Дети рисуют семью

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Катя, 5 лет

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Здравствуйте, Ольга!
Хочу предоставить вниманию нашей аудитории рисунок моей дочери. Ей пять лет. Кружочки принялась разукрашивать с большим энтузиазмом. Зарисовав первые два (разные оттенки в оригинале), спросила, можно ли последний закрасить черным, но когда пришла его очередь, вспомнила про красный. Так что черный отвергнут.
Когда я попросила нарисовать семью, немного расстроилась и не хотела, но согласилась с условием, что я выполню ее задание. Я психолог, поэтому ребенку уже приходилось этим заниматься раньше, к тому же всякие мамины вопросики/заданьица настораживают.
Рисовать семью начала с себя, потом мама и папа. Все ручкой. Раскрашивала и подписывала в такой же последовательности. Кстати, в жизни я и Катя - блондинки, а папа - очень крупный и высокий мужчина. Еще мое внимание привлекли руки (похожие на крылья), а также отсутствие носов и ушей.
Очень хочется услышать ваше мнение.

2

Добрый вечер!
Спасибо за картинку. Прежде чем пускаться в рассуждения о темпераменте холериков, которые по жизни не идут, а прыгают или летят, позвольте задать уточняющий вопрос:  Ваша дочка, какая она по темпераменту? Целеустремлённая и энергичная, быстрая, сильно сердится и шумно радуется, задиристая (как холерики), упорно движется к цели, спокойна, медлительна, долго терпит и тихо радуется (как флегматики) или мгновенно на всё реагирует, обладает подвижным умом, легко переключается с одного переживания на другое, дипломатично умеет отвлечь внимание родителей, если нужно (как сангвиник)?

3

Знаете, мне как-то очень трудно определить ее темперамент. Других (чужих) детей нет, своей же, напротив, очень трудно. Вижу признаки разных типов. С одной стороны Катюша достаточно настойчиво движется к цели, вполне спокойна, бывает медлительна (но это может мне так казаться, я-то - холерик), может долго терпеть и тихо радоваться (как флегматики); но с другой стороны обладает подвижным умом, легко переключается с одного переживания на другое, дипломатично умеет отвлечь внимание родителей, если нужно (как сангвиник). Я б добавила, что она очень обидчива и ранима, в ответ на критику замыкается, никогда не станет оправдываться, особенно перед посторонними людьми (например, воспитателями в детсаду). Но радоваться может очень бурно, скакать, плясать, да и сердится сильно (стучит ногами, кулаками). Легко идет на контакт со сверсниками, легко знакомится.
Но у меня есть ощущение, что она очень боится разочарования, немного растрачена беззаботность и непосредственность, и поэтому все берет под свой контроль. Объясняю. Новогодний подарок от Деда Мороза она себе присмотрела еще в конце ноября. Карета с четверкой лошадей. Весь декабрь она рисовала его в разных ракурсах и расставляла на окнах, чтоб Дедушка Мороз точно знал, как нужно. Как он уже мог ошибиться? Никак.
А летом она очень классно обработала нас относительно хомячка. Сказала, что хотела бы хомячка. Я сказала, что может быть когда-то он у нас будет. Так она начала бурно всем рассказывать: "А мама мне купит хомячка!" И с такой радостью и гордостью, и Всем-всем-всем!
Не знаю, какой темперамент. Может я уже успела его подавить, поэтому теперь сложно определить. А как теперь восстановить, не знаю.

P.S. Кате нравится эта шутка.
У 5-летней девочки спрашивают:
-Кем работает твоя мама?
-Психологом.
-А что она делает?
-Психует.

