препарат также стимулирует межполушарный обмен информацией, что лежит в основе восстановления утраченных после инсульта речевых функций. Описано влияние пирацетама на вестибулярную систему за счет воздействия на механизмы передачи сигналов от источников зрительной и проприоцептивной чувствительности или влияния на вестибулярное ядро в стволе головного мозга, а также положительный эффект пирацетама в качестве противосудорожного средства [4]. "Нейропротективное" действие пирацетама также используется при хронической алкогольной и лекарственной интоксикациях. "Сосудистое" действие препарата обусловлено снижением агрегации тромбоцитов. увеличением деформируемое™ эритроцитов, снижением адгезии эритроцитов к поверхности эндотелия, уменьшением вязкости плазмы и цельной крови. Уменьшение спазма сосудов без вазодилататорного эффекта и гипотензии позволяет пирацетаму оказывать положительное влияние на мозговое кровообращение, не сопровождающееся изменением общей гемодинамики [7].

Основными показаниями к применению пирацетама являются:
1. Нарушения мозгового кровообращения:
интенсивная терапия ишемического инсульта
реабилитация после инсульта
декомпенсация хронической недостаточности мозгового кровообращения
острая фаза травматических поражений мозга
коматозные состояния
2. Нарушение памяти и других высших психических функций:
"физиологическое" старение
деменция
задержка психического развития, затруднение обучения
3. Речевые нарушения:
афазия
"дизлексия (особые трудности обучения письменной речи) у детей
4. Головокружение.
5. Энцефалопатии:
алкоголизм;
лекарственная интоксикация;
последствия нейроинфекции;
постгипоксические состояния.
6. В комплексной терапии при:
психозах, астено-депрессивных состояниях, апатических состояниях при шизофрении, депрессивных состояниях, резистентных к антидепрессантам;
коррекции побочных явлений и осложнений терапии психотропными средствами.

Особенностью пирацетама, является то, что его фармакологическое действие проявляется только в условиях длительного повторного введение препарата в достаточно высоких дозах.

Таблица 1. Основные достоинства, недостатки и лекарственное взаимодействие пирацетама (ноотропила)

Достоинства Недостатки Лекарственное взаимодействие
Улучшает кровообращение в ишемизированных участках, обмен веществ в мозге. Повышает устойчивость его тканей к гипоксии и токсическим воздействиям. Усиливает потенциальные нейрофизиологические возможности. Активизирует умственную деятельность (мышление, обучение, память). Восстанавливает и стабилизирует функции мозга. Улучшает настроение, внимание, память у больных и здоровых людей. Оказывает некоторое противосудорожное действие. Повышенная возбудимость, нервозность, раздражительность, бессонница. Слабость, сонливость. Головокружение,тремор. Тошнота, рвота, диарея, боли в животе. Стенокардия. Препарат противопоказан при конечной стадии почечной недостаточности, беременности, кормлении грудью, в возрасте до 1 года, гиперчувствительности к препарату. В пожилом и старческом возрасте усиливает действие антиангинальных препаратов, снижает потребность в нитроглицерине, повышает эффективность антидепрессантов. Совместный прием 1,6 г пирацетама с алкоголем не влияет на концентрацию пирацетама и алкоголя в сыворотке крови. При назначении совместно с тироксином и трийодтиронином были отмечены беспокойство, раздражительность и расстройства сна.

Уже более 20 лет пирацетам остается эффективным лекарственным средством, которое находит все более широкое применение. Появляются и новые лекарственные формы, адаптированные к состоянию больного (таб. 1). Однако, на российском рынке лекарств отсутствуют препараты второго поколения производных пирацетама: оксирацетам (Италия), анирацетам (Швейцария, Япония), прамирацетам (США). Эти препараты лучше переносятся больными и имеют более широкий спектр действия по сравнению с пирацетамом. В частности, они обладают выраженными антигипоксическими свойствами и могут применяться как для лечения различных заболеваний мозга, так и в травматологической практике [2]. В начале 90-х годов большой интерес вызвал нефирацетам, обладающий высоким сродством к ГАМКА рецептору. Он увеличивает активность глутамат-декарбоксилазы, усиливает кругооборот ГАМК в коре больших полушарий головного мозга и обладает выраженным антиамнестическим действием [З].

