Сложность и многогранность СДВГ обусловливает и диагностические трудности. Прежде всего, достоверное установление диагноза — это нелегкая задача. В отличие от других медицинских расстройств, для которых существуют четкие методы лабораторного или инструментального подтверждения, для СДВГ нет ни одного объективного метода диагностики, основным методом остается клиническое интервью. Причем в самом интервью основой для диагноза становится не прямое выявление у ребенка признаков СДВГ во время консультации, а данные анамнеза. Как уже упоминалось выше, по причине ситуативной вариабельности симптомов расстройства ребенок с СДВГ может на приеме у специалиста вести себя абсолютно адекватно, но это не исключает наличие СДВГ. Более того, нормальный ребенок при сильной усталости, долгом ожидании, плохом настроении на консультации может проявить черты гиперактивности, что увеличивает риск ошибочного выявления расстройства. В связи с тем, что при этом нарушении граница между нормальным поведением и расстройством весьма условна, устанавливать ее специалисту в каждом случае приходится «на собственное усмотрение» (в отличие от других расстройств, где все же существуют ориентиры). Таким образом, в силу необходимости принятия субъективного решения, достаточно высок риск ошибки: как невыявления СДВГ (это особенно касается более легких, «пограничных» форм расстройства), так и выявления расстройства там, где его на самом деле нет. Причем субъективность удваивается, ведь специалист ориентируется на данные анамнеза, которые отображают субъективное мнение родителей. Между тем родительские представления о том, какое поведение считать нормальным, а какое нет, могут быть очень разными и определяться многими факторами. В частности при высоком уровне стресса, общей усталости, наличии депрессии родители могут воспринимать нормальное для определенного возраста поведение ребенка как гиперактивное, когда на самом деле оно таковым не является, а просто не соответствует ожиданиям и порогу толерантности родителей.
Взято из статьи http://psyfactor.org/lib/adhd.htm
На сегодняшний день в Израиле диагностика ADHD производится неврологом, который далеко не всегда уделяет ребёнку и родителям пол часа. Иногда речь идёт о 15 минутах. Встречаются случаи и добросовестной диагностики (когда ребёнку действительно проводятся соответствующие тесты) и отдельное время уделяется родителям ребёнка и только после этого невролог делает вывод о возможном ADHD, и случаи, когда вся диагностика занимает не более 10 минут (естественно ни о каких тестах в этом случае речь не идёт) и выводы врач делает на основании только лишь опросника, заполенного учительницей\воспитательницей. Во втором случае доводы родителей не особо принимаются в расчёт и тут можно говорить о некой цепочке, в которую мнение родителей ребёнка вообще не включено.
И это некий тревожный звоночек, предвещающий начало оживлённого общения школа – врач, которое в ряде случаев происходит "за спиной" родителей ребёнка. И в этих случаях мнение этих самых родителей почему-то никак не влияет ни на диагноз, ни на возможно назначенное медикаментозное лечение.
Я - мама ребёнка, которая общалась с неврологами обоих "типов" и хочу посоветовать тем родителям, которые только начинают опыт этого общения – если только вам "встретился" врач, лишь мельком глянувший на Вашего ребёнка и с увлечением занявшийся чтением материалов из школы – бегите от него чем скорее, тем лучше.
Сплошь и рядом встречаются случаи, когда без всякого соответствующего диагноза детям "прописывают" медикаментозное лечение нейролептиками. Происходит это на основании "требований" школы.
Опросник, заполняемый учительницей поражает своей бедностью – это 2 листика, на которых очень общими словами перечислены некие качества, проявляемые ребёнком в школе. К примеру, "организованность". Учительница пишет, как по её мнению, оценивается организованность у конкретного ребёнка. Понятно, что оценка учительницы может сильно зависить от её субъективного отношенгия – и не только к ребёнку, но и ко всей семье...
Есть 4 оценки – хорошо, удовлетворительно, плохо, очень плохо.
Из личной практики – ребёнку по организованности поставили "очень плохо". Спрашиваю, почему? – Ответ – "Книжки на парту не кладёт."
"Так может он просто не хочет учиться на конкретном уроке?". Ответ "Да, но в опроснике нет такого пункта и организованность мы определяем по тому, достал ли он книжки или нет" )))
В Израильской системе здравоохранения есть добросовестные специалисты, работающий через больничную кассу. Есть и частные специалисты, которые будут прежде всего лояльны к самой семье и ребёнку.
Также за подтверждением\опровержением диагноза ADHD стоит обратиться к психологу, который тоже должен быть частным, заинтересованным в помощи именно конкретной семье и конкретному ребёнку, а не школе, соц. Службам.
Отредактировано Lucky (2010-05-17 10:37:21)