Отредактировано Аника (2008-01-25 04:01:18)

4

Доброе утро!
Я часто вижу руки-крылья, как Вы написали, у детей-холериков по натуре. Они почти всегда рисуют неточное число пальцев и не изображают ни кистей рук, ни запястий. В литературе по психодиагностике это считается чуть ли не признаком "умственного недоразвития, грубого нарушения эмоциональной регуляции, крайней импульсивности, расторможенности и агрессивности", а в Катиной картинке, ко всему, ещё и шея не выделена как следует, что обычно трактуют  как отсутствующую "связь головы и тела, способность управлять своими импульсами и овладение саморегуляцией".  Я не согласна с этой точкой зрения.
По моему опыту, сколько ни занимайся психокоррекционной работой с холериком, его рисунки остаются прежними. Самый долгий курс, который я проводила, длился два года - и хотя нормализовались отношения в семье, ушли тоскливость и озлобленность, рисунки остались прежними. Холерик рисует быстро, как бы намечая главное: руки, ноги, голова, редко исправляет, редко украшает одежду деталями.
Для меня ребёнок-холерик - это командарм, командующий армией. Свою армию (жизненную энергию, которой природа наделила его в избытке) он направляет на решение одной-единственной, главной на сегодня задачи. Там он по-настоящему увлечён, проявляет серьёзное отношение, ответственность. Всё сказанное относится и к девочкам, конечно.
Если холерик "играет в школу" с мамой, он просит "самые трудные" задания и способен сделать немало. Попросите его написать одно и то же слово двадцать раз - будет болтать ногами, ёрзать на стуле, уговаривать себя: давай, ещё чуть-чуть - словом, задействует излюбленые способы совладания со стрессом, но двадцать раз одно и то же напишет. Правда, после этого встранет из-за стола и убежит играть, но холерик таков во всём: написание слов это бой, ввязался в бой, сражайся до победы, а после боя необходим отдых. Холерику после усилия необходимо погрузиться в любимое времяпровождение.
К несчастью, учёба в начальной школе редко позволяет холерику работать в естественном для него ритме. Чем быстрее ребёнок-холерик по натуре найдёт себе дело по душе, тем легче будет воспитывать в нём столь нужную способность отложить дело, выполнив какую-то его часть, разделить работу на этапы, вернуться и обдумать сделанное, исправить то что требуется, в процессе выполнения, а не пройдя путь до конца.

Герман Роршах, великий в психодиагностике человек, придумал тест, который определяет "тип переживания". Он заметил, что люди, которые обычно заранее планируют свои поступки (М-тип), и люди, которые ориентируются по ситуации (С-тип), видят в кляксах теста Роршаха или движение (танцуют, смотрят, сидят) или цвет персонажа. Подробно об этом на сайте http://www.rorschach.ru здесь мне важно выразить главное: возможно, Вы как раз С-тип, который ориентируется по ситуации, и дочкино умение "спланировать операцию" и методично провести осаду мамы, чтобы добиться цели (игрушки или хомячка) Вас искренне удивляет.

Тип переживания не изменяется на протяжении жизни. Люди, которые действуют сообразуясь с их внутренним планом действий, редко рисуют уши. А те, кто принимает решения, сообразуясь с текущей ситуацией, редко забывают уши нарисовать, - так мы устроены...

5

Что касается интерпретации рисунка, которая в методике "Дети рисуют семью" уподоблена "китайской грамоте", где идеи и понятия выражают образы, а интонацию рассказчика - цвет рисунка, я думаю, Вы сами уже увидели - любимая мама показана любимым цветом. Так что "успела подавить темперамент" сказано не про Вас.

"Летящие" над землёй фигуры это тоже характерная для холериков особенность бытия. Члены семьи держатся за руки, яркое свидетельство семейной сплочённости, распахнуты навстречу миру - это свидетельство открытости, общительности (экстравертированности, если говорить языком психологических типов). Иерархические отношения старших и младших определённы -взрослые выше, дети ниже, путаницы в поколениях, столь губительной для психического развития, в семье нет.

Смысл послания, центральную идею, обычно выражает центральная фигура рисунка. Поскольку Катя рисовала для Вас, а не для незнакомой тёти-психолога Ольги, она искренне спросила Вас своим рисунком, почему Вы изменились.

Смотрите на симметричное платье девочки и симметричную же розовую фигуру внутри синего катиного платья-пространства (психологи любят говорить в этой связи об интроектах). Это Вы, розовая и симметричная, там внутри.

А теперь переведите взгляд на центральную фигуру рисунка, маму. Вы в несимметричном по форме платье, нарисованном так, будто в розовом треугольнике не хватает части. Дорисуйте её на отдельном листе - получится подобие сердца.
Скажите, Вам не приходилось горевать в последние месяцы? Откуда белое сердце в Вашем образе?

