Дети рисуют семью

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дети рисуют семью » Семейная психотерапия » "Патологизирующие роли" в семейной жизни


"Патологизирующие роли" в семейной жизни

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Перепечатано из рассылки http://www.subscribe.ru/catalog/psychology.rorschach

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск второй недели марта 2008.
В этом семестре мы с вами читаем книжки, на которые так или иначе опираются наблюдения и рекомендации для родителей в ДРС («Дети рисуют семью. Как стать психологом для своего ребёнка и всей семьи» http://m-d-n.livejournal.com). В мартовских и апрельских выпусках рассылки пойдёт речь о системе «патологизирующих ролей».

Цитируем по книге:
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989. - 192 с.

с. 83
Одно из наиболее интересных направлений в современной семейной психотерапии связано с выявлением и изучением так называемых патологизирующих ролей в семье. Речь идёт о межличностных ролях..., которые в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи. Таковы роли «семейного козла отпущения», «семейного мученика, без остатка жертвующего собой во имя семьи», «больного члена семьи» (Barker Ph. 1981). Значительную работу по выявлению таких ролей проделал H.-E. Richter (1970).

В одних случаях речь идёт, как правило, о проигрывании одним из членов семьи социальной роли, которая психотравматична для него самого, однако психологически выгодна другим членам семьи. В других – эти члены семьи прямо или косвенно побуждали кого-то из семьи принять на себя такую роль.

Патологизирующая роль одного из членов семьи, напротов, может быть травматичной для других, а не для него самого.

Нередко оба типа патологизирующих ролей сочетаются между собой: один член семьи выполняет роль, патологизирующую его самого, другой – принимает роль, травматичную для других... Указывается, что патологизирующие роли семейного «козла отпущения» возникают пержде всего потому, что вся семья, испытывающая конфликтные, фрустрирующие переживания, нуждается в «громоотводе» для разрядки этих эмоций (Vogel E., Bell N., 1960). Анализ семьи, а не члена её, имеющего нервно-психические расстройства из-за того, что ему приходится выполнять эту роль, можетдать ответ на вопрос о причинах заболеваниях и о путях его излечения.

С. 84
К настоящему времени различными авторами выявлено и описано немалое количество «патологизирующих ролей». К этому нужно добавить работы, в которых описываются во многом сходные феномены, хотя и имеющие иные обозначения (например, «стиль воспитания», когда речь идёт о взаимоотношениях между родителями и детьми, «характер супружеских взаимоотношений», оказывающий неблагоприятное воздействие на психическое здоровье одного из членов семьи).

В то же время отсутствуют обобщения и классификации описанных ролей. Нами предпринята попытка создания такой рабочей классификации.

(продолжение в следующем выпуске рассылки).

С уважением,
доктор Бермант-Полякова,
психотерапевт, психолог

2

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск третьей недели марта 2008.
В этом семестре мы с вами читаем книжки, на которые так или иначе опираются наблюдения и рекомендации для родителей в ДРС («Дети рисуют семью. Как стать психологом для своего ребёнка и всей семьи»). В мартовских и апрельских выпусках рассылки пойдёт речь о системе «патологизирующих ролей».

Цитируем по книге:
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989. - 192 с.

С. 84
«Нами предпринята попытка создания такой рабочей классификации. В основу её положены два критерия:
Сфера жизнедеятельности семьи, нарушение которой связано с возникновением «патологизирующих ролей», и
Мотив их возникновения.

По первому критерию необходимо иметь в виду две возможности. Первая, когда возникновения «патологизирующих ролей» связано в основном с нарушением взаимоотношений семьи с социальным окружением. В этом случае семья определённым образом изменяет свои отношения с соседями, другими семьями, родственниками, государством и т.д., причём изменения эти таковы, что делают переход семьи к системе «патологизирующих ролей» необходимым.

Сюда относятся описанные H.-E. Richter (1970) «семья-крепость», «семья с антисексуальной идеологией», «семья-санаторий», «семья-театр» и т.п.

Так, в центре «семьи-крепости»  - индивид с нервно-психическими расстройствами, выражающимися в склонности к паранойяльным реакцям. Он использует своё влияние в семье для того, чтобы побудить других членов семьи принять представление о том, что «все против нас», «на нас нападают – мы защищаемся». Это ведёт (как необходимое следствие) к перестройке отношений в семье  - возникают межличностные роли «вождя» и «его соратников в борьбе». Эти роли могут оказаться патологизирующими, так как при наличии индивида с паранойяльными реакциями они способствуют закреплению и развитию нарушений, а «союзников» ставят в трудное, создающее значительное нервно-психическое напряжение, положение.