Деанола ацеглумат, деманол, меклофеноксат (ацефен, центрофеноксин) в организме расщепляются с образованием диметиламиноэтанола, который является ингибитором свободных радикалов, участвует в обмене ацетилхолина, а также оказывает ноотропное и мягкое стимулирующее действие на ЦНС [4]. Для препаратов данной группы характерно антиоксидантное действие, за счет связывания свободных радикалов, стимуляции процессов тканевого обмена. Они улучшают синаптическую передачу в гипоталамической и других областях мозга, вызывают улучшение памяти, церебропротективное, антиастеническое и антидепрессивное действие.

Препараты показаны при энцефалопатиях, астено-депрессивном синдроме, алкоголизме, невротических и психосоматических расстройствах. При их применении возможны головные боли, нарушения сна, возникновение страха и тревоги, запор, снижение массы тела, зуд. Препараты противопоказаны при эпилепсии, инфекционных заболеваниях ЦНС, беременности и лактации.

К препаратам нейроаминокислот относится целый ряд известных препаратов.

Аминалон по химическому строению представляет собой гамма-аминомасляную кислоту (ГАМК), которая является важнейшим медиатором торможения в ЦНС, а также участвует в энергетическом обеспечении мозга. По клинической эффективности препарат уступает пирацетаму, но в отличие от него не дает отчетливых стимулирующих эффектов. Под влиянием ГАМК повышается эффективность тормозных ГАМК-ергических процессов. Препарат показан при хронической церебрально-сосудистой недостаточности с нарушениями памяти, внимания, речи, с развитием головокружения, головной болью, при нарушениях мозгового кровообращения, после перенесенного инсульта и травм мозга, при алкогольных энцефалопатиях, при задержке умственного развития у детей.

Никотиноил-гамма-амино-масляная кислота (пикамилон) сочетает свойства ГАМК и никотиновой кислоты, обладающей вазоактивными свойствами и влияет на процессы тканевого дыхания. Препарат способен оказывать как нейрометаболическое, так и сосудистое действие: снижает сопротивление сосудов, увеличивает линейную и объемную скорость мозгового кровотока, улучшает микроциркуляцию [4J. Пикамилон обладает умеренной анксиолитической активностью, способствует восстановлению психической и физической работоспособности при переутомлении. Препарат показан в определенные периоды ишемического инсульта, при вегето-сосудистой дистонии, депрессии, в комплексном лечении астенических состояний, обусловленных нейро-психическими заболеваниями или связанных с повышенными психоэмоциональными нагрузками, при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях, хроническом алкоголизме.

Фенибут является производным ГАМК и фенилэтиламина, и обладает ноотропной и транквилизирующей активностью. Препарат уменьшает проявления астении и вазовегетативные симптомы (головную боль, чувство тяжести в голове), раздражительность, эмоциональную лабильность, повышает умственную работоспособность. Фенибут показан при астеническом синдроме, тревожно-невротических состояниях, нарушениях сна, головокружении, для профилактики укачивания, при заикании и тиках у детей, в комплексной терапии алкогольной абстиненции.

Гопантеновая кислота (пантогам) - это наиболее мягко действующий метаболический церебропротектор с минимально выраженным стимулирующим влиянием на ЦНС. Метаболическая активность препарата предположительно обусловлена заменой фрагмента р-аланина в молекуле пантотеновой кислоты на ГАМК [i]. Препарат улучшает энергетический обмен в мозге, влияет на окислительные процессы цикла трикарбоновых кислот, который играет значительную роль в обеспечении различных видов обмена в клетке, в том числе и энергетического. Пантогам показан при нарушении интеллектуально-мнестических функций после перенесенных нейроинфекций, черепно-мозговых травм, при задержке психического развития у детей, в комплексной терапии некоторых форм эпилепсии.

Глицин является нейромедиатором тормозного типа действия и регулятором метаболических процессов мозга, оказывает седативное и антидепрессивное действие. Глициновый сайт является важным для процессов памяти структурным участком NMDA рецептора, его активация лежит в основе длительной потенциации нейронов гиппокампа, а,следовательно, и усиления синаптической передачи [З]. Глицин (как агонист глицинового сайта) оказывает улучшающее влияние на память и в эксперименте, и у человека [З]. Препарат также эффективен в качестве вспомогательного средства при эпилептических припадках. Глицин показан при стрессовых состояниях, психоэмоциоальном напряжении, повышенной возбудимости, неврозах, вегето-сосудистой дистонии, последствиях нейроинфекций, черепно-мозговой травмы, энцефалопатий, нарушениях сна, хроническом алкоголизме.

