Материалы для чтения по теме "Ребёнок-россыпь" с сайта д-ра Ольги Бермант-Поляковой http://m-d-n.livejournal.com
Ребёнок-россыпь
Сообщений 1 страница 6 из 6
Поделиться22010-11-03 13:23:36
Cо страницы http://m-d-n.livejournal.com/146952.html
Беседа с мамой ребёнка, страдающего дефицитом внимания,
в комментариях к посту в сообществе "Сами себе психологи"
http://community.livejournal.com/ru_psi … 24242.html
P.S. Будь данные психологических тестов, можно было бы предполагать, какое именно сочетанное нарушение на нейропсихологическом уровне мы видим,
базальные ганглии (лобная симптоматика)
дефицит правополушарный
дефицит стволовых структур
ADD это психиатрический диагноз, не психологический взгляд
Поделиться32010-11-03 13:25:45
http://m-d-n.livejournal.com/141063.html
Беседа девятая, про первоклассников
Из моих комментариев в сообществе ru_psiholog
© O.В. Бермант-Полякова, 2010
Пост в сообществе "Психолог сказал, что ребёнок не готов к школе"
Консультант:
Мотивировать детей учиться проще, когда им уже скучно играть в те же самые прятки, догонялки, лего, то есть приелись старые занятия и хочется чего-то нового. Это теоретически. Практически любой выбор, который мы делаем, - и ребёнок не исключение, - полимотивирован, то есть мотивов обычно несколько. Сготовить ужин: покормить себя, заняться чем-нибудь простым, чтобы голова отдохнула, красиво накрыть на стол, порадовать сердце, удивить новым соусом, - и всё это в одном действии "готовка ужина". Со школой то же самое, мотивов несколько и действуют они одновременно.
Я процитирую вам методику, в которой от ребёнка требуется сделать три выбора, она может быть индикатором того, какая мотивация ведущая на данном этапе у мальчика.
Цитируем по книге: Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. В помощь практическим психологам. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1993. 112 с.
Изучение мотивационной готовности детей 6 лет к обучению в школе (методика Д.Б. Эльконина и Л.А. Венгера)
Задача: выявить специфику мотивов готовности к школе у детей 6 и 7 лет.
Описание методики: В основу методики положен принцип "персонификации" мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индвидуально.
После прочтения каждого абзаца перед ребёнком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания. Дети связывают картинку с прослушанным абзацем и в своих ответах ориентируются на них.
Экспериментатор говорит: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил". На стол перед ребёнком выкладывается соответствующая карточка, где женская фигура склонилась над ребёнком с указующим жестом, перед ней фигурка ребёнка с портфелем в руках. Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился". Выкладывается карточка с рисунком, где схематически изображён ребёнок, сидящий за партой. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть". Выкладывается карточка с рисунком, где схематические фигурки двух детей играют в мяч. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким". Выкладывается карточка с рисунком, где две схематические фигурки изображены спиной друг к другу, у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, - игрушечный автомобиль. Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем захочешь". Выкладывается карточка с рисунком, где схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что получаю там пятёрки". Выкладывается карточка с рисунком, где схематическая фигурка ребёнка держит в руках раскрытую тетрадь.
Мотивы соответствуют 1) внешней 2) учебной 3) игровой 4) позиционной 5) социальной 6) отметочной мотивации.
После прочтения рассказа экспериментатор задаёт ребёнку следующие вопросы:
- А как, по-твоему, кто из них прав? Почему?
- С кем из них ты хотел бы играть? Почему?
- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
Так дети должны осуществить три выбора. При этом ребёнок указывает на карточки, а экспериментатор уточняет, верно ли ребёнок помнит мотив: "А что этот мальчик сказал?" Для чистоты эксперимента необходима уверенность в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Учебный (восходящий к познавательным потребностям) и социальный (понимание общественной необходимости учения) мотивы свидетельствуют о готовности к школе, внешний (подчинение требованиям взрослых) и игровой (неадекватное перенесение прошлого опыта в новую деятельность) мотивы свидетельствуют о неготовности. Мотив получения высокой отметки и мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими, говорят о зависимости ребёнка от мнения окружающих и являются свидетельством неустойчивой мотивации к обучению.
Пост в сообществе о любопытных и нелюбопытных учениках
Консультант:
У В.И. Гарбузова оценка интегральная, по качеству детской любознательности, современное понимание говорит: ОК, он может быть умён, но невнимателен или умён и внимателен, но плохо запоминает и ещё хуже извлекает из памяти, оттого и производит впечатление "нелюбопытного".
