Дети рисуют семью

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дети рисуют семью » Мама из Красноярска » ММД: Гипердинамический и гиподинамический синдромы


ММД: Гипердинамический и гиподинамический синдромы

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Гарбузов В.И. нервные дети. Ленинград: Медицина, 1990. 176 с.

с. 96-97

В основе гипердинамического и гиподинамического синдромов  - микроорганические поражения головного мозга, которые возникают в результате кислородного внутриутробного голодания головного мозга, микрородовой травмы и приводят к ММД (минимальной мозговой дисфункции).
Отсутствуют грубые органические, очаговые повреждения, но есть множество микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. У каждого 5-6-го ребёнка отмечается ММД.

Опишем вначале проявления более часто встречающегося гипердинамического синдрома. Основные его признаки - отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность, которая проявляется с первых месяцев жизни, когда гипердинамичного ребёнка не удержать на руках, как и невропатичного. Сказать о гипердинамичном, что он непоседлив, - значит не сказать ничего. Он подвижен, как ртуть. Не уследили - и он где-то наверху, откуда его можно снять только с помощью пожарной лестницы. Проникая во все щели, проваливаясь во все ямы, лазая по всем закоулкам, исследуя все чердаки и подвалы, за всё задевая и всё опрокидывая, набивая себе синяки и шишки, носится он день-деньской по квартире, по двору, а без надлежащего надзора -и по улицам. Именно гипердинамичный ребёнок чаще всего совершает побег из детского сада, но не умышленно, а потому, что обнаруживает случайно открытую калитку или щель в заборе.

Именно он чаще всего оказывается на проезжей части улицы, устраивает короткое замыкание в электросети или опрокидывает на себя кастрюлю с кипятком. Если он найдёт не прикрытый по небрежности хотя бы один канализационный люк, то залезет туда, не задумываясь, как он из него выберется. Это он находит и взрывает оставшиеся на местах бывших боёв патроны и гранаты. Естественно, львиная доля несчастных случаев происходит с ним. Его руки в постоянном движении: что-то мнут, обрывают, вертят пуговицы, отковыривают краску на стене. На месте ему не усидеть. Он даже стоит, переминаясь с ноги на ногу, и кажется, что ещё миг - и он сорвётся с места, умчится на край света. Ест он стоя, на стуле ему не усидеть. Он весь извертится, даже играя, слушая сказку, глядя на экран телевизора.  Иной раз думается, что он так и не научится сидеть, как и не верится, что он будет спокойно ходить, а не бегать.

Одни из гипердинамичных детей особенно несносно ведут себя с утра, другие - к вечеру, и тогда их не уложить спать. Они и в постели балуются и играют, засыпают, стоя на коленках и локтях, а уснув, сбивают простыню в комок, поскольку беспокойны и во сне. Те, что беспокойны с утра, засыпают мгновенно и спят как убитые. Но и о первых, и о вторых говорят: "Хороший, когда спит!" И родители переводят дух и чувствуют себя спокойно, лишь уложив такого ребёнка и убедившись, что он, наконец, угомонился.

Одежда и обувь буквально горят на гипердинамичном ребёнке. Шапку, шарф, варежки,  а потом и школьный портфель он постоянно теряет, и на него ничего не напасёшься.

Гипердинамичный ребёнок импульсивен, и никто не рискнёт предсказать, что он сделает в следующий миг. Да и сам он этого не знает. У него всё на коротком замыкании: увидел - схватил-побежал. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчён происшествием, виной которого становится.

с. 98

Впрочем, чаще он полагает, что не сделал ничего плохого, поскольку не желал этого делать. И если гипердинамичный ребёнок разбил вазу, то по его мнению, она упала сама, потому что плохо стояла. Наказания он переносит легко, так как традиционные шлепки, укоры, отказы в просьбах не огорчают его. Гипердинамичный ребёнок не помнит обиды, не держит зла и, хотя поминутно ссорится со сверстниками, тут же мирится с ними. Правда, иногда он чрезмерно вспыльчив, драчлив и тогда - не по-детски, а озлобленно, агрессивно, жестоко. В таких случаях у ребёнка может быть более грубое поражение головного мозга, повышенная судорожная готовность, что выявляется при электроэнцефалографическом исследовании.