Глутаминовая кислота относится к нейромедиаторным аминокислотам, стимулирующим передачу возбуждения в синапсах ЦНС. Препарат нормализует обменные процессы, стимулирует окислительные процессы, способствует нейтрализации и выведению из организма аммиака, повышает устойчивость к гипоксии. Глутаминовая кислота показана при эпилепсии, психозах, реактивных состояниях с явлениями истощения, депрессиях, прогрессирующей миопатии, в педиатрии при задержке психического развития, церебральном параличе, болезни Дауна и полиомиелите.

Таблица 2.Основные достоинства, недостатки и лекарственное взаимодействие препаратов нейроаминокислот:

Препарат Достоинства Недостатки Лекарственное взаимодействие
Гамма - аминомасляная кислота
(аминалон) Оказывает влияние на специфические ГАМК-рецепторы. Восстанавливает процессы метаболизма в головном мозге, увеличивает устойчивость к гипоксии, способствует утилизации глюкозы мозгом и удалению из него токсических продуктов обмена. Ускоряет кровоток. Улучшает память и мышление. оказывает умеренное психостимулирующее, противосудорожное, гипотензивное действие, незначительно уменьшает ЧСС. У больных с сахарным диабетом снижает уровень гликемии. Возможны тошнота, рвота, бессонница, лабильность АД, диспепсия, повышение температуры тела, ощущение жара, одышка. Препарат противопоказан при гиперчувствительности к нему. Усиливает действие бензодиазепинов, многих снотворных и противосу дорожных средств.
Гопантеновая кислота
(Пантогам) Повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, увеличивает утилизацию глюкозы и кислорода мозгом. Стимулирует анаболические процессы в нейронах. Оказывает противосудорожное действие. Возможны аллергические реакции:ринит, конъюнктивит, кожные высыпания. Пролонгирует действие барбитуратов.
Никотиноил-гамма-аминомасляная кислота (Пикамилон) Оказывает ноотропное, антиоксидантное, антигипоксическое, транквилизирующее и психостимулирующее действие. Стимулирует метаболизм в нервной ткани, усиливает энергетические процессы в мозге. Улучшает мышление, внимание, память, речь, способность к обучению. Улучшает мозговой кровоток, микроциркуляцию, снижает сопротивление мозговых сосудов, агрегацию тромбоцитов. Возможна тошнота, головная боль, головокружение, раздражигельносгь, возбуждение, тревога, аллергические реакции. Препарат противопоказан при гиперчувствительности, заболеваниях почек. Уменьшает угнетающее влияние на ЦНС препаратов, содержащих этанол.
Фенибут Оказывает ноотропное, транквилизирующее, противосудорожное и антиоксидантное действие.Уменьшает напряженность, тревогу, улучшает сон.Уменьшает проявления астении, головную боль, чувство тяжести в голове, раздражительность. Повышает умственную работоспособность, внимание и память. Возможна сонливость при первых приемах, аллергические реакции. Препарат противопоказан при гиперчувствителыюсти, печеночной недостаточности. С осторожностью назначают пациентам с заболеваииями ЖКТ (фенибут оказывает раздражающее действие) и пациентам, работа которых требует повышенного внимания. Усиливает эффект противопаркинсонических средств, нейролептиков, снотворных, наркозных препаратов и наркотических анальгетиков.
Глицин Нормализует процессы возбуждения и торможения в ЦНС. Повышает умственную работоспособность. Устраняет депрессивные нарушения, раздражительность, нормализует сон, снижает патологическое влечение к алкоголю, предотвращает развитие алкогольного делирия и психозов. Оказывает ноотропное, противоэпилептическое, антистрессовое, седативное действие. Нормализует обмен веществ. Противопоказан при гиперчувствительности к нему. Снижает токсичность антиконвульсантов, нейролептиков, антидепрессантов. В сочетании со снотворными, транквилизаторами и нейролептиками суммируется эффект торможения ЦНС.
Глутаминовая кислота Активирует метаболизм, способствует синтезу ацетилхолина и АТФ, переносу ионов калия. Оказывает нейромедиаторное, дезинтоксикационное действие. Стимулирует окислительно-восстановительные процессы. Возможна повышенная возбудимость, рвота, диарея, анемия, лейкопения. Препарат противопоказан при лихорадочных состояниях, заболеваниях печени, почек, ЖКТ, кроветворных органов, повышенной возбудимости, бурно протекающих психотических реакциях.   

