Лекция для мам, которые растят детей одни
по заказу министерства социального обеспечения Израиля
О.В. Бермант-Полякова, психолог, психотерапевт

Прочитано впервые 15.05.07

СЕМЬЯ БЕЗ ПАПЫ

окончание

9) Опыт выжившего.
Гадкий утёнок проходит одно испытание за другим. Инстинкт предписывает ему скитаться до тех пор, пока не найдёшь то, что нужно. И всё же в истории гадкого утёнка немало грустных страниц, потому что он стучится не в те двери. Конечно, откуда ему знать, какая дверь – та, если прежде он не видел нужной двери. Тем не менее не те двери – это места, где его заставляют снова и снова чувствовать себя изгоем.
Чтобы не допустить неверного выбора, есть несколько средств. Утёнок пока не может заглянуть в своё сердце и прочитать в нём, что нужно с уважением относиться к своим талантам, дарованиям и ограничениям, и принимать и те, и другие. Поэтому он себя обманывает и внушает себе, что ему нужно место, где он найдёт отдых от жизни.
Так женщина может быть изгнана из родительского дома – за то, что слишком задиристая, неприлично независимая, или имеет осуждаемое обществом «дитя» – творчество, политические взгляды или страстное желание учиться – отправляется в скитания.
Часто, скитаясь, женщина мечтает только об отдыхе, и соглашается на поступки, которые не приносят удовлетворения, не насыщают жизненной силой, а приводят к упадку сил. Даже обретя кое-какой опыт, она продолжает стучаться не в те двери. Она соглашается на то, что проще всего или ближе всего под рукой. Некоторые выбирают явное зло, например плохую компанию, или пагубные для души и тела излишества.
Гадкий утёнок всё делает правильно, но его поступки выглядят неверными. Например, он хорошо плавает, но всё равно выглядит не так, как надо. Он стряхивает пыль в масло, падает в бочонок с мукой, ухитряется угодить в подойник с молоком. Всем нам знакомы такие неурядицы, когда всё идёт наперекосяк. Стараешься исправить положение – выходит ещё хуже. Так всегда получается, когда человеку не везёт. В поисках не той вещи он попадает не в то место.
Хотя полезно устанавливать связи даже с теми группами, к которым не принадлежишь, и важно стараться проявлять доброту, непременное условие – не стараться слишком усердно, не слишком полагаться на то, что если будешь вести себя правильно, то всё получится. Именно желание быть принятым любой ценой разрушает нашу глубинную связь с сокровенным содержанием души.
Жизнь настолько нелегка для гадкого утёнка, что он замерзает в одиночестве. В сказке о это образ птенца, вмерзающего в лёд на пруду.
В обыденном понимании быть холодным человеком – значит быть бесчувственным. Есть сказки о заледеневшем ребёнке, который утратил способность чувствовать. Для человека заледенеть – значит намеренно стать бесчувственным, особенно к самому себе. Хотя это механизм самозащиты, он вреден для души. Чтобы не замёрзнуть, нужно двигаться. Продолжайте двигаться, шевелитесь, делайте то, к чему зовёт вас внутренний голос, - и ваша душа не замёрзнет.
В истории о гадком утёнке содержится подсказка: разбить лёд и извлечь душу из ледяного плена бесчувствия может только другой человек, тот, кто умеет позаботиться о слабом.
Хотя в сказке крестьянин, который принёс утёнка домой, не проявляет к нему особой любви, здесь есть одна мысль, которая представляется мне ценной. Человек, который может вызволить нас изо льда, спасти от бесчувственности, - не обязательно тот, кто нам близок. Его появление может быть, как в этой сказке, одним из мимолётных событий, которые случаются каждый раз,  когда мы их не ждём. Это пример волшебства, которое случается с каждым, когда он на пределе и больше не способен терпеть. Из ниоткуда возникает помощь, внезапно в жизни появляется что-то такое, что даёт передышку, минуту расслабления, крошечное пространство покоя.
Утёнок оказывается в крестьянской избе, в компании кота и курицы. Лохматый кот и косоглазая курица находят устремления утёнка глупыми и нелепыми. Их раздражительность объясняется очень просто: у них с лебедем (гадким утёнком) разные ценности. Разве можно ожидать от кота, чтобы он любил плавать? А от курицы, чтобы она любила летать? Разумеется, нет. Но очень часто изгнанник воспринимает это так: если люди не похожи друг на друга, значит, изгнанник – всегда худший. Он даже не делает попытки оценить ограничения и/или побуждения других, и воспринимает претензии других к нему как свой изъян.