Метафора вашего поста, про игроков в разные игры, очень хорошо подходит к особенностям внимания младших школьников (которое, если не скорректировано обучением, становится характерным способом воспринимать, обрабатывать информацию и принимать решения). Условно говоря, внимание можно уделять одной из четырёх зон:
внутри Я, то что "в сердце",
ближняя зона, то что "под носом",
средняя зона, то что "под рукой",
и дальняя зона, то что "вокруг".
Невнимательность к своему собственному состоянию, неумение остановить, произвольно зафиксировать его, даст вам в итоге человека, который не отдаёт отчёта в своих переживаниях и чувствах, - и хорошая новость состоит в том, что во взрослой жизни человек может самостоятельно восполнить дефицит этого навыка, научиться сосредотачивать внимание на том, что "внутри".
Вавилонское смешение языков или, применительно к школьной ситуации, смешение в одной группе детей, которые внимательны во всех четырёх зонах (это как раз те любознательные ученики, о которых речь в комментарии по ссылке) и детей, которые невнимательны только в одной из четырёх зон, пытаться исправить разделением, мне кажется, не получится. Дети безжалостны в общении со сверстниками, и, высмеивая недостатки друг друга, точно определяют слабые места ближнего. Пушкина в Лицее дразнили "обезьяной" и "французом" за вертлявость, надо полагать, синдром гиперактивности ему в наши дни диагностировали бы легко
Нелюбопытные дети, если заострять до карикатуры, нелюбопытны по-разному. Согласитесь, нескомпенсированный дефицит в той или иной зоне даст вам взрослые типы людей, очень непохожих друг на друга:
"болван", "сухарь", "начётчик" человек, невнимательный к тому, что на сердце,
"считает ворон", "растяпа", "раззява" не видит того, что у него "под носом",
"строит прожекты", "витает в облаках", игнорируют возможности, которые "под рукой",
"мозги куриные", "раскудахтался" замкнут на узкобытовых интересах, безразличен к тому, что творится "в округе",
и, кстати, в эпоху, когда процветало сватовство и сговор родителей о женитьбе детей, спутника жизни выбирали так, чтобы слабые места одного компенсировать сильными - другого...
Идея в дроблении любознательности на составляющие. Представьте, что его очень интересует математика, он одарён как математик и потенциально гений, новатор и изобретатель, но память слабая и он материал не запоминает. Или он читает книгу и перескакивает через строчку. Или, читая условие задачи, понимает либо начало, либо конец, а объёма внимания не хватает на то, чтобы "схватить" целиком. Для внешнего наблюдателя такой ребёнок будет "обобщающе" нелюбопытным, однако это не так, математика ему интересна.
Вы в комментарии недавно цитировали, какие бывают интересы, широкие, узкие, глубокие и поверхностные, по-разному может интересовать мир природы, техники, людей и мир идей. И раз уж у нас пушкинский день, пример не-любопытства к тому, что творится в природной, технической, людской или идейной "округе" ребёнка или взрослого: "быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей".
Я писала о структуре проблемы, о том, что мы либо имеем младшего школьника, который к 7-8 годам умеет дать отчёт, что он сердится или загрустил, сам чистит зубы и расчёсывается утром в школу, знает, какие продукты хранят в холодильнике, а какие в шкафу и способен разогреть себе поесть, а на улице ему интересно, что это за машина поехала и что написано там на вывеске, то есть ему доступен и интересен мир внутри, близко, рядом, далеко в конкретно-физическом плане, что составляет основу для дальнейшего развития мира представлений, в идейно-концептуальном плане, - либо видим на приёме ребёнка, который не умеет делать что-то одно из названного. Это заметно сразу. У меня уже пять лет в приёмной аквариум стоит, и есть дети, которые только занятию к пятому его замечают (!) они словно в тоннеле передвигаются, не обращают внимания на то, что творится слева-справа.
Гарбузов описывает не структуру, а динамику любопытства и любознательности. Структуру (внутри, близко, рядом, далеко) наполняет сначала только интерес Кто это или что это? потом добавляется Куда и откуда это? потом Почему это? и потом Зачем и для чего это?
У некоторых не добавляется...
Герои Островского, просто галерея портретов по затронутой вами теме. Один Бальзаминов из "Женитьбы Бальзаминова" чего стоит.
В свете вышеизложенного, интересно перечитать вопросы, которые были поставлены в начале нашего разговора,
"почему они не такие (любопытные), как я?"
