Сначала предъявляется фигура А, а потом по порядку 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Bender Gestalt cards
Сообщений 1 страница 31 из 31
Поделиться22009-07-07 22:55:44
Кликни, чтобы увеличить:
Поделиться32009-07-08 00:04:52
© Бермант-Полякова О.В.
Работа психолога с тестом Лоретты Бендер: основные понятия
Поделиться42009-07-08 02:26:13
Имеется несколько систем оценивания результатов теста Бендер, каждая фокусирует внимание на конкретных трудностях, с которыми сталкивается обследуемый. Эти трудности могут свидетельствовать о недостаточности визуально-моторных навыков и способностей, и классифицировать возникающие проблемы принято следующим образом:
Выполнение углов (аngular difficulty): увеличение, уменьшение, искажение или пропуск углов в перерисованной фигуре.
Аналог в речи: косноязычен, плохо выражает мысли словами, проявляется как нарушение грамматического строя высказывания: подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство оказываются на неожиданном для слушателя месте либо вообще отсутствуют.
Вычурные элементы (bizarre doodling, от doodle – машинально нарисованные почеркушки): машинально добавляет к рисунку странные элементы, не имеющие отношения к предъявленному стимулу.
Аналог в речи: неуместное похрюкивание, похихикивание или посвистывание, которое прибавляет к речи, не замечая этого за собой.
Смыкание (сlosure difficulty): трудности «сомкнуть» линии фигуры, они не встречаются в пространстве, результат перерисовывания выглядит разорванным.
Аналог в речи: «оставляет открытым» высказывание, например, утверждает: «Мне проще», не уточняя, в чём именно.
Общность (cohesion): по смыслу вернее «разобщённость». Рисует часть фигуры большего или меньшего размера, чем видит на карточке с её изображением, нарушая пропорции фигуры в целом. О бессвязности говорят и в том случае, когда одна из фигур серии выделяется величиной в ту или другую сторону по сравнению с остальными, нарушая общую соразмерность ряда.
Аналог в речи: одно слово неожиданно произносит очень тихо, часть фразы неожиданно выкрикивает.
Столкновение (сollision): одна фигура словно налезает на другую, перекрывает её или касается краем.
Аналог в речи: перебивает собеседника, начинает говорить, не дождавшись, пока собеседник закончит мысль.
Слияние (сontamination): предыдущая фигура или её элемент воздействует на обследуемого с особенной силой, и он изображает её или её элемент, срисовывая предъявленный новый стимул (в оригинале to contaminate – заражать). Выглядит как два гештальта, объединённых в одном изображении.
Аналог в речи: неспособность переключиться на обсуждение новой темы, возвращается к материалу, который для собеседника перестал быть актуальным.
Разрыв (fragmentation): фигура перерисовывается в разорванном виде, она выглядит незавершённой или повреждённой и тем самым полностью теряет сходство со стимулом.
Аналог в речи: комментирующая или отрывистая, произносит отдельные слова, смысл высказывания в целом трудноуловим. При негативизме воспринимается собеседником как лающая речь.
Бессилие (impotence): обследуемый перерисовывает неточно, замечает ошибку, предпринимает несколько безуспешных попыток улучшить рисунок, однако задача оказывается ему не по силам.
Аналог в речи: пытается сформулировать мысль и не находит нужных слов, пытается выразить себя и, смирившись с неудачей, оставляет попытки.
Неровные линии или недостаточная двигательная координация (irregular line quality or lack of motor coordination): резкие линии, особенно когда перерисовывает словно «толкая» карандаш.
Аналог в речи: крик.
Дополнительные линии (line extension): пририсовывает к стимулу, добавляет линию или расширяет часть копируемой фигуры.
Аналог в речи: откликаясь на слова собеседника, пересказывает его слова, добавляя отсебятину.
Пропуски (оmission): перерисовывает только часть фигуры, или при копировании не удаётся соединить части так, как в стимуле.
Аналог в речи: забывание слова или мысли, которой хотел продолжить высказывание.
Соотношение (оverlapping difficulty): проблемы проявляются при перерисовке частей стимула, где фигуры накладываются друг на друга. Проявляется как упрощение, эскизное изображение, многократное перерисовывание мест, вызвавших затруднение, вплоть до полного искажения контуров стимула в том месте, где разные элементы как-то соотнесены между собой.
Аналог в речи: неспособен уловить игру слов, двусмысленность, не понимает юмора, в собственных высказываниях прямолинеен.
Повторение (perseveration): обычно в первой и второй фигурах, продолжает ряд, пока не дойдёт до края листа или рисует значительно больше точек либо кружков, чем видит в стимуле.
Аналог в речи: застревает, возвращается к одному и тому же слову или фразе, многократно повторяет одну и ту же мысль.
Регресс (retrogression): заменяет элементы стимула на другие, огрубляет движения, копируя. Например, вместо круга рисует просто линию или петлю, вместо точек штрихи, вместо изображения кружочков проставляет точки. Чтобы говорить о регрессе, необходимо иметь доказательства того, что обследуемый способен изображать элементы точно так, как видит.
Аналог в речи: ругательства и нецензурная лексика.
Поворот (rotation): срисованная на лист фигура повёрнута на 45 ° и более. Моторная и зрительная в равной степени, о ротации говорят и тогда, когда обследуемый повернул карточку, которую держал в руке, и тогда, когда видел карточку в стандартном положении, а изобразил фигуру на листе повёрнутой на 45 ° и более.