Пиритинол состоит из двух молекул пиридоксина, соединенных дисульфидным "мостиком". Основной коферментной формой пиридоксина является пиридоксальфосфат, который наряду с другими разнообразными функциями участвует в метаболизме ГАМК. Единственный фермент синтеза ГАМК - глутаматдекарбоксилаза является пиридоксальзависимым ферментом, что может обуславливать способность препарата стимулировать образование ГАМК [i]. Действие пиритинола обеспечивает более экономичную утилизацию энергетических субстратов и последующее расходование энергии для синтеза макромолекулярных соединений (АТФ, РНК). Препарат усиливает транспорт глюкозы через гематоэнцефалический барьер, повышает ее утилизацию в условиях, когда потребление кислорода тканями снижено, ускоряет окисление глюкозы, уменьшает избыток образования молочной и уксусной кислот в тканях мозга, повышает устойчивость ткани мозга к гипоксии, способен стабилизировать клеточные мембраны и улучшать их функциональное состояние. Пиритинол показан при широком круге психоорганических синдромов различного происхождения, сопровождающихся нарушением памяти, мышления. способности к концентрации внимания, быстрой утомляемостью, дефицитом побуждений и мотиваций, при олигофрении, энцефалопатии, ревматоидном артрите, в комплексной терапии посттравматических энцефалопатии, нарушений мозгового кровообращения нейроинфекций, интоксикаций. При этом пиритинол является одним из немногих ноотропных препаратов, обладающих значительным количеством серьезных побочных эффектов и противопоказаний (таб. 3).

Таблица 3. Основные достоинства, недостатки и лекарственное взаимодействие пиритинола

Препарат Достоинства Недостатки Лекарственное взаимодействие
Пиритинол (пиридитол, энербол, энцефабол) Улучшает обменные процессы в мозговой ткани, повышает устойчивость к гипоксии, усвоение и метаболизм глюкозы, обмен нуклеиновых кислот. Активирует холинергические процессы. Стабилизирует клеточные мембраны, тормозит активность лизосомальных ферментов и появление свободных радикалов. Улучшает реологические свойства крови,кровоток и повышает доставку и утилизацию кислорода в ишемизированных зонах мозга. Способствует повышению умственной работоспособности, памяти, обучаемости. Возможны нарушения сна, повышенная возбудимость, головная боль, головокружение, утомляемость, анорексия, диспептические нарушения, холестаз, аллергические реакции; редко - артралгии, плоский лишай, пемфигоидные кожные реакции, алопеция, стоматит, эозинофилия, тромбоцитопения, лейкопения,агранулоцитоз, повышение в крови антинуклеарных антител; крайне редко -выпадение ногтей, диспное, мышечная слабость, парестезии, полимиозит, холестаз, гепатит, гематурия, аутоиммунный гипогликемический синдром. Препарат противопоказан при гиперчувствительности, выраженном психомоторном возбуждении, эпилепсии, печеночной и почечной недостаточности, выраженных изменениях картины периферической крови, диффузных болезнях соединительной ткани, миастении, пузырчатке. Не следует назначать при беременности и лактации. Увеличивает вероятносгь развития и выраженность побочных эффектов пеницилламина, препаратов золота, сульфасалазина.

Процессы памяти тесно связаны с холинергической системой медиации. Дефицит холинергической передачи занимает одну из главных позиций в нейропатологии деменции, и в том числе болезни Альцгеймера. Для лечения этих заболеваний используют холиномиметики, которые оказывают свое действие на трех уровнях за счет: усиления синтеза ацетилхолина, воздействия на рецепторы и ингибирования ацетилхолинэстеразы.

Холина альфосцерат (глиатилин) обладает холиномиметическим действием, стимулирует преимущественно центральные холинорецепторы. В организме расщепляется на холин и глицерофосфат. Субстратно обеспечивает синтез ацетилхолина и фосфатидилхолина нейрональных мембран, улучшает функции рецепторов и мембран в холинергических нейронах. Препарат активирует церебральный кровоток, стимулирует метаболизм ЦНС, возбуждает ретикулярную формацию. Повышает настроение, умственную деятельность, концентрацию внимания, запоминание и способность к воспроизведению полученной информации, оптимизирует познавательные и поведенческие реакции, устраняет апатию. Холина альфосцерат показан в остром периоде черепно-мозговой травмы, в восстановительном периоде после ишемического инсульта, при хронической цереброваскулярной недостаточности, деменции (альцгеймеровской, сенильной, смешаной), функциональных расстройствах ЦНС, нарушениях памяти, эмоциональной нестабильности, спутанности сознания, дезориентации, снижении мотивации, инициативности и концентрации внимания. При применении препарата возможна тошнота, рвота, аллергические реакции. Холина альфосцерат противопоказан при гиперчувствительности, беременности, кормлении грудью, в детском возрасте.

