Дети рисуют семью

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дети рисуют семью » Мама из Израиля » Рисунок для проекта "Дети рисуют семью"


Рисунок для проекта "Дети рисуют семью"

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Этот рисунок для проекта "Дети рисуют семью" прислала мама из Израиля.
Автор - девочка 4,5 лет. Вот так она раскрасила круги:

2

А такой получилась у неё картинка:

3

Думаю, первый вопрос по картинке возник сразу: почему она не цветная? Считать ли это нарушением инструкций к методике и рассматривать ли в соответствующем форуме "Рисунки не по инструкции"? Второй вопрос, считать ли кота членом семьи, и если да, то к какой генеалогической паре его приписывать? рассматривать картинку отдельно или на форуме "Семья с котом", где все такие? Вопросы эти ненужные, потому что родились в моей - наблюдающей РИСУНОК -голове.
Напишите, пожалуйста, типичен ли такой рисунок для Вашей девочки. Я имею в виду, что она любит больше: раскрашивать в разные цвета или разрисовывать разными узорами. Это связано со способом мировосприятия ребёнка: переживанием мира или размышлением о мире соответственно.

P.S. На форуме Гости имеют те же права, что и зарегистрированные пользователи, поэтому отвечать можно и без регистрации. Постарайтесь избегать личных имён, чтобы соблюсти анонимность автора рисунка.

4

Спасибо за уточнение, что картинка для девочки не типична.
Факт, что обычно ребёнок с удовольствием рисует и карандашами, и красками, и фломастерами, и даже знаком с мольбертом, даёт основания для предположения, что избегание цвета в семейной картине не случайно. Рисунок как бы "молчит" об отношениях в семье. Притом молчит красноречиво: только два цветных пятнышка, красное и зелёное, обозначают уши и глаза кота. Я толкую этот рисунок как "послание", адресованное маме. В нём девочка признаётся, что она насторожилась (иначе зачем выделять цветом именно органы чувств?) или осторожничает (красный и зелёный выделяются на рисунке, ассоциативно напоминая сигнал светофора, ожидание в ситуации можно/нельзя идти). Она не собирается делиться своими переживаниями по поводу семьи, и это, безусловно, её право.

Вы правы, "взять в толк" нарисованное ребёнком - это не единственный способ диагностировать психологические особенности по рисунку. Можно и "отрапортовать" о том, что психолог видит в рисунке.  Я с удовольствием это сделаю, чтобы показать возможности разных подходов к интерпретации нарисованного ребёнком сюжета.

Отредактировано DrOlga (2007-12-24 02:12:11)

5

Пример психологического заключения в стиле "рапорта".

Рисуночные методы психодиагностики опираются на систематические методы исследования, рассматривающие различные показатели в их взаимосвязях.  Многолетние и немалочисленные исследования детских рисунков показали, что в развитии рисования имеются чёткие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определённой последовательности. Эта закономерность и позволяет оценить умственное развитие с помощью рисуночных тестов.

Предъявленная семейная картина соответствует психологическим нормам изображения человека детьми в возрасте 4 лет, верхняя граница которой лежит на отметке 10 баллов, нижняя граница нормы 3 балла по Харрис-Гудинаф. Полученный в результате анализа предъявленного рисунка результат составляет 14 баллов. Таким образом, можно заключить, что развитие интеллектуальной сферы данного ребёнка опережает возрастную норму.

Признаков органического поражения мозга (грубой асимметрии рисунка, сильного смещения в сторону от центра листа, искажения форм и пропорций, промахов в попытке соединить линии, распаде целостного образа, двигательных персевераций) в рисунке не отмечается.

Психомоторный тонус (нажим и качество линий) оценить не представляется возможным, поскольку семейная картина предъявлена в виде электронной копии.

Признаков страха и тревожности (штриховка изображения, множественные линии, зачернение глаз, увеличенный размер фигур во весь лист) в рисунке не зафиксировано.

Признаков депрессии и снижения настроения (о чём говорит резко уменьшенный размер фигур, размещение людей в углу листа, полное зачернение рисунка) нет.

Сфера общения расцениваниется как экстравертированная (руки и ноги широко расставлены в стороны), потребность в общении может быть оценена как удовлетворённая и сформирована адекватно.

Повторение одного и того же узора в одежде свидетельствует о демонстративности выделенного таким образом члена семьи.

Сфера социальных отношений характеризуется неагрессивностью, знанием социальных норм, ориентацией на продуктивное сотрудничество.

Рисуя тот или иной объект, человек невольно передаёт своё отношение к нему.
Порядок рисования и состав изображённое семьи в соотношении с составом реальной семьи обследуемого - нарисованы папа, мама, автор рисунка и кот. Как правило, первым изображается член семьи, наиболее значимый для ребёнка и не обязательно главенствующий в семье. Признаком благоприятной семейной ситуации служит расположение членов семьи близко друг к другу. Тесное общение между ними отражается в пространственной близости персонажей и в контакте рук.

Опираясь на эти критерии, можно полагать, что у ребёнка наиболее тесный контакт с мамой. Иерархические отношения на рисунке (взрослые обычно изображаются выше детей) адекватны, но слабо выражены.

Признаков нарушения взаимоотношений в семье (небрежное изображение некоторых из них, взаимная удалённость или разделённость перегородками, отсутствие кого-либо из членов семьи, в изображении со спины или отвёрнутыми друг от друга) не отмечено.

Включение в рисунок кота как члена семьи, одновременно изображённого спиной к остальным, может говорить об амбивалентности отношения автора рисунка к близким.

Общее впечатление от рисунка даёт основания для вывода о психическом развитии, в целом соответствующем социальной и поло-возрастной нормам.

С уважением,
доктор Ольга Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор

Отредактировано DrOlga (2008-11-25 02:57:14)


Вы здесь » Дети рисуют семью » Мама из Израиля » Рисунок для проекта "Дети рисуют семью"


© 10bb.ru