Дети рисуют семью

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дети рисуют семью » Беседы с психотерапевтом » Прелесть сказок


Прелесть сказок

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Прелесть сказок в том и заключается, что в одном и том же сказочном пространстве разные люди находят смыслы и значения, понятные только им. Вот, например, какие разные уроки можно извлечь из хорошо знакомой каждому сказки «Колобок» (ответы давали клиенты сказкотерапевта И.Г. Вачкова, которых попросили сформулировать «добрым молодцам урок»):

А. Откажись от стереотипов. Одни и те же действия не годятся для всех случаев жизни. Будь гибким. 

Б. От судьбы не уйдёшь, а судьба Колобка – быть съеденным.

В. Наглость не порок – всё равно сожрут.

Г. Не рекламируй себя, лучше прикинься несъедобным.

Д. Общение с женщинами ведёт к катастрофе (до Лисы юному Колобку встречались звери только мужского пола).

Е. Не хами первым встречным.

Ж. Если уж решил уйти от родителей, осознай цель этого.

Читая сказки вместе с детьми, мы соприкасаемся с важным опытом предыдущих поколений. Волшебная сказка учит нас, что в трудной ситуации всегда находятся средства, чтобы справиться с препятствиями. Герои нарушают запреты и правила и платят за это соответствующую цену. Преодолевая различные трудности, герой становится взрослым, говоря сказочным языком, женится. Интересно, что во многих сказках герой сначала совершенно пассивен, и отправиться в путь его вынуждают внешние обстоятельства.

Обращаясь к опыту сказки, психологи создали несколько теорий, понимающих жизнь человека как «сценарий». Это юнгианская теория архетипов и сценарный анализ Бёрна.  Об обеих мы поговорим в последующих беседах.

Важное направление практической работы носит название сказкотерапии. Известны специальные сказки, написанные терапевтами для детей.
В работе со взрослыми одним из возможных способов осознания себя и своего места в мире является сочинение своей собственной сказки. Как говорится, «хочешь жить в хорошей сказке, живи в хорошей, хочешь в плохой – живи в плохой, ещё и помощники найдутся!». Возможно, первым человеком, который записал истории о самом себе и сочинял сказки о том, что его мучило, был Ганс Христиан Андерсен. Его «Гадкий утёнок» увидел свет в 1845 году. В основу этой сказки положен мотив о необычном и гонимом существе. Эта история помогла не одному поколению чужаков  выдержать мучительные скитания. Смысл сказки в том, что принятие своей уникальности, неповторимости своего пути ведёт к преображению, к обретению себе подобных. Мотивы, которые в ней звучат, заслуживают отдельной беседы.

У кого об этом почитать: Джойс Миллс, Ричард Кроули. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребёнка». – Москва, Независимая фирма «Класс», 1996.

2

ГАДКИЙ УТЁНОК

Не были ли вы какое-то время в положении гадкого утёнка? Есть способ узнать это – сделать искренний комплимент. Если в ответ на него раздаются невнятные оправдания, значит, в вашей душе жив утёнок, который уверен, что ничего хорошего не заслуживает.
У некоторых людей жизнь не задаётся с самого начала. Они настолько не соответствуют ожиданиям своих родителей, что растут изгоями в собственной семье. Пусть те, кому пришлось такое перенести, не унывают. Стоит ли уделять своё время возмездию и перечислению того, чего вам не дали? Лучше посвятите жизнь тому, чтобы найти родных не по крови, а по духу. Человеку дано обрести свою стаю за пределами семьи, и, влившись в неё, пережить принадлежность и любовь.
В сказке Г.Х.Андерсена «гадкий» утёнок переживает настоящее горе: его отвергают близкие. Утка-мать поначалу пытается защитить своё детище, но в конце концов отказывается заботиться о нём, подчинившись мнению большинства. Чтобы растить ребёнка, который так или иначе не отвечает общепринятым стандартам, мать должна быть героиней. В сказке утка-мать разрывается между страхом быть отвергнутой товарками и любовью к своему созданию. Она переживает глубокий душевный разлад, и, не найдя поддержки, в конце  концов сдаётся. Сломленная мать прогоняет своего ребёнка. Почему она так поступает? Возможно, она мать-сирота, и не познала настоящую материнскую заботу. Когда такое случается, ничто не мешает человеку искать руководства и поддержки у других взрослых – тех, кто мудрее и умеет дарить заботу и любить детей.
Сказка Андерсена учит, что даже если мать по каким-то причинам не смогла выполнить свою функцию, отпрыск будет развиваться самостоятельно и всё равно достигнет поры цветения.
Вслед за мотивом отвержения в истории проявляется мотив плохой компании. Раз за разом гадкий утёнок стучится не в те двери, раз за разом оказывается в неподходящей компании и снова и снова чувствует себя изгоем. Сколькие из нас, подобно утёнку, прибивались не к своей стаи, и с горечью сознавали, что вновь и вновь наступают на те же грабли!
Наконец, он отчаивается, и леденеет в одиночестве в полынье на пруду. Из  беды его выручает случайный прохожий, крестьянин. Помощь может придти ниоткуда, говорит Андерсен. Утёнок изо всех сил старается прижиться в спасительном убежище, но от излишней старательности получается только хуже.
Он оказывается на улице, на грани жизни и смерти, измученный, голодный, в снегу.  И здесь звучит самый важный мотив андерсеновского шедевра: главное – держаться, отстаивать своё право на жизнь, ибо после зимы всегда приходит весна, а с ней и перемены в жизни.

У кого об этом почитать: Кларисса Пинкола Эстес. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. – Киев, «София», 2003.


Вы здесь » Дети рисуют семью » Беседы с психотерапевтом » Прелесть сказок


© 10bb.ru