Случаи, когда взаимоотношения семьи с социальным окружением могут оказаться не совсем обычными, разумеется, не редки. Это семья, многие годы ведущая судебный процесс, или семья, прилагающая необычные усилия для повышения своего материального состояния, полностью отдающаяся какой-то внесемейной деятельности или, напротив, полностью изолировавшая себя от окружающих.

Естественно, что в такой семье система межличностных ролей складывается под сильным влиянием взаимоотношений с социальным окружением. Если семья долгие годы ведёт судебный процесс, то большим авторитетом в ней пользуется тот её член, который активнее всего участвует в этом процессе, более всех разбирается в юридических тонкостях. О «патологизирующих ролях», однако, приходится говорить не во всех таких случаях, а лишь если сама перестройка взаимоотношений семьи с окружением понадобилась для того, чтобы семья перешла к взаимоотношениям, «условно желательным» для одного из её членов.

Так, вышеупоминавшаяся семья с «антисексуальной идеологией», описанная H.-E. Richter, возникла под преимущественным влиянием индивида с нарушениями потенции. Точно так же «семья-театр», посвятившая всю свою жизнь борьбе за демонстративный престиж в ближайшем окружении, развилась под влиянием её члена, имеющемго определённые психологические проблемы в реализации самооценки».

(продолжение в следующем выпуске рассылки)

С уважением,
доктор Бермант-Полякова,
психотерапевт, психолог

3

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск четвёртой недели марта 2008.
В этом семестре мы с вами читаем книжки, на которые так или иначе опираются наблюдения и рекомендации для родителей в ДРС («Дети рисуют семью. Как стать психологом для своего ребёнка и всей семьи»). В мартовских и апрельских выпусках рассылки пойдёт речь о системе «патологизирующих ролей».

Цитируем по книге:
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989. - 192 с.
С. 85

«Во всех случаях патологизирующих ролей в семье нарушение взаимоотношений семьи с социальным окружениеммаскирует от самого индивида и  от других членов семьи психическое нарушение наиболее влиятельного члена семьи.

После принятия семьёй точки зрения, что в окружающем мире царит сексуальный разврат и долг всех людей – бороться с ним, особенности поведения члена семьи с нарушениями сексуальной потенции начинают выглядеть похвальной сдержанностью. Если члены семьи принимают точку зрения «все против нас», то личностное нарушение индивида с паранойяльным развитием, его подозрительность, нетерпимость и другие черты перестают восприниматься членами семьи как отклонение. Напротив, они теперь выглядят как проявление трезвого ума и проницательности.

Мотивы, которые могут побуждать одного из членов семьи подталиквать её к развитию системы «патологизирующих ролей», разнообразны. Это, с одной стороны, маскировка определённых личностных недостатков – стремление сохранить и защитить, вопреки этим недостаткам, личностную положительную самооценку. Так обстоит дело в случае семьи с «антисексуальной идеологией». <BR>

Другой мотив – стремление удовлетворить какие-то потребности, если это при обычных условиях противоречит нравственным представлениям индивида и всей семьи. Движущим мотивом образования «семьи-крепости» может оказаться реализация желания безраздельного господства в семье.

...Мы наблюдали семью, многие годы боровшуюся за справедливое отношение к их сыну разлиынчми организациями, в частности школой, а позднее инспекцией и комиссией по делам несовершеннолетних, участковым врачом и т.д. Источником «несправедливостей» нередко выступало провцирующее поведение сына по отношению к этим организациям. Как стимулирование его поведения, так и борьба за справедливость, составляли основное содержание жизни семьи. В центре её был отец подростка – инвалид II группы. Психологическое исследование показало, что изменение взаимоотношений данной семьи с социальным окружением (возникновение отношений борьбы с ним) и появление на этой основе системы «патологизирующих ролей» произошло в результате стремления отца компенсировать своё ощущение «ненужности», противостоять понижению социального статуса в семье».

(продолжение в следующем выпуске рассылки)

С уважением,

доктор Бермант-Полякова,

психотерапевт, психолог

4

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск пятой недели марта 2008.
В этом семестре мы с вами читаем книжки, на которые так или иначе опираются наблюдения и рекомендации для родителей в ДРС («Дети рисуют семью. Как стать психологом для своего ребёнка и всей семьи»). В мартовских и апрельских выпусках рассылки пойдёт речь о системе «патологизирующих ролей».