Аналог в речи: не вникает в услышанное, то, что в словах собеседника второстепенное, воспринимает как главное, а то, что главное – как второстепенное.
Каляки-маляки (scribbling): примитивные линии, которые не имеют отношения к стимулу, на листе протокола.
Аналог в речи: демонстративное «бла-бла-бла» или «ха-ха-ха» в ответ на слова собеседника.
Упрощение (simplification): часть рисунка заменена более простым изображением. Следует отличать от несовершенного исполнения, связанного с недостаточной зрелостью функции. Такое исполнение должно быть классифицировано как регресс.
Аналог в речи: разговаривает предложениями из трёх слов, предложения собеседника длиной в шесть-девять слов игнорирует из-за неспособности воспринять целиком.
Начало работы внизу листа (superimposition of design): при перерисовывании располагает фигуры на листе снизу вверх, а не сверху вниз.
Аналог в речи: парадоксальность, интригует слушателя, заставляет окружающих играть по его правилам.
Усиление (work over): усиливает нажим, выделяет тем или иным образом линию в части фигуры или фигуру целиком, «перетруждается».
Аналог в речи: интонационно подчёркивает ту или иную часть высказывания.
Кроме вышесказанного, важно наблюдать за тем, как работает обследуемый. Например, долгое и медленное исполнение может свидетельствовать о вдумчивом, методичном подходе к исполнению, потребности контролировать результат и компульсивных тенденциях в личности, или о депрессивном состоянии. Быстрое выполнение теста может говорить об импульсивном стиле.
Поделиться52009-07-08 02:32:40
В 1940-х годах Лоретта Бендер провела апробацию своего теста на американских детях (объём выборки 250 детей и 50 взрослых). Исследовались дети в возрасте от 3 до 12 лет. Она стандартизировала гештальт-тест в виде 9 таблиц, по одной таблице на каждую фигуру.
Фигура А
- каракули неопределённой формы
- фигуры неправильной формы, но по расположению напоминают стимул (обычно две неправильных окружности с небольшим зазором, иногда соприкасающиеся или перекрывающиеся)
- две окружности, расположенные вдоль горизонтальной оси и соприкасающиеся, вторая из них искажена таким обрзаом, что напоминает четырёхугольник, фигуры нередко перекрываются
- чётко прорисованы круг и четырёхугольник справа от круга, они могут касаться друг друга, но не обязательно
- чётко прорисованы круг и диагонально ориентированный четырёхугольник справа от круга, они могут касаться друг друга, но не обязательно
- круг и четырёхугольник правильно ориентированы и соприкасаются
- полностью успешное воспроизведение, - правильная структура, ориентация и размеры фигур
Поделиться62009-07-08 02:37:45
Фигура 1
- каракули неопределённой формы
- горизонтально ориентированный паттерн, состоящий из любых символов
- серия горизонтально расположенных кружочков, их число размер или расстояние между ними могут варьировать
- элементами паттерна являются очень мелкие кружочки или точки
- элементами паттерна являются очень мелкие кружочки или точки, их количество близко к стимулу
- паттерн состоит из точек, расположенных вдоль горизонтальной линии, их количество и расстояние между ними воспроизведены почти правильно
- в дополнение к предыдущему варианту выделены пары элементов
Фигура 2
- каракули неопределённой формы
- серии горизонтально или вертикально ориентированных кружочков или просто множество кружочков
- горизонтальные серии тщательно прорисованных кружочков, серии повторены три или более раз в вертикальном направлении, в отдельных случаях такой паттерн покрывает всю страницу
- вертикальные колонки из трёх маленьких кружочков, колонки повторяются три или более раз в горизонтальном направлении, отсутствуют попытки наклонить колонки
- горизонтальный паттерн из вертикальных колонок, составленных из маленьких кружочков, плюс попытка наклонить колонки (в результате чего вся фигура может обрести определённый наклон)
- правильный наклон каждой вертикальной колонки, причём паттерн в целом сохраняет горизонтальную ориентацию
- полностью успешное воспроизведение - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов равно стимулу
Отредактировано DrOlga (2009-07-08 12:12:18)
Поделиться72009-07-08 02:43:56
Фигура 3
- каракули неопределённой формы
- неструктурированное множество кружочков или точек
- горизонтальные серии точек
- точка и серии точек, составляющих прямые линии, испльзованы маленькие кружочки вместо точек, линии постепенно удлиняются, число точек может отличаться от образца, но персеверация не очевидна, варьирует дистанция между линиями
- точка и серии точек, составляющих закономерно увеличивающиеся дуги, первые две дуги содержат правильное число точек, остальные - приблизительно правильное, последние две дуги могут быть почти прямыми, число дуг соответствует стимулу
- точка и серии очек, составляющих закономерно увеличивающиеся углы, число точек в каждом последующем угле увеличивается, последний угол может сглаживаться почти до дуги
- полностью успешное воспроизведение, правильная структура, ориентация паттерна, число элементов равно стимулу
Фигура 4
- каракули неопределённой формы
- две дуги, которые могут пересекаться, касаться друг друга или располагаться рядом друг с другом, могут быть замкнуты или открыты