Экстракт Гинкго Билоба (билобил, мемоплант, танакан и др.) это стандартизированный растительный препарат, оказывающий влияние на процессы обмена веществ в клетках, реологические свойства крови, микроциркуляцию. Препарат улучшает мозговое кровообращение, снабжение мозга кислородом и глюкозой, нормализует метаболические процессы, оказывает антигипоксическое действие, препятствует образованию свободных радикалов и перекисному окислению липидов мембран клеток. Гинкго Билоба воздействует на высвобождение, обратный захват, катаболизм нейромедиаторов (норадреналина, дофамина, ацетилхолина) и на их способность к связыванию с мембранными рецепторами. Препарат нормализует сосудистую систему, стимулирует выработку эндотелий-зависимого релаксирующего фактора, расширяет мелкие артерии, повышает тонус вен, уменьшает проницаемость сосудистой стенки, оказывает противоотечное действие, стабилизирует мембраны тромбоцитов и эритроцитов, обладает антиагрегантными свойствами. Препараты экстракта Гинкго Билоба показаны при расстройствах памяти, сенильной деменции, при последствиях инсульта и черепно-мозговых травм, синдроме Рейно, нарушениях периферического кровообращения, диабетической ангио- и ретинопатии, нейросенсорных нарушениях.

Таблица 4. Основные достоинства и недостатки препаратов Гинкго Билоба

Препарат Достоинства Недостатки
Экстракт Гинкго Билоба (билобил, мемоплант, танакан) Оказывает ноотропное, антигипоксическое, антиагрегантное, ангиопротекторное и противоотечное действие. Улучшает микроциркуляцию, мозговое кровообращение. Снижает проницаемость капилляров, уменьшает количество свободных радикалов. Улучшает обмен веществ в органах и тканях, повышает содержание в клетках макроэргов, утилизацию кислорода и глюкозы. Нормализует медиаторные процессы в ЦНС. Возможны головная боль, диспептические расстройства, аллергические реакции. Препарат противопоказан при повышенной чувствительности, не рекомендуется его применение при беременности,лактации и у детей.

Необходимо отметить, что ожидаемая продолжительность жизни постоянно увеличивается, причем наиболее быстро растет часть общей популяции, которая состоит из людей старше 65 лет. Следовательно, можно ожидать, что частота заболеваний, ассоциирующихся с возрастом, таких как деменция и других, значительно возрастет, и ноотропные препараты будут все более и более востребованы. В настоящее время в России зарегистрировано около 15 лекарственных средств, отнесенных к группе ноотропов. Номенклатура отечественных ноотропных препаратов значительно меньше, чем номенклатура этой группы лекарственных средств на зарубежном рынке медикаментов, и часто не достаточна для удовлетворения потребностей медицинской практики. Кроме того, некоторые из указанных препаратов устарели (пиритинол), либо существуют их более эффективные аналоги.

Литература:

1. Андреев Б.В. Ноотропные средства // Мир Медицины. - №8. - 1998. - С. 25-28
2. Варпаховская И. Состояние производства и разработок ноотропных препаратов за рубежом и в России // Ремедиум. - №7. - 1997. - С. 3-8
3. Воронина Т.А., Середенин С.Б. Ноотропные препараты, достижения и новые проблемы // Экспериментальная и клиническая фармакология. - №4. - 1998. - С. 3-9
4. Ковалев Г.В. Ноотропные средства. - Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, - 1990. - 368с.
5. РЛС-Энциклопедия лекарств / Гл. ред. Крылов Ю.Ф. / М.: "РЛС-2001". - 2000. - 1504с.
6. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник. - М.: АстраФармСервис, 2000. - 1408 с.
7. Федин А.И. Ноотропил. Новое об известном препарате // АиБ. - №2. - 1996. - С. 44-49


Вы здесь » Дети рисуют семью » Мама из Красноярска » Если ваш ребёнок отстаёт в развитии


© 10bb.ru