- Извините, что значит "лобные"? Сложно читать, не зная.
Спрашивали - отвечаю.
Это дети, которые затрудняются с программированием и контролем деятельности. Причиной тому - нейропсихологические особенности, так работает их мозг. Вернее, не работает толком "лобная" часть коры головного мозга.
"Лобные" дети (из записок психолога)
Школу они обычно ненавидят. С кем-то из родителей или в остром конфликте, или везде вместе, как тень.
"Лобные" дети - безмолвные свидетели нашего родительского и педагогического бессилия.
Хуже того, они сами поверили в то, что плохие.
При чём здесь "лоб"?
Лобные доли коры головного мозга на заре развития нейронаук называли "передним мозгом". И вправду, по объёму лобная доля мозга - самая большая (по сравнению с теменной, затылочной, височной).
На анимированной иллюстрации лобная доля выделена красным цветом.
Различают правую и левую лобные доли, а также внутреннюю и внешнюю поверхность лобной доли, и три извилины на ней: заднюю, среднюю и переднюю.
В медицине хорошо изучен синдром лобной доли. Когда патологический процесс поражает передний мозг, у человека исчезает возможность многоплановой целенаправленной деятельности. Она как бы подменяется упрощёнными, сиюминутными действиями и вместо разветвлённой программы, учитывающей сценарии и подсценарии, возможности и условия, превращается в застрявшую пластинку стереотипных поведенческих ходов и фраз.
В любой ситуации "лобный" больной говорит и делает практически одно и то же. Он словно утрачивает возможность гибко приспосабливаться к ситуации снаружи и к смене мотивов, желаний внутри себя.
При массивном поражении ответы вообще выглядят бессвязными: случайными, импульсивными или крайне формальными.
Нарушается целенаправленность действий, способность не отвлекаться на второстепенное, оставаясь сосредоточенным на главном. Теряется вообще понятие между "важным" и "неважным" для данной ситуации или задачи.
Стопорится вся сфера саморегуляции, то есть развёрнутый во времени ход:
- план действий, план решения задачи, проблемы,
- контроль за исполнением плана,
- корректировка плана по ходу его применения на практике,
- анализ сделанного и работа над ошибками, которые сам обнаружил, извлечение уроков.
Кажется, что он просто плывёт по течению.
Цикл эссе о "лобных" детях не об этом. Он не о пациентах нейрохирургического отделения. Он о здоровых мальчиках и девочках, чей мозг неврологически созревает чуть дольше, чем у сверстников.
Если бы эти дети росли в деревне и их задачи были конкретно-наглядными, связанными с природой и бытом, а не с пониманием прочитанного и арифметикой, никто и не догадался бы, что они затрудняются.
Но они идут в школу, и откровенно "не тянут" нагрузку, которую осваивают их сверстники. Своих ровесников они догонят только к 12-16 годам. Каждый по-разному.
Именно поэтому в книге "Сто признательных эссе" вы не найдёте слов "лобный синдром". Болезненного процесса там нет. А значит, нет и синдрома.
А что есть?
Есть эмоциональность, характерные особенности, избегающее поведение, неверие в себя как личностная особенность. Им нужен психолог, а ещё больше - доброе родительское отношение, понимание и терпение.
Именно поэтому я пишу о них как о "лобных" детях.
В книге "Сто признательных эссе" рассказаны четыре истории: про Артёма, Аню, Колю и Лизу.
Всех их я сопровождала как специалист на пути из детства в подростковый возраст и раннюю юность.
Все они приходили на приём вместе с родителями, семьёй.
Для каждого понадобился свой формат работы: психообразовательное вмешательство, когнитивно-поведенческая и психодинамическая психотерапия, поведенческая психотерапия, поддерживающая психотерапия.
Я публикую эти тексты на своём канале в Яндекс Дзен и дублирую эссе на популярных сайтах: Пикабу, Вконтакте, Фейсбук, Одноклассники, Ютуб.
Зачем? Для чего?
Для того, чтобы как можно больше мам и пап сумели разглядеть за "пустоголовым" "дебилом" или "дурой" дитё, на которое городская жизнь и требования образовательной системы возложили непосильную ношу.
Чтобы пришли на помощь, поддержали. Чтобы верили за двоих, что всё наладится, пока время делает своё дело. Потому что время - это друг.
Я видела преображение "лобных" детей в обычных много раз.
Именно об этом я хочу рассказать.
«Лобные» дети. Артём 157
Мамы — это люди. Люди могут ошибаться 160
Домино с попугаями 163
Слова-пароли 167
Тиран 170
Как отличить чемпиона от победителя 175
Памятный момент 178
«Лобные» дети. Аня 180
Трудный папа 183
Её любимый паровозик 190
Что могут деньги 195
Что может любовь 199
«Лобные» дети. Коля 204
Борьба трёх воль 206
Как узнать о скрытой неприязни 209
Беспрекословное подчинение 213
Навыки самообслуживания 217
Разлуки 220
Момент выбора 222
«Лобные» дети. Лиза 224
Тихушница 226
Как Изабелла стала Сэмом 228
50 оттенков упёртости 231
Сэм и Дэн 233
Грустный момент 235
Страницы указаны по изданию:
Бермант-Полякова О.В. 100 признательных эссе. Екатеринбург: Издательские решения, 2018. 356 с.
https://ridero.ru/books/1_0_0_priznatelnykh_esse/