Добрый день!
Третий текст, на который мне нужно получить ваш отклик: что кажется знакомым, а что - трудноузнаваемым применительно к девочке. Рекомендации, как представить учителям затруднения ребёнка в настоящий момент, будут зависеть от вашей оценки состояния дочери.
Цитируем по книге:
В. Оклендер. Окна в мир ребёнка. М: Класс, 2003. 336 с.
С. 228-237
Гиперактивный ребёнок.
Существует много противоречий во взглядах на причины и лечение гиперактивного поведения. Все, однако, согласны в вопросе о том, как проявляется такое поведение. Гиперактивному ребёнку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Он часто агрессивен, вызывает множество конфликтов и споров, плохо контролирует свои побуждения, импульсивен. Часто у него плохая координация или недостаточно развита тонкая моторика. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребёнку трудно концентрировать своё внимание, он легко отвлекается, часто задаёт множество вопросов, но редко дожидается ответов.
Это дети, совместно с которыми трудно жить, с которыми трудно общаться, и первыми это обычно замечают учителя. Очень часто гиперактивные дети испытывают трудности с учёбе, вызыванные недостаточной способностью к восприятию зрительных, слуховых, а иногда и тактильных образов. Моторная дискордантность связана со слабой координацией «глаз-рука» и отрицательно сказывается на способности легко и правильно писать.
В трудности такого ребёнка вносят свой вклад взрослые. Они нетерпеливы с ним, не доверяют ему, иногда не могут спокойно выдерживать его поведение. У него мало друзей, потому что слабо развиты навыки социального общения. Его угнетают трудности в учёбе. У гиперактивного ребёнка, как правило, низкая самооценка. Чтобы такой ребёнок стал более спокойным, врачи охотно назначают ему те или иные лекарства. Благодаря ежедневному приёму лекарств дети могут оставаться спокойными достаточно долго, чтобы их можно было научить читать, однако при этом ребёнок не приобретает внутренней силы, позволяющей без посторонней помощи взаимодействовать с миром. Я знаю, что гиперактивные дети часто получают несбалансированную диету – им дают слишком много сладостей или лакомств в качестве награды за то, что они делают что-то правильно или как средство заставить их замолчать, и склоняюсь в пользу лечения большими дозами витаминов и сбалансированным питанием.
Дети, которые обнаруживают отдельные симптомы гиперактивного поведения или всё их разнообразие, иногда просто ИЗБЕГАЮТ БОЛЕЗНЕННЫХ ДЛЯ НИХ ОЩУЩЕНИЙ. Ребёнку, который неспособен или не желает выражать сдерживаемые чувства, естественно, труднее быть спокойным и сосредоточенным, концентировать внимание, хотя он не имеет при этом перцептивных и неврологических двигательных расстройств.
Одним из таких болезненных ощущений является тревога. Часто тревожные дети испытывают страх перед тем, что их заставят участвовать в какой-либо деятельности. Они постоянно перескакивают с одного на другое и выглядят так, как будто неспособны остановиться на чём-нибудь одном и целиком сосредоточить внимание на избранном объекте. Такие дети могут производить впечатление гиперактивных.
В терапии я помогаю детям ощутить свою силу, пока они наконец почувствуют, что могут открыто сказать терапевту и матери о том, что вызывает их гнев или страх. Сила помогает детям ощутить себя иначе и дома, они становятся спокойнее и с ними легче общаться.
Я с интересом отмечаю, как при работе с ребёнком, которого рассматривают как гиперактивного, его суетливость и неугомонность редко проявляются в терапевтическом кабинете. Я вижу его гиперактивное поведение в комнате ожидания, когда он прыгает туда-сюда, карабкается куда-нибудь, носится по комнате. Когда таким детям уделяется внимание, слушают их и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьёз, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности. Работа с ними не слишком отличается от работы с агрессивными и раздражительными детьми.
Я придаю большое значение методам, обеспечивающим гиперактивным детям возможность сконцентрировать внимание на самих себе. Когда их ощущение самих себя становится острее, увеличивается внутренний контроль, который поначалу казался недоступным. Ведётся много дискуссий о том, как структурировать и удержать в каких-то границах активность ребёнка, но очень мало обсуждается вопрос о том, как предоставить им возможность для создания и развития их собственной внутренней Эго-структуры. Дети нуждаются в возможности сделать свой собственный выбор, создать свои собственные формы самоконтроля.
Не стоит забывать, что дети, включая тех, которых считают гиперактивными, - такие же люди, как и все остальные. У всех нас существуют свои внутренние ритмы. Некоторые из нас делают что-либо быстро, другие – медленно. Мы переходим от одной задачи к другой различными способами, завершая какое-нибудь дело в свойственной нам манере, прежде чем взяться за другое.
Наконец, я хочу особо выделить чрезвычайную важность предоставления возможности выбора. У всех детей есть потребность в ощущениях, возникающих в процессе выбора, гиперактивные дети особенно нуждаются в возможности упражднять свою волю и суждение. Для осуществления выбора необходимо ощущение Я. Способность принять ответственность за личный выбор приобретается путём опыта в процессе обучения. В своём стремлени определить границы и структуру поведения, организовать рутинные дела и принять определённый порядок в жизни мы часто пренебрегаем необходимостью дать детям достаточный опыт выбора. Я могу сказать, что не существует лучшего способа усиления Эго ребёнка.