Дети рисуют семью

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дети рисуют семью » Беседы с психотерапевтом » Из чего сделаны родительские нервы?


Из чего сделаны родительские нервы?

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Перепечатано из журнала http://m-d-n.livejournal.com/9870.html
Беседы с психотерапевтом
Ольгой Бермант-Поляковой
ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНЫ РОДИТЕЛЬСКИЕ НЕРВЫ
Родительские нервы, как известно, не железные. А какие? Почему у одних родителей хватает сил и терпения растить детей, а другие не знают, что им делать?
Начнём с того, что различия между ребёнком и взрослым известны в любом человеческом обществе, но то, как обходились с детьми тысячелетие назад, вызывает сейчас справедливое негодование. Чем дальше мы углубляемся в историю,  тем меньше заботы о детях там находим.
Историк Ллойд де Моз описал основные стили отношений взрослого к ребёнку в европейской истории. Он назвал их по самой шокирующей черте этих отношений. В античности (до IV века н.э.) преобладал детоубийственный стиль. Большинство родителей в ту эпоху считало, что может распоряжаться потомством, как любым другим имуществом. Ненужных младенцев топили, бросали в безлюдном месте, чтобы избавиться от лишних забот или едоков. Лишь в 347 г. по настоянию христианской церкви в Римской империи был принят закон, запрещавший детоубийство.
В последующие десять веков в Европе распространился другой стиль – изгоняющий. Родители избавлялись от детей, освобождая себя от лишних забот. Ребёнка отправляли с глаз долой, в прислуги, в подмастерья, в пажи. Такая практика продолжалась около тысячелетия.
Начиная с XIV века возобладала воспитательная доктрина. Детей начали воспитывать, но способы наставления их на праведный путь наводят современного человека на мысль о пытках. Дети в эпоху средневековья воспринимаются как дьявольские отродья. Христианство призывало наказывать маленьких детей, чтобы обуздать их гордыню. Такое отношение, по Л. Демозу, делало для некоторых борьбу с авторитетом центральной жизненной задачей.
В XIX на смену воспитательной доктрине пришла формирующая. В соотвествии с распространёнными в нашу эпоху взглядами, характер ребёнка «лепят» в соответствии с идеалом человека, принятым в обществе. Детей наказывают, читают им нотации и дают назидания, руководствуясь благими намерениями. В нашем веке этот стиль называют социализирующим.
Какое отношение имеет исторический экскурс к сегодняшнему дню? Возможности индивидуальной памяти ограничены, на помощь ей приходит история и культура. Культурно-исторический контекст пронизывает наше сознание, но мы не всегда задумываемся об этом.
Возьмём для иллюстрации сакраментальный образ американского миллионера, посылающего своего ребёнка на улицу торговать газетами. Каждый родитель в общем и целом одобряет стремление развивать в подростке самостоятельность, но негодует по совершенно различным поводам. Одни видят в таком родителе «детоубийцу» , они возражают против лишения ребёнка радостей беззаботного детства. Другие расценивают такого отца как «гонителя», они протестуют против отказа ребёнку в социальном статусе богатого наследника. Третьих возмущает родительская «суровость» и решение послать ребёнка именно на улицу. Четвёртые задают вопрос, интересно ли самому подростку торговать газетами, спросили ли его, чем именно ему хочется заниматься в свободное время, ведь в наши дни принято придерживаться доктрины «садовник, формирующий растение», и развивать задатки и склонности ребёнка. Мы живём в потоке истории и культуры, и было бы наивным думать, что родительские нервы сделаны по одному образцу.  Интересно, а что подумали о решении папы-миллионера Вы?
У кого об этом почитать: Ллойд ДеМоз. Психоистория. Перевод А. Шкуратова. – Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 2000

2

Нужно ли позволять детям всё?

Созвучное теме размышление от
http://unkle-fuka.livejournal.com/33333.html

Хорошо там где нас нет?
Почти каждый раз, когда преподаю возрастную психологию, я слышу от кого-нибудь из студентов байки о чудесном "традиционном японском воспитании".   Особенно смешат сказки про японский рай для детей. Вот что об этом пишут сами японцы:
"Еще один традиционный взгляд японцев на детей выражен в поговорке «ребенок считается богом до тех пор, пока ему не исполнилось семь лет». Именно рубеж в семь лет считался важным этапом в жизни японских детей. До семи лет дети были слабыми и легко могли умереть от разных болезней. Говоря другими словами, дети с легкостью в любой момент могли уйти в мир божеств и будд. Именно поэтому дети, которые не достигли семилетнего возраста, считались созданиями, подобными богам или буддам. Также бытовало мнение, что дети обладают силой и властью передавать волю богов и будд, поэтому они часто выполняли роль медиумов между богами и людьми. По этой причине им всегда позволяли вести себя, как заблагорассудится, быть свободными от норм и ограничений общества; вот почему дети всегда шалили, как это описано в песне, приведенной в начале статьи. На протяжении всей истории Японии взгляд на детей и восприятие их взрослыми были такими, как в «Рёдзин хисё». Подобные формы поведения в изображении детей мы часто встречаем и в изобразительных источниках, в том числе и в эмаки (иллюстрированные свитки) и в укиё-э . Тем не менее такие трагичные, но широко практикуемые действия, когда детей бросали или просто убивали, основывались на том, что дети могут вернуться к богам или, попросту говоря, умереть."  (Курода Хидэо, директор института историографии, Токийский университет, коментарии к репродукциям "Дети, изображенные в укиё-э")

croissante: интересно. я еще где-то читала, что ребенок (пока еще типа бог) прекрасно понимает, что такая лафа скоро закончится, и видит это на детях постарше. А ребенку в неяпонской среде (где он один такой бог) сложно потом объяснить смену ролей.
croissante: то есть получается, что ребенка тогда начинают воспитывать (обучать), когда уверены, что он уже выжил и скорее всего вырастет?
unkle_fuka: да


Вы здесь » Дети рисуют семью » Беседы с психотерапевтом » Из чего сделаны родительские нервы?


© 10bb.ru