Цитируем по книге: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989. - 192 с. <BR>

С. 86-87
«Второй случай, выделяемый нами по первому критерию классификции «патологизирующих ролей», - это переход семьи к системе «патологизирующих ролей», не связанный с её взаимоотношениями с социальным окружением. Здесь «поводом» ждя перехода к «патологизирующим ролям» становится изменение представлений о личности одного из членов семьи (он чаще всего оказывается и жертвой) или о задачах семьи по отношению к одному или нескольким членам семьи.

Общая схема перехода семьи к «патологизирующим ролям» данного типа такова: у одного из членов семьи (А) имеются нервно-психические расстройства, он прямо или косвенно обусловливает изменение представлений семьи о каком-либо другом члене семьи (В), под влиянеием этого отноешние к нему изменяется, возникает перестройка ролей, причём именно такая, при которой нарушение «перемещается» на этого второго. Симптомы нерво-психического нарушения у А ослабевают или даже совсем исчезают, зато у В появляются. Нередко при этом излечение В ведёт к заболеванию А.

Мотивы возникновения такого рода «патологизирующих ролей» могут быть различными:
1. Психологические проблемы, возникающие в результате значительной выраженности у одного из членов семьи потребностей, несовместимых с его представлением о себе (агрессии, садизма, стремления привлекать к себе внимание)...

2. «Замещающее удовлетворение потребностей». В этом случае причиной перехода к «патологизирующим ролям» становится стремление удовлетворить потребность не с тем лицом, которому она должна быть адресована....

3. «Патологизирующие роли», возникающие под влиянием механизма проекцииююю Один из членов семьи ставит другого перед необходимостью «стать плохим», «стать проблемным». Когда это удаётся, первый начинает бороться с «недостатками» второго.

4. «Патологизирующие роли», которые возникают под влиянием желания избавиться от давления собственных же нравственных представлений... Это делается за счёт навязывания функций социального контроля над проявлениями «запретного влечения» другому лицу.

Таким образом, к настоящему времени выделено немалое количество «патологизирующих ролей», дано их описание. Каким должно быть отношение к данной концепции?»

(продолжение в следующем выпуске рассылки)

С уважением,

доктор Бермант-Полякова,

психотерапевт, психолог

5

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск первой недели апреля 2008.
В этом семестре мы с вами читаем книжки, на которые так или иначе опираются наблюдения и рекомендации для родителей в ДРС («Дети рисуют семью. Как стать психологом для своего ребёнка и всей семьи»). В мартовских и апрельских выпусках рассылки пойдёт речь о системе «патологизирующих ролей».

Цитируем по книге:
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989. - 192 с.

С. 88

«Нынешнее состояние рассматриваемой концепции «патологизирующих ролей» оставляет определённое чувство неудовлетворённости. Пока перед нами чисто констатирующее, феноменологическое описание. На многие вопросы нет ответа. Это, в первую очередь, вопрос о причинах  и предпосылках развития данного явления в той или иной семье.

Действительно, потребности, которые не могут быть удовлетворены, поскольку противоречит нравственным представлениям индивида, существуют, по-видимому, в любой семье. Непонятно, однако, почему «патологизирующие роли» возникают только в отдельных семьях.

С ответом на этот вопрос связан и ответ на другой, не менее важный: какие существенные психологические явления обвсловливают возникновение «патологизирующих ролей». Если они носят случайный, малосущественный характер, то и явление, ими обуславливаемое, должно встречаться достаточно редко.

Нуждается в уточнении вопрос о том, каково соотношение «патологизирующих семейных ролей» с другими явлениями, в особенности с обычными защитными механизмами, хорошо известными и неоднократно описанными в литературе.  Что такое «патологизирующие роли» - новая разновидность защитных механизмов или особое проявление уже известных?

С. 89-90
Для возникновения «патологизирующих ролей» необходимы, как минимум, две предпосылки: наличие неудовлетворённой потребности и потенциальной роли, имеющей подходящее свойство.

Как было видно при описании «патологизирующих ролей», один из членов семьи бывает заинтересован в переходе к «патологизирующим ролям». Он заинтересован тем сильнее, чем острее и дискомфортнее его проблема. Переход к «патологизирующим ролям» для других – это обычно нарастание нервно-психического напряжения, сниджение удовлетворённости жизнью семьи.

Не менее важно и то, что переход к таким ролям, как правило, связан с искажнным представлением об окружающей социальной действительности или об отдельных членах семьи («все против нас», «кругом царит разврат», «он закоренелый хулиган», «у него необыкновенные таланты»). Переход к искажённому представлению о мире сталкивается с навыком реального восприятия действительности... Это создаёт значительное сопротивление переходу к системе «патологизирующих ролей».

