Дети рисуют семью

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дети рисуют семью » Что делает супервизор? » Центральный динамический конфликт


Центральный динамический конфликт

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Центральный динамический конфликт

...У меня начались панические атаки. Сначала было тяжело. Я прошла курс психотерапии, пропила лекарства. Панические атаки не ушли, но я научилась с ними справляться, и даже вести более менее нормальный образ жизни.... Летом мы решаемся поехать к морю, меня накрывает страх. Помогите...

Добрый вечер!
Помогите определиться с оценкой тяжести вашего состояния: речь идёт о паническом расстройстве (эпизодическая пароксизмальная тревога), не отягощённом агорафобией и функционально-неврологическими симптомами, я правильно понимаю?
________________________________________
С уважением, доктор Бермант-Полякова
Онлайн консультант сообщества  ru_psiholog

...Да, речь идет о паническом расстройстве, вегетативном кризе. Нет, агарофобией не отягощена, а вот что такое функционально-неврологический симптом, я не совсем понимаю. Если это истерия и т.п. то этого нет. Диагноз ВСД сначала поставил участковый невропатолог. Назначили транквилизаторы, сонопакс, но я его плохо переношу,даже четверть. От него у меня еще больше паника начиналась, вплоть до потери сознания. Другой врач подобрал мне беллатоменал. Принимая его я чувствовала себя хорошо. Но когда перестала, спустя месяц опять случился приступ... С психотерапевтом мы не закончили, я по своей инициативе прервала лечение. Мне это тяжело давалось. Она же говорила, что нужно еще работать. Сама я свое состояние не могу оценить объективно :) Когда нет приступов, мне кажется, что я здорова. Как только приступ случается, я обещаю себя, что с этим что-то буду делать...

Добрый день!
Вы писали: "Мне это тяжело давалось. Она же говорила, что нужно еще работать". Я так и не сумела взять толк, с чем именно работала ваш психотерапевт. Психодинамика - это причинность нарушения. Как она интерпретировала вам ваш центральный динамический конфликт? Как депрессию, злость направленную на себя? Тогда она прорабатывала в терапии вашу бессознательную враждебность к самой себе. Тогда паническая атака - возмездие за удовольствие, которое вы испытываете.
Как паранойю, проекцию враждебности на других? Тогда вы должны были вместе обсуждать фантазии возмездия, ригидные структуры Супер-Эго и ограничивающее убеждение "мир вокруг опасен". Паническая атака с этой точки зрения понимается как сильный агрессивный импульс внутри вас, который душа не в силах выносить.
Как семейную патологическую роль старшей дочки (если я правильно понимаю) такого-как-у-вас (не буду конкретизировать, но пост про мусоровоз прочла) папы? Тогда психотерапия сфокусирована на конфликте мужского и женского начал, которые нужно привести к согласию. Паническая атака у девочки "мужского склада" тогда интерпретируется как невротический способ восстановить женское, слабое мироощущение.
Как супружескую ригидную роль ведомой жены, недореализованной в лидерской роли? Тогда это вопрос нюансов семейной системы, где муж прячет свою слабую и зависимую часть, боится, что его посчитают неудачником, а ваша инициативная часть в браке не может реализовать себя и с ума сходит от страха, что муж ушёл к другой. И т.д. и т.п.

Я предположила, что психотерапевт видела динамику и причинность одним образом, а вы - другим, и поинтересовалась вашей точкой зрения :)
________________________________________
С уважением, доктор Бермант-Полякова
Онлайн консультант сообщества  ru_psiholog

...Я не так сначала поняла ваш вопрос про психодинамику. Психотерапевт нтерпретировала мои состояния и как злость направленную на себя, и как роль папиной дочки, и как конфликт мужского и женского, и как роль ведомой жены. Разбирались все варианты. Так же был вариант, что у меня сработал механизм самоконтроля (были в молодости проблемы с героином). Вследствие чего я чувствую постоянное физическое напряжение в теле, и даже не могу крикнуть в целях терапии. Даже когда остаюсь одна. Да, наши взгяды на психодинамику не совсем совпадали. Я готова была согласиться с ней, что причиной является злость, направленная на себя, что это механизм самоконтроля, но я категорически не соглашалась с ней, что мой муж может иметь к моим состояниям какое-то прямое или косвенное отношение. Мне всегда козалось, что у нас может не идеальные, но лучше, чем у многих, отношения... Как вариант я высказала психотерапевту свою версию. Заключается она в том, что у меня куча незаконченных дел. У меня слабая мотивация, чтобы закончить их... Меня это постоянно беспокоит. И я все время хочу загрузить себя всякого рода делами, чтобы не думать о своей болезни. Но в итоге сижу сиднем, и ничего не делаю...

Добрый вечер!