"кто виноват в том, что они не такие (любопытные), как я?"
Это "вопросы трёхлеток", "вопросы пятилеток" звучали бы
"для чего людям разные виды любопытства?" и
"зачем каждому человеку дано его особенное по структуре любопытство?"
Ой, простите за сленг. По уровню развития "шкала" от ноля лет до шести. Если клиент на первичном приёме задаёт "вопросы трёхлеток", значит уложимся в три года психотерапии, если задаёт "вопросы пятилеток", то уложимся в год. Никакими научными исследованиями не подтверждено, но если приходит на приём и спрашивает, "Как, по-вашему, что такое чувства?", то пахать придётся пять лет.
Я за то, чтобы у любого ребёнка была возможность быть понятым. Если не родителями, то воспитателями или учителями, если не братьями и сёстрами, то друзьями, если не одноклассниками, то единомышленниками по увлечению и хобби, но быть понятым. Родителей не выбирают, а вот занятие, друзей и любимых мы вольны выбирать.
Вам спасибо за пост в сообществе!
Поделиться42010-11-03 13:26:47
http://m-d-n.livejournal.com/141050.html
Беседа восьмая, про трудных детей непростых родителей
Из моих комментариев в сообществе ru_psiholog
© O.В. Бермант-Полякова, 2010
Пост о наказаниях и поощрениях детей
Консультант:
«Ребёнок-неслух»
Дети все разные, конечно. В подавляющем большинстве случаев трудности для родителей создают младшие дошкольники, и детское непослушание очень близко к тому, что раньше называли "неслух" и "бестолочь", сейчас умными словами это называется функциональный дефицит слухоречевой переработки информации (левая височная доля головного мозга) и функциональный дефицит лобных долей (из-за их незрелости не формируется переключение внимания, его концентрация, способность планировать свои действия и предвосхищать результат своих действий).
На приёме чаще всего можно видеть сочетанную нейропсихологическую патологию ребёнка (И неслух, И бестолочь) плюс ситуация неопытности родителей. Там банально одной консультации достаточно, работа простая, двадцать минут общения с родителями и наблюдения за ребёнком, если причины в слухоречевом processing, то есть объём внимания "со слуха" пока мал или память слуховая пока не работает в полную силу, тогда родительское обращение для ребёнка "журчит", как поток воды, смысл уже не ухватывает ребёнок из сказанного. Мама, например, может говорить ему: "А давай мы теперь с (имя) игрушки соберём" или "Возьми машинку и принеси покажи маме", это 5-6 слов, а у ребёнка объём оперативной переработки 2 слова. В лучшем случае три.
Тогда психолог на глазах неопытных родителей проводит "сеанс магии с её последующим разоблачением", капризный, непослушный, упрямый ребёнок выполняет ВСЕ до единой просьбы психолога, - ведь он жаждет интересной совместной с родителями наполненной заботливым вниманием к нему игры, а сути игры в "журчании" родительской речи разобрать не может,
психолог говорит родителям, - не вижу причин брать ребёнка в терапию, идите домой,
родители говорят: "Это он только с вами играет так, со всеми и всегда он капризничает", психолог рассказывает, что говорил с ребёнком как с глубоким стариком, двусложными фразами: "Дай мяч. Иди сюда. Кати мяч. Хочешь конструктор?" и т.д. оттого был понят ребёнком и поводов для "непослушания" за час ни одного не было, сотрудничает психически здоровый ребёнок. Вот и весь фокус, правильно обращаться к ребёнку-неслуху. Для других детей другие тонкости есть, главное желание родителей понимать своё родное дитя.
Ещё одна техника, поведенческая, используется как домашнее задание для "гневливой" матери, которая кричит на детей, или для "бешеной" матери, которая, раздражаясь на непослушание ребёнка, кричит и надвигается на него, то есть физически перемещается в пространстве. Это пугает детей, и задача техники - дать ребёнку контроль над ситуацией.
На приёме заводится разговор про умение сдерживать себя, о том, что "слово серебро - а молчание золото" и предлагается игра на неделю, - её выполняют, если соглашаются все члены семьи. Тот, кто повысил на ребёнка голос, должен бросить в стеклянную банку 5 шекелей (это около полутора долларов, 50 рублей русскими деньгами). Ребёнок ответственный за соблюдение правил игры во время недели: только кто стал на него кричать, - давай пять шекелей в банку для гнева (это заодно и косвенное внушение, что гнев может быть введён в рамки, ограничен стенами банки).