- две незамкнутых дуги, арсположенных по горизонтали, могут наблюдаться попытки расположить одну ниже другой, верхня дуга напоминает незамкнутый квадрат (в редких случаях квадрат может быть замкнут), фигуры соседствуют друг с другом, соприкасаясь или почти соприкасаясь
- наклон квадрата или явное отклонение второй фигуры от диагонали квадрата
- первая фигура: хороший открытый квадрат, вторая фигура расположена примерно вдоль его диагонали
- полностью успешное воспроизведение, правильная структура и ориентация паттерна, размер фигур
Поделиться82009-07-08 02:48:58
Фигура 5
- каракули неопределённой формы
- неструктурированное множество кружочков или точек
- широкая открытая дуга и отрезок прямой, фигуры обычно составлены из кружочков, но встречаются и линии
- дуга и отрезок прямой, составленные из кружочков или реже точек, отмечается деформация фигуры в виде растяжения или сжатия
- дуга и отрезок прямой, составленные из точек, по размеру соответствующие образцу, отрезок касается дуги и направлен направо вверх (реже в зеркальном отражении)
- полностью успешное воспроизведение - правильная структура, ориентация паттерна, соотношение и количество элементов
Фигура 6
- каракули неопределённой формы
- две пересекающиеся или примерно параллельные линии, почти прямые
- две прямые, ломаные или слегка волнистые пересекающиеся линии (обычно под прямым углом)
- две волнистые линии, пересекающиеся под прямым или косым углом
- две синусоиды, длина которых примерно соответствует стимулу (хотя число волн может отличаться) и которые пересекаются под прямым углом
- полностью успешное воспроизведение - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов равно стимулу
Отредактировано DrOlga (2009-07-08 02:50:02)
Поделиться92009-07-08 02:55:13
Фигура 7
- каракули неопределённой формы
- два кружка перекрываются, касаются или не касаются друг друга, обычно они расположены горизонтально, но иногда и друг под другом
- две неправильных замкнутых фигур, очевидна попытка прорисовать углы (иногда прямые), фигуры близки, но не перекрываются
- более или менее успешно воспроизведены перекрывающиеся многоугольники (не прорисованы два-три угла), фигуры сопроикасаются или перекрываются, но не в соответствии со стимулом
- более или менее успешно воспроизведены перекрывающиеся шестиугольники, одна из фигур обычно больше и более тщательно прорисована
- полностью успешное воспроизведение - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов равно стимулу
Фигура 8
- каракули неопределённой формы
- две неправильные окружности, одна внутри другой
- попытка растянуть по горизонтали внешнюю окружность и расположить внутреннюю в её центре
- внешняя фигура имеет относительно чётко прорисованные углы (могут быть 4,5,6 углов), тогда как внутренняя фигура воспроизведена как окружность
- более или менее качественно воспроизведённый шестиугольник, внутри которого расположен ромб
- полностью успешное воспроизведение, правильная структура и ориентация паттерна, размер элементов
Поделиться102009-07-08 10:53:41
© Бермант-Полякова О.В.
Работа психолога с тестом Лоретты Бендер. Лекция 08/07/09 для коллег из "Альянса Психологов"
Вступление.
Три года, с весны 2006 по весну 2009, я переводила с английского и иврита и публиковала на русском языке материалы, которые имеют отношение к проективной психодиагностике. Они доступны любому желающему, - стоит лишь кликнуть на линк
http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/
Вы попадёте в архив рассылки "Интерпретация проективных тестов". Там 150 выпусков, 500 страниц текста, если распечатывать на принтере. Хотите - распечатывайте, хотите - читайте бесплатно он-лайн, для этого достаточно кликнуть на подчёркнутое число на экране.
С 1 июня 2009 года рассылка "Интерпретация проективных тестов" изменила формат: перестала быть моим хобби и стала частью рабочего дня. Рабочее время оплачивается подписчиками, оформившими абонемент. Если вы ещё не читаете еженедельные выпуски рассылки, вы можете оплатить 100 долларов за 50 выпусков, годовой абонемент, - и читать еженедельные уроки. Рассылка структурирована как три семестра в году, тему семестра называют подписчики, это решается большинством голосов. Ваши пожелания, - о чём вы хотели бы узнать глубже или подробнее, я стараюсь учитывать, когда готовлю выпуски.
Оформить абонемент просто. Нужны сто долларов и паспорт, с ними вы идёте в банк и спрашиваете, работает ли банк по системе переводов "Контакт" или "Лидер". Получив утвердительный ответ, вы говорите, что собираетесь воспользоваться услугой Денежные переводы между физическими лицами без открытия счёта, и отправляете перевод для Olga Bermant-Polyakova на адрес Israel, Modiin, Tseelon 21, Modiin Commercial Center
Оплатить это полдела, вторая половина - написать на мэйл class_dr_olga@mail.ru письмо, где сообщить пять важных вещей:
систему перевода,
дату отправления,
код перевода,
мэйл, на который отправлять выпуски рассылки,
темы в проективной психодиагностике или практической работе, о которых вы заинтересованы больше узнать.
Получив письмо, помощники оформляют трансакцию денег на банковский счёт, выписывают на ваше имя квитанцию об оплате (invoice) и высылают в ответ подтверждение о получении оплаты, Payment Confirmation, это письмо на английском языке,
Dear ,
We confirm payment 100 USD for Projective Tests Interpretation subscription June 2009/May 2010.
Please contact me if you need invoice to your postal address.