От избытка чувств гипердинамичный рбёнок не говорит, а кричит, доказывая, оправдываясь, споря. Это самый шумный ребёнок в детском коллективе. Выбирает он только живые  и подвижные игры, в которых всё сводит к беготне. Он всегда в центре любой потасовки. ни одна "куча мала" не обходится без гипердинамичного ребёнка. Извлечнный из самой её середины, помятый, но счастливый шалун - это он, гипердинамичный. Одежда его от пота не просыхает, от постоянного перевозбуждения волосы у него стоят дыбом, глаза блестят и только что не выскакивают из орбит.

И всё-таки самая большая беда гипердинамичного ребёнка - это отвлекаемость. Головка у него, как флюгер на ветру: то поворот в одну сторону, где что-то ненадолго привлекло внимание, то в другую. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем, ни одно дело до конца не доводит. Новые впечатления ведут его от одного увлечения к другому. Если он оказался на другом конце города - то, не ведая как, не помня пути, потому что шёл сначала к необычной машине у парапета, затем - к яркой витрине, потом - к собравшейся по случаю толпе и в результате оказался в вокзальном пикете милиции, откуда поминутно звучит по радио: "Внимание, у кого пропал мальчик?"

с. 99

На уроке в школе ему не сосредоточиться. На доску он смотрит урывками, и учительнице не удаётся привлечь его внимания. Он не слышит её объяснений, никогда не знает, что задано на дом. При письме гипердинамичный ребёнок пропускает буквы, не дописывает слова и предложения. В простейших примерах он допускает нелепые ошибки, но не из-за отсутствия способностей, а чаще всего из-за крайней невнимательности  и торопливости.

Гипердинамичный ребёнок любопытен, но не любознателен. Он на всё смотрит, но в результате ничего не видит. Если не заниматься его воспитанием, он таким и останется: не глупым, но и не умным по-настоящему. Поверхностными будут его знания, рассуждения, умозаключения, ибо и в мыслях он торопится, ни на чём не задерживаясь.  Без должного воспитания он ограничится простейшими вопросами "кто это?" и "что это?",  "где?", "куда?" и "откуда?". Основополагающее "почему?" прозвучит, но гипердинаминый ребёнок удовлетворится простейшими ответами, а вопросы "зачем?" и "что будет?" могут так и не возникнуть. В результате его ориентация, сведётся к поверхностным представлениям  о предметах и людях, к упрощённому и конкретно заземлённому знанию жизни, ограничится ближним пространством и суженной микросоциальной средой.

Пик проявлений гипердинамического синдрома - 6-7 лет с обратным развитием в благоприятных случаях к 14-15 годам. Однако проявления синдрома, очевидные у ребёнка уже на первом году жизни, при неправильном воспитании начинают сокрушительно сказываться как раз с 13 лет и старше, определяя в таком случае судьбу уже взрослого человека.

2

с. 99-100

Ни в каком другом случае детская трудность, выраженная в столь вопиющей расторможенности и отвлекаемости, не вызывает так много нареканий и жалоб родителей, воспитателей детских садов и учителей, как в этом. Гипердинамичному ребёнку более всех грозит неприятие. Он способен вывести из терапения самых спокойных  и ко всему привычных взрослых. Никого столько не укоряют, не стыдят, не одёргивают, не наказывают, как его. В конце концов его убеждают, что ребёнка труднее и бестолковее его нет на всём белом свете. В результате он ожесточается и разрушительно протестует. Ведь у таких детей пусть и незначительно, но повреждена нервная система - она повышенно возбудима. И такие дети склонны к агрессивной реакции на непрестанное одёргивание и подавление их активности. Если сдерживание и подавление постоянны и ребёнок "самы плохой", гипердинамичный ребёнок становится лидером в группе трудных подростков  с демонстративно отклоняющимся поведением, которые игнорируют учёбу.  В данном варианте ведущий признак - расторможенность.

