Лекция для мам, которые растят детей одни
заказу министерства социального обеспечения Израиля
О.В. Бермант-Полякова, психолог, психотерапевт
Прочитано впервые 15.05.07
СЕМЬЯ БЕЗ ПАПЫ
1) Общие замечания о разводе.
Когда распалась семья, расставание родителей, как тяжёлая, незаживающая рана, ещё долго отдаётся болью, напоминает о себе. Злость, отчаяние, гнев, обида, поиски справедливого арбитра, страх будущего, тоска, непонимание, одиночество, отвержение становятся спутниками тех, кто прошёл через развод, на несколько долгих лет.
К сожалению, нет способа как-то сократить этот срок. Долгие годы разрыв откликается на случайно сделанное замечание или вскользь высказанное наблюдение, - новым горячечным спором, в котором злость, отчаяние, гнев, обида, поиски справедливого арбитра, страх будущего, тоска, непонимание, одиночество, отвержение.
Прежде чем говорить о семье без папы, выскажу несколько суровых, но необходимых истин. Одна - утешительная. Если расставанию предшествовал долгий и изнурительный конфликт между супругами, то для детей, вполне вероятно, большое благо развод, на который вы решились.
Вторая – развод и разъезд не одно и то же. Иные, что называется, разрубают гордиев узел безнадёжно запутанных до эмиграции отношений простым средством – отъездом. Это может быть отъезд в Израиль или уже из Израиля – в Канаду или в Австралию. Правило «С глаз долой, из сердца вон» не действует, когда у вас есть дети.
Третья истина – где тонко, там и рвётся. Далеко не каждая семья выдерживает испытание на зрелость в нелёгких условиях абсорбции. Если супружеские отношения не сложились, зачастую после эмиграции в Израиль появляется любовный треугольник. Каким бы ни был развод – юридическим, фактическим или изменническим, для детей это означает одно: родительской пары больше нет.
2) Общие замечания о состоянии матери.
Вряд ли найдётся мать, которая скажет, положа руку на сердце, что после разрыва она быстро успокоилась и сумела вывести детей из-под огня супружеского конфликта. Она была только нежной и заботливой, ни разу не призывала детей быть свидетелями или судьями в личном конфликте двух семей – материнской и отцовской, не взывала к их помощи, когда родные и знакомые осудили её, не убеждала детей в правильности каждого сделанного ею шага, не требовала от них поддержки. Вряд ли честна та женщина, которая скажет, что ни разу не крыла отца детей самыми последними словами, не доказывала детям, как недостойно он себя ведёт, не обесценивала отца в детских глазах, не ярилась, когда ребёнок видел в отце кумира, не наказывала детей своим эмоциональным отвержением, когда те в очередной раз пытались завести разговор о папе.
Каждая из нас взяла на свою душу грех и совершила эту ошибку, взвалив на хрупкие плечи детей непосильную ношу – конфликт между родителями. Расплата за это – ненависть, нежелание ничего больше слышать ни о маме, ни о папе, ни об уязвлённом самолюбии каждого из родителей. Каждый развод – это тяжёлый и обидный разрыв со взаимными обвинениями. Неважно, упрекает мать отца или её упрёки озвучивают мать, бабушка, подруги матери или кто-то ещё – принять то, что родители разорили гнездо, которое когда-то вили вместе, дети отказываются.
3) Общие замечания о состоянии детей.
Нормальным для ребёнка состоянием является отрицание факта, что семьи как таковой больше нет. Все дети фантазируют о том, что мама и папа снова будут вместе, и почти все пытаются родителей примирить. Признать реальность, то есть смерть семьи, означает впустить в своё сердце злость, отчаяние, гнев, обиду, поиски справедливого арбитра, страх будущего, тоску, непонимание, одиночество, отвержение. Это слишком разрушительные чувства, чтобы ребёнок мог иметь с ними дело.
Когда наступит момент «икс» и волна горя укроет ребёнка с головой, предсказать невозможно. У каждого такой момент рано или поздно наступает, и тогда мы изумлённо и с состраданием проживаем развод по новой, уже вместе с детьми. Мученик, хулиган, идеалист или циник - таковы возможные выходы из душевного кризиса, который дети переживают, когда их «догоняют» зарытые заживо чувства.
Большинство детей своё горе переживают на телесном уровне, то есть заболевают, - сильно, непонятно, неожиданно. Какая-то часть реагирует побегами из дома и авантюрами, которые ставят ребёнка вне принятых социальных рамок. Немало и таких, которые на долгие годы отворачиваются от реальной жизни и живут мечтой, что всё в доме как раньше. Желание повернуть время вспять какой-то частью детской души осознаётся как мечта, и огромное количество внутренних сил тратится на то, чтобы заглушить сомнения и поддерживать веру в сказку. Иногда дети так сильно хотят в неё верить, что говорят о семейном очаге с откровенным цинизмом. Они боятся выдать заветное желание и делают обманные ходы.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ПОСТЕ)
Отредактировано DrOlga (2007-12-29 16:22:26)