Best regards,
Julia Aslanbekova
Assistant to Olga Bermant-Polyakova PhD
Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Supervision Team
В ближайшую пятницу после оплаты выпуск рассылки "Интерпретация проективных тестов" приходит на адрес e-mail, который указали.
Пожалуйста, отнеситесь с вниманием к моим словам. Я не занимаюсь техническими вопросами, моя работа - написать и к четвергу сдать материал. На Одноклассниках в личной почте мне приходится уделять значительное время тому, чтобы снова и снова повторять сведения, о которых вы только что прочитали, хотелось бы проводить своё свободное время более разнообразно
С уважением,
доктор Бермант-Полякова
Отредактировано DrOlga (2009-07-08 10:58:55)
Поделиться112009-07-08 11:08:57
Сегодняшнюю лекцию мне хотелось бы построить трёхчастно. Сначала представить подход к интерпретации теста, - таким, каким его видит психолог, получивший психоаналитическое образование, его называют ПСИХОДИНАМИЧЕСКИМ подходом, сравнительно с другими подходами к толкованию теста, которые, безусловно, весьма продуктивны в исследовательских и научных целях и малополезны в психологической практике. Выше я коснулась больного места психологов, которые практикуют тесты, - их, если можно так выразиться, алекситимии, немоты и косноязычия, когда машут руками, стараясь жестами донести до супервизора клиническую картину, которую описывают, - и попыталась вместе шаг за шагом выйти за пределы безъязычия, описания феноменов даны по-русски, указаны оринигальные английские наименования. Во второй части мы попробуем вместе проговорить секвенцию по тесту Лоретты Бендер. В завершение - рассказать о форме работы, которая помогает вашим клиентам, дать практические рекомендации по организации такой консультации: какие вопросы мы задаём, зачем, какое вмешательство (интервенция) тем самым выполняется и какой эффект достигается. Timing три часа, с 10 до 13, этого вполне достаточно.
Отредактировано DrOlga (2009-07-08 13:43:35)
Поделиться122009-07-08 11:31:03
Прежде всего, я рекомендую вам приобрести в издательстве Когито-центр тоненькую книжечку на сорок страниц и девять карточек. Это обойдётся вам в 420 рублей (12 долларов), а не в 160 долларов, как на Западе. Россия не подписала соглашения о лицензировании стимульного материала и не платит авторских отчислений западным разработчикам методик. Я пользуюсь российским комплектом, он совершенно идентичен американским карточкам, которые были у меня, когда работала в президентском госпитале Тель-ха-Шомер.
В клинике тест выполняют двухчастно: сначала просят перерисовать фигуры КАК МОЖНО ТОЧНЕЕ. В тоненькой книжечке приводится инструкция Лоретты Бендер 1930-х годов, большинство психологов-практиков пользуются хаттовским, уточнённым вариантом инструкции. После того, как все фигуры перерисованы, работу обследуемого забираем себе, карточки убираем, попутно задаём обследуемому два-три не относящихся к рисованию вопроса, А ЗАТЕМ даём новый лист бумаги и просим изобразить все фигуры, которые помнит.
Вам встретятся люди с эйдетической памятью, они нарисуют все девять фигур в тех же местах на листе, где их перерисовывали. Большинство вспоминает 5-6 фигур из девяти. Тот, кто вспомнил одну или две либо нарисовал что-то, что совсем не похоже на перерисованные двумя минутами раньше фигуры, - клиент, о котором мы думаем как о том, чьё поведение разворачивается на фоне органических нарушений.
Потом принято просить обследуемого подписать каждый лист (и копирование, и вспоминание) и написать дату. Почерк - это графическая деятельность, которая у взрослых автоматизирована, ориентация во времени и знание дат, - ещё одна когнитивная задача, которую обследуемый на ваших глазах решает.
Тренинг психодиагностов построен так, что все годы вы работаете с одной и той же батареей тестов: Бендер, Бух, Векслер, Роршах, Мюррей. Бендер-гештальт тест, Дом-Дерево-Человек, тест Векслера, тест Роршаха, ТАТ.
Тест Лоретты Бендер всегда предлагают первым: это быстрое, за 5-7 минут, ориентировочное исследование возможностей клиента. Неспособность точно перерисовать фигуры и воспроизвести их по памяти предсказывает быстрое прохождение теста Векслера, за тридцать-сорок минут, - клиент просто не дойдёт до сложных заданий, быстро получив две нулевых попытки в каждом субтесте, предсказывает стереотипное и персеверативное восприятие клякс, треть будет "бабочками", а рассказы ТАТ будут состоять из двух-трёх простых предложений, много писать не придётся.
Я рассказала сейчас, как выглядит тестирование на взгляд стороннего наблюдателя, который не осведомлён о том, что главное в диагностической работе психолога - наблюдение. В тесте Лоретты Бендер это наблюдение за процессом перерисовывания.
Отредактировано DrOlga (2009-07-08 13:48:04)
Поделиться132009-07-08 11:46:13
Тоненькая книжечка, упомянутая выше, это работа
О.В. Лови, В. И. Белопольский Зрительно-моторный гештальт-тест Бендер. Руководство. М: Когито-Центр, 2003.- 42 с.
Это первая публикация на русском языке руководства по применению известного диагностического теста. Рекомендуется для оценки психического развития детей 3-12 лет и для клинической диагностики. Приложение включает в себя необходимый тестовый материал.