Для того, чтобы вопреки <реальному восприятию действительности>... , семья всё же перешла к «патологизирующим ролям», нужно, чтобы у лица, заинтересованного в этом, был немалый перевес в возможностях воздействия на других членов семьи, на их поведение, чувства, мысли. Чем выше авторитет данного индивида в семье, тем больше зависимость семьи от него, чем выше его волевые качества, тем вероятнее, что, несмотря на сопротивление, всё же будут приняты «патологизирующие роли».

...Отсутствие (либо сознательное разрушение в ходе семейной психотерапии) любого из этих свойств ведёт к тому, что «патологизирующая роль» становится невозможной. Например, ослабление влияния индивида, заинтересованного в переходе к «патологизирующим ролям», будь то за счёт роста самостоятельности других членов семьи или падения авторитета такого индивида, приводит к ослаблению или разрушению системы «патологизирующих ролей».

Аналогичный эффект может быть достигнут мерами по усилению психического сопротивления членов семьи <утверждениям, искажающим реальность>, или мероприятиями по коррекции влечения, несовместимого с нравственными представлениями индивида. Ослабление этого влечения также может привести к исчезновению «патологизирующей роли».

(продолжение в следующем выпуске рассылки)

С уважением,
доктор Бермант-Полякова,
психотерапевт, психолог

6

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск второй недели апреля 2008.
В этом семестре мы с вами читаем книжки, на которые так или иначе опираются наблюдения и рекомендации для родителей в ДРС («Дети рисуют семью. Как стать психологом для своего ребёнка и всей семьи»). В мартовских и апрельских выпусках рассылки пойдёт речь о системе «патологизирующих ролей».

Примеры семей с системой «патологизирующих ролей» по материалам книги «Семейная психотерапия» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого.

Пример 1. Сжить жену со свету.
Исходная ситуация.
Отец испытывает чувство агрессии по отношению к жене. Эти чувства несовместимы с его представлением о себе. Дочка супругов заболевает.

Развитие событий.
Отец больной девочки реализует свои несовместимые с его представлением о себе чувства агрессии по отношению к жене и вины по отношению к дочери путём преобразования ролевой структуры семьи. Для «блага дочери» он начинает заниматься внеурочной работой, лишая тем самым себя возможности быть частью семейной и, особенно, супружеской жизни.

Свою заботу о дочери он начинает проявлять в тираническом руководстве женой, ухаживающей за дочерью, ставит перед ней немыслимые требования и категорически («ради спасения ребёнка мать должна быть готова на всё») заставляет жену свои требования выполнять. 

Такое изменение даёт ему возможность беспрепятственно удовлетворять свои агрессивные потребности. Оно же приводит к возникновению нервно-психического расстройства у жены.

Пример 2. Чужими руками жар загребать.
Исходная ситуация.
В прошлом у отца или матери не задалась карьера, или его заслуги не получили должного признания. Как результат сформировалось стойкое ощущение неполноценности. Родился ребёнок, появилось желание через идентификацию с ребёнком компенсировать свою собственную неполноценность.

Развитие событий.
В этом случае причиной перехода к «патологизирующим ролям» становится стремление удовлетворить потребность замещающим образом. Травматизирующая роль – «ребёнок-вундеркинд», «ребёнок – надежда семьи» проявляется в непомерном возрастании требований к ребёнку. Отношение к нему со стороны родителей ставится в сильную зависимость от его успехов в какой-либо сфере (различных престижных видах спорта, искусстве и т.п.)

Такое изменение даёт родителю возможность замещающим образом беспрепятственно удовлетворять свою собственную потребность в громком успехе и широкой славе.

Пример 3. Постылое супружеское ложе.
В случаях, когда супружеские отношения оказываются по какой-то причине нарушенными (развод, длительное отсутствие, смерть) или не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров, эмоциональная холодность), возникает тенденция в отношениях с ребёнком (как правило, противоположного пола) удовлетворить эти потребности.

В этом случае ребёнок вовлекается сначала в роль «партнёра», а позднее, когда у него нарастает реакция эмансипации, а у родителя усиливается желание удержать его при себе, ему навязывается роль «ребёнка, нуждающегося в опеке».

Такое изменение даёт родителю возможность хоть как-то удовлетворить свои потребности в понимании, сострадании, принятии, теплом и душевном общении, интимности. Пусть ценой конфликтов и не с тем лицом, кому потребность должна быть адресована, родитель не остаётся в одиночестве.

