Ольга Викторовна, добрый день! Пожелание, если это возможно на семинаре давать общий комментарий к протоколу, "аромат протокола", в этом форуме я читала Ваши разборы Роршаха, понятно что тема семинара имеет определенные рамки и все же мне был бы интересны Ваш взгляд и комментарии по протоколам.
- На семинаре, благодаря он-лайн формату, у нас есть возможность не занимать время записью объяснений в тетради под диктовку. Каждый час работы я разделила на три двадцатиминутных блока, - в теме Организационные вопросы к семинару я пишу о том, что для работы участникам понадобятся часы, - то есть вы практически сразу прочтёте информационный блок: страничку текста, что как интерпретируется и три задания для самостоятельной работы по материалу. Следующие двадцать минут - следующий блок информации и новые три задания. Наше общение он-лайн будет выглядеть как переписка здесь, поэтому мой взгляд и комментарии по протоколам обязательно прозвучат.
И еще вопрос, Вы писали, что протоколы размещать нужно и в теме Барьеры-проницаемость и в теме ROD. В трех протоколах которые я разместила большая часть ответов это либо барьеры либо проницаемость, а ROD, как мне увиделось по одному ответу в двух протоколах, есть ли смысл копировать в этом случае?
- Есть, потому что формат обучения психодиагностике подразумевает работу в стиле "врачу показали сто блондинок и сто брюнеток, и он на всю жизнь знает, что вот так - это блондинка, а вот так - это брюнетка", в противоположность гуманитариям, которые "пишут диссертации об отличиях блондинок от брюнеток". Для успеха обучения мне нужна отдельная тема на каждую шкалу, ключевые слова разные в разных шкалах. Если в одном и том же протоколе выделять ключевые слова и для ROD, и для шкалы Барьеры-Проницаемость, интуитивное научение окажется не столь эффективным, как мне хотелось бы.
Совместными усилиями участники он-лайн семинара собирают банк данных предъявлений Роршах-теста русскоговорящим психически здоровым мужчинам и женщинам, нашим современникам. Герман Роршах в монографии "Психодиагностика" указывает, что для овладения его методикой врачу достаточно проработать 50 протоколов,
Джон Экснер при стандартизации норм для здоровых использовал, цитирую,
для детей 5 лет N=90 протоколов
для детей 6 лет 80
для детей 7 лет 120
для детей 8 лет 120
для детей 9 лет 140
для детей 10 лет 120
для детей 11 лет 135
для детей 12 лет 120
для детей 13 лет 110
для детей 14 лет 105
для детей 15 лет 110
для детей 16 лет 140
для здоровых взрослых N=535 протоколов
Цели предстоящего семинара лежат не в стандартизации, а в популяризации метода Роршаха и решении учебно-тренировочных задач, и семидесяти протоколов, заявленных участниками на сегодняшний день, для её успешного решения будет достаточно.