На с. 14 в этой книге вы прочтёте замечательные слова:
С целью проверки надёжности результатов гештальт-теста Бендер нами было проведено специальное исследование на детях в возрасте от 2 до 12 лет, с примерно равным представительством девочек и мальчиков. Всего обработано 210 протоколов, собранных в московских детских садах и школах. Процедура проведения была максимально приближена к той, которая описана в инструкции по использованию зрительно-моторного гештальт-теста Бендер, а обработка протоколов проводилась по оригинальным оценочным шкалам Бендер.
В целом, несмотря на значительные исторические, географические и социокультурные различия между нашей выборкой и теми детьми, которых обследовала Л. Бендер, полученные нами данные показали очень высокую степень сходства. Этот факт является убедительным подтверждением надёжности гештальт-теста Бендер. Независимость результатов от социокультурных различий двух выборок испытуемых доказывает также содержательную валидность этого теста, ориентированного на выявление уровня развития базовых перцептивно-моторных функций.
Ниже (см. Таблицы 1-9) приведены полученные нами нормативные данные. Форма их представления полностью соответствует нормативным таблицам Л. Бендер.
Итак, тест Бендер СТАНДАРТИЗИРОВАН на российской выборке наших современников.
Отредактировано DrOlga (2009-07-08 13:48:36)
Поделиться142009-07-08 11:52:20
ISTA (Я-структурный тест Гюнтера Аммона, современная психоаналитическая диагностика двадцать первого века) также стандартизирован на российской выборке (1000 протоколов).
Популярные сюжеты в ТАТ с помощью Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics Expert Team тоже будут выявлены и представлены профессиональному сообществу. Он-лайн семинар "Работа с Тематическим апперцептивным тестом (ТАТ)", который я проводила в феврале-марте 2009 года, прибавил к их числу двадцать пять Certified Experts. Несколько сотен протоколов в базе данных уже есть, стандартизация начнётся, когда число превысит полторы тысячи, - своеобразные, крайние случаи нужно будет из базы данных убирать, поэтому я хочу быть уверена в том, что на руках достаточное количество материала.
Вы можете внести посильный вклад в работу, пройдя свой тест и попросив знакомых сделать это для психологов-практиков двадцать первого века, стимульный материал выложен он-лайн
http://turmalin85.livejournal.com
Поделиться152009-07-08 12:10:58
Нормативные таблицы по тесту Л. Бендер выглядят следующим образом (рассмотрим на примере фигуры 2, где нужно перерисовывать наклонные колонки кружков):
Рисуем таблицу 11 столбцов, 8 строк. Верхняя строка - заголовок, вносим слова:
Описание, 3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет, 8 лет, 9 лет, 10 лет, 11 лет, старше 12 лет
Описание феноменов вы уже прочли в данной теме, я постаралась выложить его заранее, копируем в первую колонку:
Фигура 2
- каракули неопределённой формы
- серии горизонтально или вертикально ориентированных кружочков или просто множество кружочков
- горизонтальные серии тщательно прорисованных кружочков, серии повторены три или более раз в вертикальном направлении, в отдельных случаях такой паттерн покрывает всю страницу
- вертикальные колонки из трёх маленьких кружочков, колонки повторяются три или более раз в горизонтальном направлении, отсутствуют попытки наклонить колонки
- горизонтальный паттерн из вертикальных колонок, составленных из маленьких кружочков, плюс попытка наклонить колонки (в результате чего вся фигура может обрести определённый наклон)
- правильный наклон каждой вертикальной колонки, причём паттерн в целом сохраняет горизонтальную ориентацию
- полностью успешное воспроизведение - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов равно стимулу
А дальше, благодаря работе российских коллег, мы знаем, что:
Каракули неопределённой формы в возрасте 3 лет рисуют в 92% случаев (вписывайте число 92 на пересечении строки про каракули и столбца про соответствующий возраст), а во всех остальных колонках ставьте знак "минус". Старшие дети перерисовывают по-другому.
Серии горизонтально или вертикально ориентированных кружочков или просто множество кружочков: в возрасте 3 лет ставьте знак +, в возрасте 4 лет ставьте 67%, в возрасте 5 лет 32%, во всех остальных колонках знак -
Горизонтальные серии тщательно прорисованных кружочков, серии повторены три или более раз в вертикальном направлении, в отдельных случаях такой паттерн покрывает всю страницу: в возрасте 3 лет знак +, в возрасте 4 лет 22%, в возрасте 5 лет 60%, в возрасте 6 лет 34%, в возрасте 7 лет 14%, во всех остальных колонках знак -
Вертикальные колонки из трёх маленьких кружочков, колонки повторяются три или более раз в горизонтальном направлении, отсутствуют попытки наклонить колонки: в три, четыре и пять лет ставьте знак +, в 6 лет 62%, в 7 лет 50%, в 8 лет 62%, в 9 лет 30%, в 10 лет 15%, в 11 лет 27%, в 12 лет знак -
Горизонтальный паттерн из вертикальных колонок, составленных из маленьких кружочков, плюс попытка наклонить колонки (в результате чего вся фигура может обрести определённый наклон): в 3,4,5,6 лет ставьте знак +, в 7 лет 10%, в 8 лет 26%, в 9 лет 36%, в 10 лет 32%, в 11 лет 38%, в 12 лет знак -
Правильный наклон каждой вертикальной колонки, причём паттерн в целом сохраняет горизонтальную ориентацию: в 3,4,5,6,7 лет ставьте знак +, в 8 лет 10%, в 9 лет 23%, в 10 лет 35%, в 11 лет 34%, в 12 лет 30%
Полностью успешное воспроизведение - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов равно стимулу: 3,4,5,6,7,8,9 лет ставим знак +, в 10 лет 15%, в 11 лет 10%, в 12 лет 70%
Посмотрите на колонку, к примеру, 8 лет, у вас должно было получиться 62, под ней 26, под ней 10%. То есть чем правильно перерисовывает стимул в этом возрасте один из десяти. А в колонке на 12 лет вы видите 30 и под ней 70%, тогда как каракулей и более примитивных вариантов срисовывания в протоколах детей нет. У психически нарушенных взрослых каракули и искажённое воспроизведение форм и соотношений фигур будут.