(продолжение в следующем выпуске рассылки)

С уважением,
доктор Бермант-Полякова,
психотерапевт, психолог

7

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск третьей недели апреля 2008. В этом семестре мы с вами читаем книжки, на которые так или иначе опираются наблюдения и рекомендации для родителей в ДРС («Дети рисуют семью. Как стать психологом для своего ребёнка и всей семьи»). В мартовских и апрельских выпусках рассылки пойдёт речь о системе «патологизирующих ролей».

Цитируем по книге:
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л: Медицина, 1989. 192 с.

С. 154-155
«В подростковой клинике нами описан ряд «патологизирующих ролей».

Расширение сферы родительских чувств (РРЧ).
...Этот тип нарушения взаимоотношений с подростком возникает чаще всего, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными...
Нередко при этом мать, реже – отец, сами того чётко не осознавая, хотят, чтобы ребёнок, стал для них чем-то бОльшим, чем просто ребёнком. Родители хотят, чтобы подросток удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов – потребность во взаимной исключительной привязанности, частично – эротические потребности.

Мать нередко отказывается от вполне реальных возможностей повторного замужества. Появляется стремление отдать подростку – чаще противоположного пола – «все чувства», «всю любовь». В детстве стимулируется эротическое отношение к родителями – ревность, детская влюблённость.

Когда ребёнок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх (нередко весьма интенсивный) перед самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его...

Стремление к расширению сферы родительских чувств..., как правило, самими родителями не осознаётся и проявляется лишь косвенно, в частности в высказываниях матери о том, что ей никто не нужен, кроме сына, и в характерном противопоставлении идеализированных ею собственных отношений с сыном и не удовлетворяющих её отношений с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще проявляют её в виде многочисленных придирок к ним.

Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК)
Предпочтение в подростке детских качеств означает создание роли «маленького ребёнка»... В этом случае наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей подросток всё ещё «маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие дети им вообще нравятся больше, что с большими уже не так интересно.

Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он имел младшего брата или сестру и на них в своё время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст воспринимается как несчастье) <или с неготовностью родителей принять сексуальную жизнь повзрослевших детей>...

Проекция на ребёнка собственных нежелаемых качеств (ПНК)
...В подростке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признаёт в самом себе. Это могут быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, протестные реакции, несдержанность.

Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами у подростка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. При этом он нередко навязывает подростку роль «неисправимого», «хулигана», «психа», «недотёпы» и т.п. Борьба с нежелаемыми истинными или воображаемыми качествами подротска помогает отцу верить, что у него самого данного качества нет. Такие родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями подростка, о мерах и наказаниях, которые в связи с этим применяют. В то же время в высказываниях сквозит уверенность, что всё это не поможет, так как подросток «по натуре» такой. Нередки инквизиторские интонации при разговоре о подростке с характерным стремлением в любом поступке выявить «истинную», т.е. плохую, причину».

С уважением,
доктор Бермант-Полякова,
психотерапевт, психолог

8

Проекция на ребёнка собственных нежелаемых качеств (ПНК)
...В подростке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признаёт в самом себе. Это могут быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, протестные реакции, несдержанность.

Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами у подростка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. При этом он нередко навязывает подростку роль «неисправимого», «хулигана», «психа», «недотёпы» и т.п. Борьба с нежелаемыми истинными или воображаемыми качествами подротска помогает отцу верить, что у него самого данного качества нет. Такие родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями подростка, о мерах и наказаниях, которые в связи с этим применяют. В то же время в высказываниях сквозит уверенность, что всё это не поможет, так как подросток «по натуре» такой. Нередки инквизиторские интонации при разговоре о подростке с характерным стремлением в любом поступке выявить «истинную», т.е. плохую, причину».

Прочитав последнее, я задалась вопросом о своих нелегких отношениях с дочерью, ей 11. Скажите, доктор Бермант-Полякова, могу ли я в рамках данного сайта получить у вас ответ на имеющиеся у меня многочисленные вопросы.

9

Добрый день!

Рисуйте свою семью по методике ДРС, создавайте тему, прикрепляйте рисунок и мы с вами побеседуем здесь на форуме. Если примете решение о консультации он-лайн, пожалуйста, не пишите никаких личных имён, чтобы сохранить анонимность обращения.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова


Вы здесь » Дети рисуют семью » Семейная психотерапия » "Патологизирующие роли" в семейной жизни


© 10bb.ru