При безнадзорности, предоставленный самому себе, он может стать неустойчивым, которого несёт, как щепку в реке, от беды к беде. Гипердинамичный ребёнок в таком случае слепо следует за любой подростковой группой. В этом варианте на первый план выступает вытекающая из отвлекаемости поверхностность личностных ориентаций.

У некоторых из гипердинамичный детей, если их всё-таки допекают порицаниями и наказаниями, без конца преследуют неудачи, формируется истерический невроз.

Итак, в синдроме гипердинамичности ведущее - отвлекаемость  и расторможенность. С отвлекаемостью борются так же, как и при задержке умственного развития, настойчиво и последовательно. С расторможенностью начинают бороться ещё до того, как ребёнок пошёл, и борются упорно, подчёркнуто прививая "нельзя" и "надо". Родители чётко разграничивают целенаправленную активность  и бесцельную подвижность. Организация двигательной активности - ключ к обузданию расторможенности. Бабушке с воспитанием такого ребёнка не справиться, так как, направляя гипединамичного реёнка, чтобы вести его, следует бежать впереди него или рядом, бежать, играя. Игра должны быть со смыслом, и тогда бег не будет бесцельным.

с. 101

Гипердинамичный ребёнок нуждается в игре со сверстниками, но он невольно заводит на беготню и их. Тогда их всех переключают на быструю сюжетно-ролевую игру со смыслом. пусть до изнеможения играет в футбол, хоккей, поскольку эти игры требуют организованности и подчинены цели - поразить ворота. Постановка цели, действия по плану для него буквально спасение - происходит превращение бесцельной подвижности в целенаправленную активность. И так будет до тех пор, пока целенаправленная активность не станет привычкой.

Гипердинамичный ребёнок, как правило, физически крепок, у него часто круглая голова, короткая шея, широкие плечи. Именно поэтому он чаще подвержен родовой травме, а значит -чаще страдает ММД.

Его как можно раньше следует приобщать к занятиям спортом. В занятиях спортом он реализует чрезмерную энергию, силу, перевозбудимость. Но спорт ещё и организует, в спорте первооснова - цель,  и притом заманчивая. Тренер для гипердинамичного ребёнка не только педагог, но ещё и врач.

Повзрослев, гипердинамичный ребёнок сам научится стоять на месте, а вот к усидчивости его следует приучать как можно раньше.  Его следует сажать за стол рядом с собой, когда он устал от беготни, занимая делом соответственно возрасту. Он строит, собирает, лепит, рисует. Пусть убедится, что эт занятия так же интересны, как и подвижная игра. И родители продолжают вводить гипердинамичного ребёнка в русло целенаправленности, но уже за письменным столом. Он пытается, что-то вспомнив, всё-таки вскочить, убежать, но родители непреклонны: "Сиди, доделай до конца". Вначале ему будет трудно, его придётся буквально удерживать. Однако усидчивость в конце концов станет для него привычной.

Расторможенность у гипердинамичного ребёнка проявляется и в эмоциях. Его, как и любого ребёнка, учат сдержанности, но только строже, настойчивее. Пусть его эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.

с. 102

За проступки гипердинамичного ребёнка наказывают.  Наказание для него - только унылая неподвижность. Наказать гипердинамичного неподвижностью  - значит усадить его на диван без всякого дела, без книги, без телевизора, вдали от окна. Он измается, извертится, но ему придётся в бездеятельности сидеть на диване до указанного срока, и такое наказание он запомнит.

Ну а если ребёнку уже 5-6 лет, а гипердинамический синдром сохраняется? В этом случае усилия по воспитанию внимания удваивают, утраивают. Другого пути нет. Режим, при котором гипердинамичному ребёнку не позволяют слоняться без дела, ужесточают. Бесцельное времяпровождение решительно пресекают. Влияние всперощающих взрослых устраняют. Отец вплотную занимается сыном, мать  - дочерью. Усиливается система поощрений  и наказаний. Его усаживают на диван и не включают телевизор, чтобы посмотреть долгожданную передачу, пока он не соберёт разбросанные игрушки и не вымоет за собой чашку. Он будет торопиться и сделает как-нибудь - его заставят переделать, как надо, пусть даже это повторится несколько раз. В семье в таком случае особенно недопустимы разногласия в воспитании. К 1-му классу школы (7 лет)проявления гипердинамического синдрома должны быть преодолены.