Когда это происходит, мы видим людей, готовых извиняться даже за то, что они ступают по земле. Они боятся сказать «Нет, спасибо» и просто уйти, а вместо этого снова и снова выслушивают тех, кто внушают им, что они неудачники, даже если это коты, которые не плавают, и курицы, которые не летают. Нужно иметь в виду, что гадкий утёнок – сирота, его мать отказалась от него, и ему приходится учиться методом проб и ошибок. Он ищет руководства не там и не у тех, кто близок ему по духу. Такое может случиться и с людьми. Ища руководства, никогда не слушайте малодушных. Будьте к ним добры, осыпьте их благословениями, польстите им, только не следуйте их советам, потому что малодушные люди – похитители надежды.
Оставленный матерью, не нашедший настоящих друзей утёнок оказывается на краю гибели. Он одинок, он продрог и замёрз, его изводили, мучили, пытались застрелить, и вот он в конце пути, на грани жизни и смерти, изголодавшийся, не ведающий, что будет дальше. И здесь наступает самая важная часть сказки: наступает весна. Самое важное – держаться, отстаивать своё право на жизнь, держаться ибо в природе после зимы ВСЕГДА ПРИХОДИТ ВЕСНА. ДЕРЖИТЕСЬ. ВЫШЕ ГОЛОВУ. В конце сказки лебеди признают в "утёнке" своего сородича – раньше, чем он сам это понимает.
10) Жизнь в лебединой стае.
Это довольно характерно для изгнанников. После мучительных скитаний, добравшись  к своим, он обычно не сразу осознаёт, что на него уже не смотрят с осуждением, а если и не выражают восхищения или одобрения, то чаще всего настроены дружелюбно.
Обычно после пережитого человек ужасно недоверчив. Действительно ли люди хорошо ко мне относятся? Действительно ли я в безопасности? Не прогонят ли меня прочь?
Нужно время, чтобы дети, пережившие развод и поиски своей стаи, перестали чувствовать себя жертвами.
Иногда они боятся расстаться со званием выжившего и идти дальше. Человек заслуживает обилия воспоминаний, медалей и наград за то, что он жил – жил по-настоящему и одержал победу. Но, когда угроза миновала, есть опасность и дальше называть себя именами, полученными в эту самую страшную пору жизни. Это создаёт некий настрой ума, который может нас ограничить.
Не стоит основывать свою душевную самобытность исключительно на подвигах, утратах и победах, сопутствовавших трудным временам. В трудную пору вы были цепким маленьким растением, которое ухитрилось, несмотря на отсутствие солнечного света, влаги и питательной почвы, храбро выпустить маленький упрямый листок, всему наперекор.
Но теперь, когда тяжёлые времена позади, нужно воспользоваться изобилием питания  и света и расцвести: покрыться густой листвой и тяжёлыми гроздьями цветов. Лучше называть себя именами, которые побуждают к тому, чтобы вырасти свободным существом.
Наступает день, когда человек готов провести ритуал – обряд, который облегчит им переход от выживания к процветанию. Это дань любви и памяти самому себе - гонимому существу. Ритуал собирает всё, что напоминает о былых невзгодах, былой доблести и торжестве над испытаниями, показывает самому человеку, что он пережил, как  он распорядился собой, и что в нём заслуживает восхищения. Свободу нам даёт именно восхищение прошлым, а не жизнь в прошлом.
Не были ли вы какое-то время или всю жизнь на положении гадкого утёнка?  Нет более надёжного способа узнать это, чем проверить умение человека принять искренний комплимент. Часто приходится слышать в ответ на комплимент невнятные оправдания, потому что он автоматически вызывает в сознании неприятный диалог.
Стоит похвалить внешность, работу или что-то ещё, в чём проявляется душа человека, как кто-то мысленно говорит, что этого не заслуживает, а вы, автор комплимента, прежде всего болван, если действительно так думаете. Не понимая, что красота души просвечивает изнутри, когда человек бывает самим собой, он переводит разговор на другую тему и тем самым лишается живительной влаги, которая поит душу. А душа любого человека расцветает, когда чувствует признание.
Это и есть главная задача изгнанников и гадких утят, найти самое себя: принять не только собственную индивидуальность, принадлежность к определённому типу людей, но и свою красоту – образ своей души.

Мы разобрали сегодня, каков удел матери и детей в семье, пережившей развод.  Это удел необычного существа, зачастую отвергаемого и гонимого большинством,. Надеюсь, что лекция поможет Вам и Вашим детям, пережив развод, решить  решает главную жизненную задачу: найти свою стаю.

С уважением,
доктор Ольга Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт
http://www.subscribe.ru/author/32535

Отредактировано DrOlga (2007-12-29 17:25:54)