А теперь вопрос: и что нам применительно к вот этому конкретному ребёнку, которого привели на консультацию вот эти конкретные родители, нормативный подход даёт? Кроме слов "развитие в пределах нормы"? Ответ - ничего.
Отредактировано DrOlga (2009-07-08 12:11:44)
Поделиться162009-07-08 12:32:45
Пример из клинической практики.
Консультативный приём, девочка 8 лет, отличница, полная семья. Её протокол можно увидеть во временной теме Протоколы.
С формальной точки зрения, все фигуры воспроизведены с правильной структурой и ориентацией паттерна, число элементов сосчитано и равно стимулу, для "полного успешного воспроизведения" не хватает точности в передаче РАЗМЕРОВ фигур,
то есть для восьмилетнего возраста это блестящее выполнение. С формальной точки зрения.
Давайте посмотрим глазами диагноста, работающего в психодинамическом подходе, того, кого динамика работы интересует больше, чем соответствие итогового результата статистически определённой норме.
Поделиться172009-07-08 12:42:54
Фигура А уменьшена раза в три, а то и в четыре. "Сжалась от страха" в верхнем левом углу листа. Рядом блестящее исполнение Фигуры 1, пары точек не все взрослые разглядывают в стимуле, а тут в восемь лет полностью успешное воспроизведение.
Первый вопрос, который возникает при взгляде на работу, почему, имея в распоряжении огромное свободное пространство листа А4, девочка жмётся к левому и верхнему краю листа?
Фигура 2, наклонные колонки, пропорции и ориентация сохранена, кружочки тщательно выделаны, единственно, фигура "растянута" пошире, однако с границами реальности всё в порядке, обращайте внимание, колонки и сверху, и справа, и слева на достаточном расстоянии от фигур А и фигуры 1.
Последовательность рисования, вот что нам важно.
Она начала задачу с того, что внутренне сжалась и прижалась к чему-то определённому, а потом освоилась с задачей, почувствовала себя более расслабленной, тревога ушла и исполнение стало адекватным.
И вдруг - Фигура 3. Не поленитесь, сравните эту "ёлочку" или "стрелу" со стимулом. То, КАК она изображена, описывают слова "точка и серии точек, воставляющие закономерно увеличивающиеся дуги, первые две дуги содержат правильное число точек, остальные -приблизительно правильное, последние две дуги могут быть почти прямыми, число дуг соответствует стимулу". Нормы для 3 и 4 лет знак +, в 5 лет 16%, в 6 лет 50%, в 7 лет 52%, в 8 лет 42 %, в 9 лет 50%, в 10 лет 28%, в 11 лет 28%.
Второй вопрос, как объяснить динамику опережающее возрастную норму воспроизведение - воспроизведение в соответствии с возрастной нормой?
Поделиться182009-07-08 12:47:02
И, конечно, нормативные таблицы не могут дать нам ответа на вопрос, почему, имея в распоряжении четыре пятых свободного листа, девочке нужно было Фигуру 3 втискивать в свободное пространство между Фигурой 2 и краем листа?
Если вы внимательно разлядите, она нарисовала её, потом стёрла и перерисовала, сделав отступ между фигурами сантиметровым, - таким образом, у неё ещё нет столкновения (сollision): одна фигура словно налезает на другую, перекрывает её или касается краем.
Но уже можно увидеть трудности выполнения углов (аngular difficulty): увеличение, уменьшение, искажение или пропуск углов в перерисованной фигуре, и очевидна общность (cohesion): по смыслу вернее «разобщённость». Рисует часть фигуры большего или меньшего размера, чем видит на карточке с её изображением, нарушая пропорции фигуры в целом. О бессвязности говорят и в том случае, когда одна из фигур серии выделяется величиной в ту или другую сторону по сравнению с остальными, нарушая общую соразмерность ряда.
Поделиться192009-07-08 12:54:58
Проводи я исследование по заказу психиатра, ход мысли был бы другим: органические нарушения визуально-пространственного синтеза и моторного исполнения можно исключить, психотические соскальзывания имеют место быть. Она сходит у нас с ума в этой школе периодически, простыми словами говоря, - теряет границы между своим Я и другими.
Однако на приём пришли родители, и жалобы родителей: не слушается, надо просить пять раз делать одно и то же, в школу ходит со слезами, звонит матери по сотовому телефону несколько раз в день, пока в школе, НУЖНО ПЕРЕВОДИТЬ ЕЁ В ДРУГУЮ ШКОЛУ ИЛИ НЕТ? спрашивают у психолога родители.
