Гарбузов В.И. нервные дети. Ленинград: Медицина, 1990. 176 с.
с. 96-97
В основе гипердинамического и гиподинамического синдромов - микроорганические поражения головного мозга, которые возникают в результате кислородного внутриутробного голодания головного мозга, микрородовой травмы и приводят к ММД (минимальной мозговой дисфункции).
Отсутствуют грубые органические, очаговые повреждения, но есть множество микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. У каждого 5-6-го ребёнка отмечается ММД.
Опишем вначале проявления более часто встречающегося гипердинамического синдрома. Основные его признаки - отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность, которая проявляется с первых месяцев жизни, когда гипердинамичного ребёнка не удержать на руках, как и невропатичного. Сказать о гипердинамичном, что он непоседлив, - значит не сказать ничего. Он подвижен, как ртуть. Не уследили - и он где-то наверху, откуда его можно снять только с помощью пожарной лестницы. Проникая во все щели, проваливаясь во все ямы, лазая по всем закоулкам, исследуя все чердаки и подвалы, за всё задевая и всё опрокидывая, набивая себе синяки и шишки, носится он день-деньской по квартире, по двору, а без надлежащего надзора -и по улицам. Именно гипердинамичный ребёнок чаще всего совершает побег из детского сада, но не умышленно, а потому, что обнаруживает случайно открытую калитку или щель в заборе.
Именно он чаще всего оказывается на проезжей части улицы, устраивает короткое замыкание в электросети или опрокидывает на себя кастрюлю с кипятком. Если он найдёт не прикрытый по небрежности хотя бы один канализационный люк, то залезет туда, не задумываясь, как он из него выберется. Это он находит и взрывает оставшиеся на местах бывших боёв патроны и гранаты. Естественно, львиная доля несчастных случаев происходит с ним. Его руки в постоянном движении: что-то мнут, обрывают, вертят пуговицы, отковыривают краску на стене. На месте ему не усидеть. Он даже стоит, переминаясь с ноги на ногу, и кажется, что ещё миг - и он сорвётся с места, умчится на край света. Ест он стоя, на стуле ему не усидеть. Он весь извертится, даже играя, слушая сказку, глядя на экран телевизора. Иной раз думается, что он так и не научится сидеть, как и не верится, что он будет спокойно ходить, а не бегать.
Одни из гипердинамичных детей особенно несносно ведут себя с утра, другие - к вечеру, и тогда их не уложить спать. Они и в постели балуются и играют, засыпают, стоя на коленках и локтях, а уснув, сбивают простыню в комок, поскольку беспокойны и во сне. Те, что беспокойны с утра, засыпают мгновенно и спят как убитые. Но и о первых, и о вторых говорят: "Хороший, когда спит!" И родители переводят дух и чувствуют себя спокойно, лишь уложив такого ребёнка и убедившись, что он, наконец, угомонился.
Одежда и обувь буквально горят на гипердинамичном ребёнке. Шапку, шарф, варежки, а потом и школьный портфель он постоянно теряет, и на него ничего не напасёшься.
Гипердинамичный ребёнок импульсивен, и никто не рискнёт предсказать, что он сделает в следующий миг. Да и сам он этого не знает. У него всё на коротком замыкании: увидел - схватил-побежал. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчён происшествием, виной которого становится.
с. 98
Впрочем, чаще он полагает, что не сделал ничего плохого, поскольку не желал этого делать. И если гипердинамичный ребёнок разбил вазу, то по его мнению, она упала сама, потому что плохо стояла. Наказания он переносит легко, так как традиционные шлепки, укоры, отказы в просьбах не огорчают его. Гипердинамичный ребёнок не помнит обиды, не держит зла и, хотя поминутно ссорится со сверстниками, тут же мирится с ними. Правда, иногда он чрезмерно вспыльчив, драчлив и тогда - не по-детски, а озлобленно, агрессивно, жестоко. В таких случаях у ребёнка может быть более грубое поражение головного мозга, повышенная судорожная готовность, что выявляется при электроэнцефалографическом исследовании.
От избытка чувств гипердинамичный рбёнок не говорит, а кричит, доказывая, оправдываясь, споря. Это самый шумный ребёнок в детском коллективе. Выбирает он только живые и подвижные игры, в которых всё сводит к беготне. Он всегда в центре любой потасовки. ни одна "куча мала" не обходится без гипердинамичного ребёнка. Извлечнный из самой её середины, помятый, но счастливый шалун - это он, гипердинамичный. Одежда его от пота не просыхает, от постоянного перевозбуждения волосы у него стоят дыбом, глаза блестят и только что не выскакивают из орбит.
И всё-таки самая большая беда гипердинамичного ребёнка - это отвлекаемость. Головка у него, как флюгер на ветру: то поворот в одну сторону, где что-то ненадолго привлекло внимание, то в другую. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем, ни одно дело до конца не доводит. Новые впечатления ведут его от одного увлечения к другому. Если он оказался на другом конце города - то, не ведая как, не помня пути, потому что шёл сначала к необычной машине у парапета, затем - к яркой витрине, потом - к собравшейся по случаю толпе и в результате оказался в вокзальном пикете милиции, откуда поминутно звучит по радио: "Внимание, у кого пропал мальчик?"
с. 99
На уроке в школе ему не сосредоточиться. На доску он смотрит урывками, и учительнице не удаётся привлечь его внимания. Он не слышит её объяснений, никогда не знает, что задано на дом. При письме гипердинамичный ребёнок пропускает буквы, не дописывает слова и предложения. В простейших примерах он допускает нелепые ошибки, но не из-за отсутствия способностей, а чаще всего из-за крайней невнимательности и торопливости.
Гипердинамичный ребёнок любопытен, но не любознателен. Он на всё смотрит, но в результате ничего не видит. Если не заниматься его воспитанием, он таким и останется: не глупым, но и не умным по-настоящему. Поверхностными будут его знания, рассуждения, умозаключения, ибо и в мыслях он торопится, ни на чём не задерживаясь. Без должного воспитания он ограничится простейшими вопросами "кто это?" и "что это?", "где?", "куда?" и "откуда?". Основополагающее "почему?" прозвучит, но гипердинаминый ребёнок удовлетворится простейшими ответами, а вопросы "зачем?" и "что будет?" могут так и не возникнуть. В результате его ориентация, сведётся к поверхностным представлениям о предметах и людях, к упрощённому и конкретно заземлённому знанию жизни, ограничится ближним пространством и суженной микросоциальной средой.
Пик проявлений гипердинамического синдрома - 6-7 лет с обратным развитием в благоприятных случаях к 14-15 годам. Однако проявления синдрома, очевидные у ребёнка уже на первом году жизни, при неправильном воспитании начинают сокрушительно сказываться как раз с 13 лет и старше, определяя в таком случае судьбу уже взрослого человека.