Игра ограничена во времени, задание на неделю, чтобы не будить в ребёнке стяжательство и желание зарабатывать на слабостях ближних (это тот самый сеттинг, который важен в работе психолога, потому что структура действия сама по себе терапевтична).
На четвёртый день игры мама обычно звонит и просит перестать уже игру, потому что ей каждые пять минут надо деньги в эту банку носить, и все домочадцы помогают ребёнку и не дают ей ни минуты пожить в доме спокойно, она устала жить как под микроскопом и т.д. - нужно быть готовым объяснить ей, что игра на неделю и надо потерпеть, чтобы соблюдать договор. Это проверка того, как установить границы для гнева, и вы тем самым подтверждаете, что для принуждения над ней тоже есть границы и вы гарант их соблюдения.
Терапевтический эффект игры - спустя некоторое время, когда мама начинает раздражаться, выходить из себя и близка к тому, чтобы "заорать", дошкольник бежит в свою комнату, возвращается с банкой (где были деньги в неделю игры) в руках и спрашивает, будут ли они играть в "слово серебро а молчание золото" (пятишекелевая монета серебряная, обыгрывается "слово - серебро"). Дети-школьники уже могут словами обратную связь дать и сказать, а не показывать банку, в духе "Ну ты что, хочешь чтобы мы опять в эту игру играли? Я от денег не отказываюсь, давай, кричи". Гневливые родители от действий детей смеются и останавливаются, - а нам только того и надо.
С кем хороша эта техника:
холеричная по темпераменту, вспыльчивая, ироничная мать или отец
С кем лучше не пробовать:
флегматичный, застревающий, серьёзно-рациональный типы людей, без чувства юмора
По моим наблюдениям, - а у меня чуть не каждый третий на приёме через эту технику проходит, - очень зависит от суммы, на которую облегчился мамин карман в ту неделю. Часто звонят, просят перевести с 5-шекелевой на 1-шекелевую монетку, она тоже серебряная. В среднем в первый день покрикивают на ребёнка десятки раз, потом всё меньше и меньше, но 150 долларов за неделю ребёночку на коробку гнева подарить, это заставляет задумываться.
я обсуждаю вмешательство вместе с семьёй и только при согласии всех членов семьи ребёнок получает право "наказывать", "штрафовать деньгами" родителей. Это гораздо большее по воздействию вмешательство, ведь вы ролями ребёнка и родителей меняете, в плане власти, - на неделю, сразу договариваясь, что потом всё вернётся на круги своя.
Цитата в тему:
Гарбузов В.И. Нервные дети. Ленинград: Медицина, 1990. 176 с.
с. 99
Гипердинамичный ребёнок любопытен, но не любознателен. Он на всё смотрит, но в результате ничего не видит. Если не заниматься его воспитанием, он таким и останется: не глупым, но и не умным по-настоящему. Поверхностными будут его знания, рассуждения, умозаключения, ибо и в мыслях он торопится, ни на чём не задерживаясь. Без должного воспитания он ограничится простейшими вопросами "кто это?" и "что это?", "где?", "куда?" и "откуда?". Основополагающее "почему?" прозвучит, но гипердинаминый ребёнок удовлетворится простейшими ответами, а вопросы "зачем?" и "что будет?" могут так и не возникнуть. В результате его ориентация, сведётся к поверхностным представлениям о предметах и людях, к упрощённому и конкретно заземлённому знанию жизни, ограничится ближним пространством и суженной микросоциальной средой.
с. 59
Принято полагать, что высоким интеллектом обладает каждый четвёртый, средний интеллект в двух из четырёх людей, нижняя граница, т.е. то, что ещё можно оценивать как более или менее удовлетворительное умственное развитие, примерно у каждого шестого и неудовлетворительный уровень интеллекта - у каждого десятого человека (у 7% людей уровень интеллекта находитя между нижней границей нормы и умственной отсталостью и 3% людей умственно отсталые). Многие дети задерживаются в умственном развитии и нуждаются в помощи, чтобы не отставать в усвоении школьной программы.
с. 76
Ребёнок отвлекается, на то он и ребёнок. Отмечено, что трёхлетний ребёнок за 10 минут игры отвлекается в среднем 4 раза, но четырёхлетний уже 2, в ребёнок в 6 лет не более 1 раза. К этому ведут здорового ребёнка, но ещё более упорно - детей, которые задерживаются в умственном развитии и отвлекаются.