Это мои предположения, которые, конечно, нужно воспринимать с оговоркой, потому что я не видела ни вас, ни саму девочку, ни семью вместе. И мой вопрос обращён к Вам: как Вы считаете, почему девочка нарисовала платье именно так?

6

Спасибо большое за ваши слова!
Ваше предположение небезосновательно.
Получилось так, что хотела лучше понять дочку, а необходимо лучше понять себя.
Действительно, последние месяцы я часто уходила вглубь себя, становясь как бы прозрачной, бесцветной для окружающих (наверное, отсюда белое сердце), я будто улетала (и платье мое сдувает какой-то сильный ветер).
Собственно и сейчас это продолжается. И жизнерадостность исчезла прежде всего моя, потом, как следствие, Катина.
Дело в том, что, возможно, как многие начинающие психологи, я слишком рьяно взялась за обучение в психотерапевтических школах и на семинарах. Разрушились старые защиты, а новые не выстроены. Например, я всегда считала, что у меня было счастливое детство, и только став психологом, узнала, что:
-имела место депривация на первом году жизни (в 11 мес разлука с мамой до 2,5 лет, соответственно в 2,5 года - разлука с бабушкой, к которой уже успела привязаться)
-не произошла сепарация и индивидуализация в подростковом возрасте.
И список можно продолжать долго. Так что "битый небитого везет" - пытаюсь помочь другим, а нужно помогать мне.
Индивидуальная психотерапия (прошла 30 сессий) не имеет такого эффекта, как я ожидала, после каждого сеанса не облегчение, а хоть стреляйся. Пока я ее оставила. Очень много размышляю. А что мне нужно? Как это узнать?
Я шла в психологию с убеждением, что в человека все заложено природой, что каждый человек уникален, и задача психолога - помочь развить эту уникальность, убрать помехи на этом пути.
Теперь же вижу везде только патологию, исчез мой гуманизм. И карьера не складывается так, как планировалась. Сталкиваюсь с сильным противодействием со стороны опытных психологов. А город не большой, и дорогу перекрыть не составит труда.
Да и квалификация и личная проработка - удовольствие недешевое.
Вот и получается, ребенок в таком прекрасном возрасте, я молодая, семья дружная - а все не радует, я меня где-то нет.

P.S. Извините, если запутала или наговорила лишнего, это уже не "дети рисуют семью", а взрослые оплакивают счастливое детство своих детей.

Отредактировано Аника (2008-01-26 02:20:42)

7

Добрый вечер!
Спасибо за откровенность.

В Ваших словах звучит какая-то безнадёжность, мол, росла только с мамой, а потом только с бабушкой, и теперь на всю жизнь проблемами сепарации-индивидуации "побита".
Не стану спорить с корифеями психоаналитической науки, но они всё же изучали людей, которые росли в западном обществе, где семья по определению мама-папа-я и отдельное жильё для каждой семьи, и теории свои выводили из фактов, которые наблюдали. Для России характерно растить младенцев вместе молодой маме и опытной - бабушке, не разрывать связь поколений, а значит и депривация не настолько абсолютная.
И взросление подростков разворачивается на фоне ответственности родителей за близких - принято забирать старенькую прабабушку к себе, чтобы присматривать за ней, становиться дедушками в 45-50 (на Западе в это время в лучшем случае воспитывают сыновей-подростков), - сравните с британским отъездом из дома в интернат в 10-11 лет и дальше всю жизнь видеть родных только по праздникам...
Психотерапия, которую Вы сейчас изучаете, провозглашает свободу от взаимных ожиданий по принципу "я - это я, а ты - это ты", забывая про "мы".  Это знание западного типа, которое лучше воспринимать с оговоркой на культурное своеобразие оголтелого индивидуализма.
Не опускайте руки, ищите тех, кто разделяет Ваши взгляды на гуманизм в психологии, начинайте потихоньку сами стажироваться и практиковать - никто не сможет перекрыть Вам путь в профессиональную жизнь, потому что если Вы помогаете людям, они сами Вас найдут в любом городе.

Отредактировано DrOlga (2008-11-25 02:52:08)



© 10bb.ru