Поделиться202009-07-08 13:06:57
Фигура 4, если вы внимательно посмотрите, это перепев фигуры А, только А у нас замкнутая, а четвёртая открыта миру. Психодинамически это мужское и женское внутри Я, нейропсихологически - взаимодействие двух полушарий, пациенты с синдромами, обусловленными дефицитом межполушарного взаимодействия, не могут выполнить смыкания в этой фигуре, они разделены миллиметром-двумя.
В протоколе, который мы рассматриваем, с формальной точки зрения в фигуре 4 у нас полностью успешное воспроизведение, правильная структура, ориентация и размер, единственно, столкновение, которого девочке удалось избежать в фигуре 3, здесь её неизбежно настигло. Охватите взглядом 3-ю и 4-ю, одна оказалась внутри другой, как пакетик с чаем внутри чашки. Увидели? Это оно и есть, утрата способности адекватно оценивать реальность. В протоколе психически здоровых людей столкновений нет. Ни одного. Они скорее другой лист возьмут (вариант нормы) или перевернут лист и продолжат перерисовывать на другой стороне, но не станут "наползать" одной фигурой на другую. На момент "наползания" у обследуемой девочки две трети листа внизу СВОБОДНЫ. Она это просто не видит. На момент "наползания" девочка уже пользовалась ластиком и сумела поправить ситуацию в лучшую сторону, КРИТИКА сохранна. Способность адекватно оценивать реальность - хромает. Вопрос: что заставляет её хромать? Какой конфликт ослабляет Эго?
Фигура 5, не знаю, сумеете ли разглядеть, изображена два раза. В первом случае число точек было верным, но отрезок прямой шёл вверх вертикально, в исправленном варианте наклон отрезка соответствует полностью успешному воспроизведению стимула. Границы Я сохранены.
Отредактировано DrOlga (2009-07-08 13:08:56)
Поделиться212009-07-08 13:17:48
Психодинамический подход, его сердце, - это наблюдение за процессом работы. Не классифицирование результатов, результат - лист гербария, засушенный и описанный. Внимательное наблюдение за эго-процессом решения перцептивной задачи, интерес к трепету листвы в ответ ветерку, живой и отзывчивой на взаимодействие с другими и со стимулом.
Обследуемая девочка с самого начала "жалась" к краю листа и продолжает "прижиматься" к тому пространству на листе, которое уже освоила. Она воспроизводит фигуры великолепно, её "ухудшение" это возрастная норма. Неожиданно то, что она не исправляет столкновения фигур, хотя способна исправлять фигуры, улучшая результат. Проблемы девочки, которые на пятой минуте обследования выявляет тест Бендер, из ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФИГУР НА ЛИСТЕ, аналогия с взаимоотношениями в жизни достаточно прямая. Я подозреваю на этом этапе, что ситуация в школе имеет психотравмирующую природу и жду, как она изобразит Фигуру 6: там пересекаются две открытые прямые волнистые линии. Чтобы скопировать 6-ю правильно, нужно быть в контакте с внутренней спонтанностью. Она рисует и стирает её четыре (!) раза.
Сначала маленькой рядом с Фигурой 5.
Потом маленькой ниже Фигуры 5.
Потом побольше на том же месте.
Потом от края до края листа на том же месте.
И, наконец, она отступает ниже и рисует её с увеличением (нарушение общности), от края до края листа, и вертикальная прямая приходит в столкновения с пятой фигурой. Collision. В английском вы бы оценили красоту языка Лоретты Бендер, коллизия - это событие, случай, который произошёл с человеком. Треть листа свободна и рядом лежит ещё один чистый лист, вы помните, по инструкции выдаётся два листа формата А4.
Отредактировано DrOlga (2009-07-08 13:22:12)
Поделиться222009-07-08 13:25:08
Не буду вас томить, был эпизод в школе, мальчик из параллельного класса сказал что сожжёт ей волосы, зажигалкой запалил тетрадный лист и бросил ей на голову. Ребёнок смутно помнил тот день вообще, школа решила не делать из шалости шума и родителям не сообщила. Кто по социальному статусу родители шалуна, сами догадаетесь. Без комментариев.
Отредактировано DrOlga (2009-07-08 13:27:07)
Поделиться232009-07-08 13:33:54
Итак, наша проблема - аффект, шестая фигура в психодинамической трактовке это чувства (да, да, каждая фигура имеет своё символическое значение).
Дальше по секвенции седьмая фигура, сравнивайте со стимулом, в левом многоугольнике нет верхнего угла, вместо него отрезок. Будь это "просто так", мы говорили бы об Упрощении, однако упрощение встретилось при наложении фигур одна на другую, поэтому проблема называется Соотношение. Это никого уже не удивляет, правда? Седьмая касается второй, мысленно достраивайте "прямоугольную рамку" вокруг наклонных колонок, это столкновение.
Восьмая, как и седьмая, полностью успешное воспроизведение, и паттерн, и ориентация, и размер, однако новое столкновение для вас очевидно. Оно тем более вопиюще, что сорок процентов пространства листа осталось у девочки свободным.
Через две минуты, когда я попросила её нарисовать по памяти фигуры, она изобразила круг, квадрат и ещё квадрат. Ни одной такой фигуры в гештальт-тесте нет, и академические успехи за два года обучения в обычной школе дают основания для вывода, что с памятью у девочки всё в полном порядке. Она дезорганизована сильным аффектом, который вытеснен или диссоциирован. Дифференцировать защитный механизм помогают другие методики, тот же Роршах-тест.