Удивление, интерес захватывают ребёнка настолько, что у него задерживается дыхание. Во Франции называют человека, несостоятельного в деле, которе требует внимания и сосредоточенности, неспособным к удлинению дыхания. У ребёнка, не умеющего "затаивать дыхание" следует вырабатывать такое умение. Конечно, всё это даётся трудно, требует терпения, усилий и времени. Задерживающегося в умственном развитии ребёнка учить, что "по лесу с бороной ездить". Но другого способа преодолеть задержку умственного развития нет.
В 5 1/2 лет - серьёзнейший возрастной этап, с которого следует начинать систематическое и планомерное обучение, - у ребёнка уже должно быть сформировано произвольное внимание. Отчётливо запомним рекомендацию: не следует отвлекать ребёнка, когда он сосредоточенно занят игрой, делом, когда ему читают или рассказывают. Здесь нет и не может быть никаких исключений. Всё остальное в это время (еда, сон, гости, разгоовры) имеет второстепенное значение. Играя, занимаясь с ребёнком, нельзя отвлекаться и тому, кто занимается с ним. Следует помнить: отвлекаясь сами, родители учат отвлекаться и его.
с. 78
Большую часть речи ребёнка независимо от того, с детьми или с взрослыми он общается, составляют вопросы. Все они свидетельствуют о стремлении ориентироваться, понять или познать окружающее. Отвечая на вопросы и в свою очередь задавая их, требуя толкового ответа, добиваясь понимания обсуждаемого, родители лучше всего развивают умственные способности ребёнка.
Дети 1 1/2 лет задают вопросы "кто это?" и "что это?"
С двухлетнего возраста ребёнок начинает задавать вопросы "где?", "куда?", "откуда?", тем самым раздвигая границы ориентации в пространстве.
Трёхлетние дети спрашивают "почему?", у них возникает потребность постичь суть явлений, причинно-следственные связи.
И только ребёнок, которого учат думать, на 5-м году жизни задаёт завершающий первичную ориентацию вопрос предвидения "что будет?" и вопросы целеобразования "зачем?" и "для чего?", от которых остаётся один шаг до вопроса о цели и смысле жизни.
Таков естественный путь ориентации и познания, по нему ведут ребёнка.
Родители должны знать сроки и последовательность появления вопросов, чтобы своевременно выявить задержку умственного развития и побуждать интерес к ним.
Вопрос в сообществе:
- Из этого текста можно сделать вывод, что в "нелюбопытстве" категорически виноваты родители, которые еще до школы не провели ребенка "по естественному пути"...
- Да. Именно поэтому тренд XXI века - psychoeducation, просветительская работа специалистов среди родителей. Физически невозможно наблюдать, обследовать, обсудить на консилиуме каждого ребёнка, который в этом нуждается, проконсультировать его родителей и описать в отчёте о проделанной работе то, что было выполнено, - а политически невозможно вернуться в эпоху, когда одним полагалось два класса церковно-приходской школы, а другим университет.
Собственно, поэтому я и приняла решение часть рабочего времени уделять интернет-проектам.
Поделиться52010-11-03 13:28:53
http://m-d-n.livejournal.com/118509.html
Цикл "Пора переквалифицироваться в терапевты"
© Ross W. Greene PhD, The Explosive Child, 1998
© О.В. Бермант-Полякова PhD, авторизованный перевод и примечания, 2010
РЕБЁНОК-РОССЫПЬ
Предисловие к переводу, предисловие к примечаниям
http://subscribe.ru/archive/psychology. … 0525.html/
Глава 1 «Про тефтельки»
http://subscribe.ru/archive/psychology. … 0548.html/
Примечания к Главе 1
http://subscribe.ru/archive/psychology. … 0543.html/
Глава 2 «Ужасный двухлетка»
http://subscribe.ru/archive/psychology. … 0525.html/
Примечания к Главе 2
http://subscribe.ru/archive/psychology. … 0548.html/
Главы 3-14 и Примечания к ним опубликованы в платной рассылке «Интерпретация проективных тестов» в летнем семестре 2010 года. Еженедельные выпуски рассылаются R&PD по пятницам, в году 50 выпусков, предоплата 100 евро за год вперёд. Оформление подписки http://rorschach-club.livejournal.com/81946.html
Поделиться62010-11-03 13:29:19
Комментарии д-ра Бермант-Поляковой на тему воспитания детей
здесь http://community.livejournal.com/ru_psi … 92311.html
здесь http://community.livejournal.com/ru_psi … 41176.html
здесь http://community.livejournal.com/ru_psi … 43366.html в комментариях
и здесь http://community.livejournal.com/ru_psi … #t57863487