Цитируем по книге:
Энтони Уильямс. Вы - супервизор. Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии. М: "Класс", 2001. 288 с.
с. 65
Супервизор как фасилитатор
Учиться чему-то новому перед лицом другого человека - играть на пианино в присутствии внимательно слушающего педагога, получать инструкцию по пользованию компьютером, рисовать с натуры в классе, скакать на лошади в окружении других, уверенно восседающих на спинах своих рысаков..., - всё это требует совладания с чувствоами некомпетентности, неполноценности, стыда и страха. Учиться ведению терапии под оком супервизора ещё хуже.
Супервизия может проникать очень глубоко: обучаемый приходит с реальными вопросами, раскрывающими его хрупкость и человеческие слабости. Супервизору необходимо создавать климат доверия, в котором готовность его подопечного включаться в учебный процесс возрастает. Обучаемый может быть честен в такой мере, в какой супервизор эмпатичен.
с. 72-73
Семь "предписаний" для супервизора в роли фасилитатора
1. Уважайте смысловую систему супервизируемого. Решения, полученные при полноценном участии обучаемого, более устойчивы, чем решения, которые пытался "навязать" супервизор.
2. Создавайте атмосферу доверия. ... Если доверие в отношениях нарушено, результатом будут переживания уязвлённости, гнева, предательства и утраты безопасности. В связи с этим в начале процеса желательно предотвратить нереалистические ожидания, неизбежно ведущие к разочарованию.
3. Формируйте навыки отношений. У вас должно быть достаточно мужества, чтобы "взглянуть в лицо" отношениям - не оставляя залежей "неоконченных дел" в межличностной сфере. Когда о расхождениях говорится открыто, повышается способность договариваться об отношениях, что даёт обучаемому адекватную модель поведения.
(продолжение в следующем посте)