Это задание выполнял мальчик 13 лет, родители которого разъехались и весь последний год ведут развод через суд.
Так были раскрашены круги:
Чёрно-белое кино
Сообщений 1 страница 8 из 8
Поделиться12007-12-14 16:38:40
Поделиться22007-12-14 16:40:26
А вот такой получилась семья:
"Это я, дедушка и моя собака"
Поделиться32007-12-14 16:54:16
Ох. Конечно, нежелание раскрашивать рисунок имеет свою причину - эмоции слишком остры и слишком болезненны, чтобы можно было соприкоснуться с ними, в буквальном смысле слова - взяться за цветные карандаши, когда речь идёт о семье.
Сама модель семьи, то есть композиция рисунка, отличается тщательной проработкой. Как будто, рисуя, подросток размышляет, какой же теперь станет его семья. Размышления-образы многоплановы. Если Вы обратите внимание, сам рисунок заключён в рамку, на первом плане три героя: мальчик, его дедушка и его пёс. Границу планов создаёт диван.
На втором плане, как бы новой линией размышлений, автор обозначил два угла, как на боксёрском ринге - в левом нарисована туя (под ней ящик с подарками и мешок), в правом - большой кувшин. По всей видимости, именно так ему легче думать об отце и матери, - обратив их в недвижимые, молчаливые предметы. Диван, возможно, представляет собой бабушку, у которой мальчик проводит большую часть дня.
Присмотритесь, при всём умении работать карандашом и резинкой автор рисунка оставляет нетронутым "нахлёст" человеческой руки и диванной ручки и "пренебрегает" точностью, изображая свой контакт с дедушкой - непонятно, приобнимает ли он дедушку или положил на его плечо свой локоть.
Я не прошу раскрашивать рисунок семьи, если ребёнок не изъявляет такого желания. По-моему, и простым карандашом изображено достаточно: старый да малый, вот что осталось от семьи.
Домашние животные часто передают чувство одиночества, которое переполняет автора рисунка. Об этом мы говорим более подробно в теме "Семья с котом".
Отредактировано DrOlga (2007-12-14 16:55:56)
Поделиться42007-12-23 15:57:09
м-да.. судя по всему просто так дети ничего не рисуют. Даже диван, и тот изображает бабушку, а не просто то, на чём сидят
Поделиться52007-12-29 15:04:23
Вот именно. В этом и суть детского рисования - это записанные в виде образов мысли. Как, мы, взрослые, не способны это самое "просто так ничего" помыслить (подумать), так дети что-то, что "просто так ничего" не способны нарисовать.
Если хотите, можно сделать тему о первичных процессах мышления (символических, ассоциативных, плывучих) и вторичных процессах мышления (предметных, логичных, оформленных). Она интересна хотя бы потому, что в состоянии стресса многие взрослые "сползают" к более ранним первичным процессам и начинают размышлять о мире в своеобразной манере (формировать мыслеформы, симоронить, вычитывать знаки, которые подаёт Вселенная и т.д.)
Поделиться62008-01-04 09:09:06
ИМХО - важен все же анализ контекста - не исключено, что ребенок нарисовал реально существующую комнату с реально стоящими там диваном, туей и кувшином. Возможно, последующая беседа с ребенком могла бы многое прояснить (а хоть бы инверсию ролей в семье - возможно, образ кувшина - это вовсе отец ((я встречал ребенка, у котрого была фантазия о том, что именно отец кормил его грудью)), а туя - мать). - ??
Поделиться72008-01-04 20:10:32
Полностью согласна с Вами.
Потому и относим в "Рисунки не по инструкции", потому что просили нарисовать "свою семью", а изобразил "свою комнату".
Интересно подумать, почему одни дети дополняют семью, рисуя землю-траву-небо-солнце-облака, а другие привносят "в семью" интерьер квартиры. У меня нет ответа на этот вопрос, а Вы как думаете?
Поделиться82008-01-06 15:45:15
Я думаю, что очень важен анализ контекста - если не расспросить ребенка, можно попасть пальцем в небо...
А методика мне понравилась.