Для нас важно, что за семь минут с помощью теста Бендер мы исключили минимальную мозговую дисфункцию (органику) и сформулировали две рабочие гипотезы: о зависимости, прилипании к определённым знакомым фигурам или границам, и о столкновении во взаимоотношениях.
Отредактировано DrOlga (2009-07-08 17:04:32)
Поделиться242009-07-08 13:42:44
Я начинала со слов, что лекция будет трёхчастной, и обещала сначала представить подход к интерпретации теста, - таким, каким его видит психолог, получивший психоаналитическое образование, его называют ПСИХОДИНАМИЧЕСКИМ подходом, сравнительно с другими подходами к толкованию теста, которые, безусловно, весьма продуктивны в исследовательских и научных целях и малополезны в психологической практике. Выше я коснулась больного места психологов, которые практикуют тесты, - их, если можно так выразиться, алекситимии, немоты и косноязычия, когда машут руками, стараясь жестами донести до супервизора клиническую картину, которую описывают, - и попыталась вместе шаг за шагом выйти за пределы безъязычия, описания феноменов даны по-русски, указаны оринигальные английские наименования. Во второй части собиралась проговорить секвенцию по тесту Лоретты Бендер. В завершение - рассказать о форме работы, которая помогает вашим клиентам, дать практические рекомендации по организации такой консультации: какие вопросы мы задаём, зачем, какое вмешательство (интервенция) тем самым выполняется и какой эффект достигается.
Это приятная работа, когда на консультацию приводят ребёнка с "нежеланием учиться" и вы из беседы с родителями понимаете, что требования к сыну или дочери завышены, и собираетесь подарить им красивый инсайт.
Поделиться252009-07-08 13:57:02
Первые пятнадцать минут беседы с родителями можно пропустить, вы расспрашиваете семью, что у них стряслось, что заставило найти вас и придти на приём. Потом вы предлагаете ребёнку срисовать фигуры теста Бендер. Потом элегантно забираете лист, спрашиваете что-то малозначительное, просите ребёнка нарисовать, что запомнил. На этом этапе родители шокированы вашим коварством. Дождавшись, что ребёнок закончил рисовать фигуры по памяти, вы спрашиваете его, как ему был сюрприз, и внимательно выслушиваете ответ. А потом дружески предлагаете ребёнку устроить сюрприз родителям и попросить их перерисовать фигуры теста. Родители, испытывая солидарность с ребёнком, поддерживают вашу идею.
Достаёте четыре листа, по два родителю, два карандаша, два ластика. Кладём листы вертикально (пэссив-агрессив развернёт их горизонтально в тот же миг, пояснив вам, что так ему удобнее), выкладываем близко к верхнему краю листа карточку с фигурой А. Скажу вам по секрету, - у большинства родителей исполнение оказывается ещё хуже, чем у ребёнка, на которого жалуются.
Отредактировано DrOlga (2009-07-08 14:09:05)
Поделиться262009-07-08 14:08:00
Вы расскажете им, где они уменьшили, увеличили, упростили, столкнули или примитивно изобразили фигуры, - напрямую, без обиняков.
Мама поделится с вами инсайтом, что тонкие точные движения карандашом дались ей нелегко, и отношение к ребёнку, с которого до консультации требовали безупречного исполнения, смягчится. Она просто станет ему больше сочувствовать, когда поймёт, как это трудно.
Папа или мама расскажут вам, что в школе не любили рисование или физкультуру, не умели играть в командные игры, не запоминали материал на слух и т.д. и т.п., то есть расскажут о нарушениях обучаемости, которые связаны с нейропсихологическими особенностями и могут передаваться по наследству.
Наконец, обычно в дверях и как правило более властный член семьи, резюмирует вам, что несмотря на то, что кружочки у него с перехлёстом линий и отрезки не смыкаются в одной точке, он закончил вуз, устроился на работу и хорошо зарабатывает, так что какие-то недочёты в школе это не конец света, главное, чтобы человек был хороший, а он в своего ребёнка верит. Вам останется только улыбнуться психоаналитически нейтральной полуулыбкой.
Заключение.
Профессия психолога - интересная и увлекательная. Не всё можно выучить по книжкам, увы. Прочитать о практическом опыте негде, не печатают книг, где, как я сейчас на лекции, рассказывают о работе, что как и почему.
Рассказываю я каждую неделю, в рассылке "Интерпретация проективных тестов". Хотите, оформляйте абонемент и читайте. Как оформлять, написано во Введении к лекции.
Наше время подошло к концу, спасибо за внимание.
С уважением,
доктор Бермант-Полякова
Поделиться272009-07-08 14:22:47
Спасибо, Ольга Викторовна
Поделиться282009-07-08 14:39:32
Ольга Викторовна, большое спасибо за лекцию!
Отредактировано PIra (2009-07-08 17:13:35)
Поделиться292009-07-08 15:12:55
Немного напоминает тест зрительной ретенции Бентона.
Ждем продолжения.
Спасибо за лекцию
Поделиться302009-07-08 16:44:28
Ольга Викторовна, спасибо!
Как всегда, актуально и практично.
Поделиться312009-09-18 15:23:16
Ольга Викторовна, большое спасибо!