Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М: Сфера, 2003. 288 с.
с. 4
Развитие структур и систем мозга строго подчинено базовым нейробиологически закономерностям, актуализирующимся в конкретных социальных условиях. Формирование психики ребёнка непосредственно связано с темпами роста и созревания его головного мозга. Частичное нарушение или отклонение в этом процессе приводит к осложнениям в психическом развитии.
Раннее обучение детей существенно обостряет проблемы школьников в усвоении знаний. Особенно это относится к мальчикам, у которых темпы созревания мозга медленнее, чем у девочек. Установлено, что около 16% первоклассников не готовы к школьному обучению, у 30-50% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственной отсталости. Школьная же программа рассчитана на определённый уровень развития функциональных возможностей организма, и ребёнок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм, и в первую очередь, нервная система, не будут готовы к этому процессу.
Клинические наблюдения и нейропсихологические исследования показывают, что при недоразвитии лобных долей мозга неизменно отмечается нарушение личностных компонентов.
с. 5
В 90-х годах Т.П. Хризман выделила научное направление - нейропедагогику, учитывающую возрастную динамику психофизиологических особенностей детей в учебном процессе. В настоящее время отечественная нейропедагогика и нейропсихология располагают экспериментальными и теоретическими исследованиями функционального развития мозга ребёнка, позволяющими дифференцировать учебный процесс, реструктуризировать систему образования.
с. 14
Существует общая схема нейропсихологического развития человека. Постнатальное (послеродовое) развитие мозга происходит не только за счёт увеличения нейронов, но и за счёт формирования связей между ними. При рождении мозг ребёнка весит 350 г, что составляет 25% веса мозга взрослого человека. Он растёт за счёт увеличения сети дендритов и и глиальных клеток со скоростью 1 млг/мин, достигая 50% веса мозга взрослого человека к 6 месяцам от рождения, 75% к 2,5 годам и 90% к 5 годам.
Иследования показали, что ребёнок рождается с созревшими подкорковыми образованиями (ретикулярная формация, гипоталамус, гиппокамп, таламические ядра, миндалевидное ядро, хвостатое ядро и пр.). Первичные, вторичные и третичные корковые поля формируются прижизненно, не одновременно, при определённых социальных условиях.
Схема этапов развития коры больших полушарий по К. Ханнафорд:
Возраст: От зачатия до 15 мес
Этапы развития области головного мозга: Стволовые структуры
Функции: Основные потребности выживания - питание, укрытие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения
Возраст: 15 мес - 4,5 года
Этапы развития области головного мозга: Лимбическая система
Функции: Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками
Возраст: 4,5 - 7 лет
Этапы развития области головного мозга: Правое (образное) полушарие
Функции: Обработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления
Возраст: 7-9 лет
Этапы развития области головного мозга: Левое (логическое) полушарие
Функции: Детальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счёта, рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики рук
Возраст: 8 лет
Этапы развития области головного мозга: Лобная доля
Функции: Совершенствование навыков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения, развитие и коррекция движений глаз: слежение и фокусирование
Возраст: 9-12 лет
Этапы развития области головного мозга: Мозолистое тело и миелинизация
Функции: Комплексная обработка информации всем мозгом
Возраст: 12-16 лет
Этапы развития области головного мозга: Гормональный всплеск
Функции: Формирование знаний о себе, о своём теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов
Возраст: 16-21 год
Этапы развития области головного мозга: Целостная система интеллекта и тела
Функции: Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей, развитие системного мышления, развитие причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовь, сочувствие).
с. 20
Специализация больших полушарий у каждого ребёнка происходит с разной скоростью. В среднем образное полушарие испытывает скачок роста дендритов в 4-7 лет, логическое полушарие в 9-12 лет. Чем более активно используются оба полушария и все доли мозга, тем больше дендритных связей формируется в мозолистом теле и миелинизируется. Полностью сформированное мозолистое тело передаёт 4 млрд сигналов в секунду через 200 млн нервных волокон, большей частью миелинизированных и соединяющих два полушария.
У девочек и женщин в мозолистом теле волокон больше, чем у мальчиков и мужчин, что обеспечивает им более высокие компенсаторные механизмы.
Миеленизация в разных зонах коры также протекает неравномерно: в первичных полях заканчивается в первом полугодии жизни, во вторичных и третичных полях продолжается до 10-12 лет. Классические исследования Флексинга показали, что миелинизация двигательных и чувствительных корешков зрительного тракта завершается в первый год после рождения, ретикулярной формации - в 18 лет, ассоциативных путей - в 25 лет. Процесс миелинизации тесно коррелирует с ростом конитивных и двигательных способностей в дошкольные годы.