3

с. 103

Среди страдающих ММД у каждого четвёртого ребёнка гиподинамический синдром. У ребёнка с гиподинамическим синдромом в результате микрородовой травмы повреждены подкорковые структуры головного мозга, поэтому у него слаба стимуляция активности головного мозга из этих структур, и он как бы спит, заторможен. Гиподинамичный ребёнок малоподвижен и вял. Пососав грудь, он тут же засыпает. Он и плачет как-то вяло, как будто не надеясь добиться плачем чего-либо.  Позднее гиподинамичный ребёнок производит впечателение ещё не проснувшегося, спящего на ходу. Его трудно чем-то заинтересовать и приходится постоянно тормошить, чтобы побудить что-то сделать.

У гиподинамичного ребёнка и мышцы гипотоничные, вялые, ослабленные. Нередко он страдает от избыточной массы тела. Гиподинамичный ребёнок неловок, его движения плохо скоординированы.  Руки у него двигаются как бы сами по себе и при ходьбе неподвижно висят вдоль туловища. Складывается впечатление, что они ему только мешают. Унылая, несуразная фигура где-нибудь в уголке игровой комнаты детского сада или в школьном коридоре - это фигура гиподинамичного ребёнка.

Так как мозг гиподинамичного ребёнка как бы спит, он кажется умственно отсталым, и только мать знает, что он не глуп. Однако ей не верят, поскольку видят безучастное лицо ребёнка и в разговоре  он или не участвует, или отвечает на вопросы вяло, односложно, не вдумываясь, лишь бы отделаться от докучливого собеседника. Плохая успеваемость огорчает его только потому, что огорчена мать.  В школе его называют тюфяком. Самая большая его мечта  - сидеть за задней партой, быть не замечаемым никем, чтобы его оставили в покое, не вызывали к доске. Уроков физкультуры он избегает всеми возможными способами, потому что на уроках очевидна его неловкость и именно на этих уроках он становится объектом насмешек сверстников. Он вял не только физически, но и эмоционально, и умственно.

Гиподинамичный ребёнок затаённо переживает постоянные насмешки, его задёргивают, потому что постоянно тормошат, и у него в таком случает разивается невроз (неврастения).

У такого ребёнка ретикулярная формация мозга оказывает недостаточное стимулирующее влияние на кору мозга, и родители восполняют этот дефицит стимуляцией извне. На него не следует кричать, его нельзя тормошить без толку, а необходимо заинтересовать чем-нибудь. Интерес в данном случае решает всё. Если это делается по-доброму, ненавязчиво, с учётом его состояния на данный момент, гиподинамичный ребёнок постепенно оживает.

с. 104

С ним много ходят, чтобы и активировать, и развить физически. Ведь и в спортивной секции, где он непременно станет объектом насмешек, ему делать нечего. С ним играют в мяч в максимально посильном для него темпе. Максимально возможный темп налязывают целью: "закончим, пойдём в зоопарк". С ним играют в игру "подбор слова", когда следует быстро подобрать слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова, и побуждают не отставать от других.

Всё это длится очень долго. Как только выяснилось, что ребёнок вял, малоподвижен, затормоен, его сразу же начинают терапеливо побуждать к активности до тех пор, пока то, что требуется, не станет привычным и пока не включится самостимуляция, т.е. до 10-13 лет.

У детей с ММД иногда отмечается дизартря - грубые нарушения в произнесении звуков. В школе обнаруживается дизграфия - плохой почерк, пропуск в письме гласных и согласных букв, замена одних букв другими, зеркальное их написание. Неудовлетворительные оценки по письму - прямо-таки "симптом" ММД. Дети с ММД недостаточно успевают по математике.

Однако упорная тренировка помогает преодолеть и эти последствия ММД, неблагоприятный биологический фактом может быть компенсирован, преодолён настойчивыми воспитательными действиям, если они своевременн, продуманны и добры.


Вы здесь » Дети рисуют семью » Мама из Красноярска » ММД: Гипердинамический и гиподинамический синдромы


© 10bb.ru