Прелесть сказок в том и заключается, что в одном и том же сказочном пространстве разные люди находят смыслы и значения, понятные только им. Вот, например, какие разные уроки можно извлечь из хорошо знакомой каждому сказки «Колобок» (ответы давали клиенты сказкотерапевта И.Г. Вачкова, которых попросили сформулировать «добрым молодцам урок»):
А. Откажись от стереотипов. Одни и те же действия не годятся для всех случаев жизни. Будь гибким.
Б. От судьбы не уйдёшь, а судьба Колобка – быть съеденным.
В. Наглость не порок – всё равно сожрут.
Г. Не рекламируй себя, лучше прикинься несъедобным.
Д. Общение с женщинами ведёт к катастрофе (до Лисы юному Колобку встречались звери только мужского пола).
Е. Не хами первым встречным.
Ж. Если уж решил уйти от родителей, осознай цель этого.
Читая сказки вместе с детьми, мы соприкасаемся с важным опытом предыдущих поколений. Волшебная сказка учит нас, что в трудной ситуации всегда находятся средства, чтобы справиться с препятствиями. Герои нарушают запреты и правила и платят за это соответствующую цену. Преодолевая различные трудности, герой становится взрослым, говоря сказочным языком, женится. Интересно, что во многих сказках герой сначала совершенно пассивен, и отправиться в путь его вынуждают внешние обстоятельства.
Обращаясь к опыту сказки, психологи создали несколько теорий, понимающих жизнь человека как «сценарий». Это юнгианская теория архетипов и сценарный анализ Бёрна. Об обеих мы поговорим в последующих беседах.
Важное направление практической работы носит название сказкотерапии. Известны специальные сказки, написанные терапевтами для детей.
В работе со взрослыми одним из возможных способов осознания себя и своего места в мире является сочинение своей собственной сказки. Как говорится, «хочешь жить в хорошей сказке, живи в хорошей, хочешь в плохой – живи в плохой, ещё и помощники найдутся!». Возможно, первым человеком, который записал истории о самом себе и сочинял сказки о том, что его мучило, был Ганс Христиан Андерсен. Его «Гадкий утёнок» увидел свет в 1845 году. В основу этой сказки положен мотив о необычном и гонимом существе. Эта история помогла не одному поколению чужаков выдержать мучительные скитания. Смысл сказки в том, что принятие своей уникальности, неповторимости своего пути ведёт к преображению, к обретению себе подобных. Мотивы, которые в ней звучат, заслуживают отдельной беседы.
У кого об этом почитать: Джойс Миллс, Ричард Кроули. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребёнка». – Москва, Независимая фирма «Класс», 1996.