До 7-летнего возраста пластичность мозговых систем из-за отсутствия жёстких мозговых связей имеет огромный аутокоррекционный потенциал. К 9-летнему возрасту по всем нейробиологическим законам мозг завершает своё интенсивное развитие. Его функциональные связи становятся жёсткими и малоподвижными. Развитие операционального обеспечения психической деятельности в 9-летнем возрасте становится экстенсивным. Все энергетические ресурсы мозга обращаются к передним отделам левого полушария. Имеет место нарастающее истощение внутренних компенсаторных функциональных возможностей ребёнка.
с. 21
К моменту прихода ребёнка в школу (в 7 лет) у него развито правое полушарие, а левое актуализируется только 9 годам. В связи с этим обучение младших школьников должно проходить естественным для них правополушарным способом - через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощущения. В школе же принято сидеть смирно, не двигаться, буквы и числа учить линейно, читать и писать на плоскости, т.е. левополушарным способом. Обучение очень скоро превращается в натаскивание и дрессировку ребёнка, что неизбежно приводит к снижению мотивации, стрессам и неврозам.
В 7 лет у ребёнка хорошо развита только "внешняя" речь, поэтому он мыслит в буквальном смысле вслух. Читать и мыслить "вслух" ему необходимо до тех пор, пока не будет развита "внутренняя" речь. Перевод мыслей в письменную речь - это ещё более сложный процесс. Если задача, предлагаемая ребёнку, входит в противоречие или опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит энергетическое обкрадывание. Это негативно сказывается на формировании тех процессов, которые на данный момент активно развиваются.
с. 22
Например, при раннем обучении ребёнка (до 5-летнего возраста) цифрам и буквам может произойти искажение нормального отногенеза. Реакция на раннее обучение может быть отсроченной и проявиться в эмоционально-личностных нарушениях, склонности ребёнка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, логоневрозе (заикании), дизартрии (нарушение речи), тиках и навязчивых движениях. Опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму, счёту, в силу своей энергоёмкости истощает субкортикальные образования, которые, в свою очередь, завершили своё развитие и утратили пластичность и ресурсы для реадаптации (восстановления). Такой ребёнок на фоне высоких достижений в области литературы и математики демонстрирует несформированность элементарных навыков (неумение завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, резать хлеб и др.)
Для ребёнка одинаково вредным является как опережение, так и запаздывание в развитии. "Невостребованные" зоны мозга, т.е. не получающие своевременно сенсорной информации, задерживаются или отстают в развитии. В условиях социальной депривации прекращается рост дендритных сетей. Развитие ребёнка всегда идёт вслед за его обучением, а не наоборот. На каждом возрастном этапе ребёнок должен решать проблемы в соответствии со своим возрастом.
с. 26
Нейропсихологические исследования показывают, что более чем у 70% детей дизонтогенез происходит в подкорковых и стволовых отделах головного мозга, которые формируются внутриутробно ли при рождении. Недостаточность развития речи, письма, чтения начинается не в школе, а ещё во внутриутробном развитии и раннем младенчестве. Уже сам факт того, что ребёнок не ползал или ползал по изменнной схеме (назад, вбок и т.д.) может свидетельствовать о дизонтогенетическом развитии. Так, младенцы, родившиеся без чувства внутреннего ритма, не успокаиваются при ритмичном покачивани, "ворковании" или сосании соски.
с. 27
В настоящее время наблюдается резкое увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. 85% детей, рождённых после 1991 года, имеют нейропсихологические проблемы из-за стволовых изменений (А.В. Семенович). Мозг таких детей работает за счёт компенсаторных механизмов. Традиционные психолого-педагогические методы коррекции не приносят при работе с ними ожидаемых результатов.
В случае ранних очаговых поражений мозга специфические функции, благодаря высокой пластичности мозговых механизмов, могут компенсироваться. Особенно ранима по отношению к ранним повреждениям мозга функциональная система внимания.
Другим значимым последствием раннего поражения мозга является нарушение миелинизации. Одной из причин возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности является дисфункция префронтальных отделов мозга за счёт замедления миелинизации.
с. 28
Патологические воздействия на плод в более поздние сроки беременности служат фактором риска для развития минимальных мозговых дисфункций (ММД) - неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.
с. 29
Современная клинико-психологическая классификация онтогенеза психики детей включает в себя синдромы дефицитарности, несформированности и атипию психического развития. Такая класификация основана на этапах структурно-морфологического развития.
Известно, что к концу первого года жизни субкортикальные образования головного мозга завершают своё развитие. Нарушениям развития этих структур будут соответствовать синдромы дефицитарности. Синдромы функциональной несформированности могут иметь место только там, где
с. 30
продолжается развитие той или иной структуры мозга. Например, для височных отделов мозга этот процесс продолжается до 9 лет, а для лобных до 12-15 лет.