Суровая (или суровый) у вас психотерапевт. Пожалуй, соглашусь с вашей оценкой "Мне довольно тяжело давалась психотерапия. Особенно когда начался глубинный анализ. Это был такой прессинг". Я думала, вам интерпретировали ИЛИ депрессию, ИЛИ паранойю, ИЛИ фиксированную роль из детско-родительских отношений, ИЛИ фиксированную роль из супружеских, но никак не всё вместе.
Я проинтерпретировала вам в личной переписке compartmentalization, и поскольку вы согласны, что нечто такое имеет место быть, давайте двигаться дальше.

<подзамочная переписка>

<ответ на вопрос из подзамочной переписки>

Я не знаю, по каким причинам ваша психотерапевт "настаивала" на какой-то версии. Обсуждать действия коллег не совсем этично, поэтому скажу о своём опыте (я получила западное психоаналитическое образование и практикую как психолог уже достаточное время, чтобы иметь основания для того, что сейчас скажу): настаивать бесполезно. Кроме конфронтации с вами, чувства "прессинга" в вашей душе и того, что вы бросили терапию, она ничего настаиванием не добилась. Возможно, это было сделано от бессилия, вроде бы перебрали все динамические причины вашего состояния, а вы паникуете и паникуете, отказываетесь выздоравливать! Обидно!  Я иронизирую, и это  горький смех, потому что психотерапия есть РАЗРЕШЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА. А вы его в психотерапии не только не разрешили, но даже не обозначили. Отношения с мужем не могут быть вашим внутренним конфликтом, извините за супервизорскую прямоту, а потому ваша психотерапия даже и не начиналась.

То, о чём я говорю с вами, про тип переживания и защиты по типу раздельного мышления, compartmentalization - это  psychoeducation, помогайте мне с адекватным переводом на русский язык. Работа по psychoeducation направлена на то, чтобы вы могли описать саму себя, ваш внутренний мир в психической ипостаси, а не в телесной. Паническая атака - это язык тела.
________________________________________
С уважением, доктор Бермант-Полякова
Онлайн консультант сообщества  ru_psiholog

...Я была бы рада, если Вы поможете мне прийти к пониманию моего центрального динамического конфликта. Спасибо :)

Добрый день!

К центральному динамическому конфликту в рамках интернет-консультации, увы, не подобраться. Здесь нужна психотерапия или - как вариант, Роршах-тест. Три часа углублённого психодиагностического исследования. Могу пригласить вас в свою клинику, это в Израиле, посмотреть можно здесь http://m-d-n.livejournal.com/26862.html

...Да, я понимаю, что по интернету сложно вести такую работу :( А в Израиле может и будем в марте, с друзьями едем в гости. Тем более что сейчас для России визы отменили вроде...

Въезд безвизовый с 20-го сентября 2008 года, всё верно. Записаться на приём лучше заранее, чтобы я смогла найти в расписании возможность уделить вам три часа подряд. Телефон +972547441276

С уважением,
доктор Бермант-Полякова

Отредактировано DrOlga (2008-11-22 21:26:25)

2

Ненависть и контейнирование

Данная статья является докладом, представленным на 11-й Восточно-Европейской летней психоаналитической школе в Киеве, организованной Психоаналитический институтом Восточной Европы им. Хан Гроен-Праккен, которая прошла 26 июня - 2 июля 2004 г.

П. Кейсмент
Член Британского психоаналитического общества, автор вышедших на русском языке книг «Обучаясь у пациента» (1995), «Обучаясь на наших ошибках» (2005).

Что я называю ненавистью?
Обычно ненавистью называют некую интенсивную неприязнь. Ненависть может быть по большей части рациональной, например, когда мы ненавидим незнакомца, вторгшегося в семейный дом и его развалившего. Она может быть полностью иррациональной, когда ребенок ненавидит шпинат за его цвет. Она может быть довольно сложной, когда нас подводит кто-то, кому мы доверяли - тогда мы можем ненавидеть также себя за то, что позволили себя одурачить тому, кто не заслуживал доверия.

Мы все способны ненавидеть. И длительность этой ненависти может разниться от коротких вспышек до продолжительных периодов, которые могут тянуться всю жизнь, и даже в течении жизни нескольких поколений. Мгновенную вспышку ненависти испытывает, например, ребенок, которому не удалось добиться своего. Длительную ненависть человек может испытывать к сопернику, который воспринимается как угроза для значимых отношений. И существует та постоянная и обычно иррациональная ненависть, которую некоторые люди испытывают к определенным группам людей, или к определенной нации или расе. Мы можем ненавидеть некоторых людей за то, что они слишком похожи на нас, поскольку они отвлекают от нас внимание, когда мы хотим, чтобы нас считали уникальными. Точно так же мы можем ненавидеть других людей за то, что они непохожи на нас, а их манеры или обычаи кажутся нам странными - противоречат нашему пониманию того, как следует жить или вести себя. И в частности мы можем ненавидеть некоторых людей, потому что усматриваем в них то, что не хотим усматривать в себе самих.

Что я называю контейнированием?
В детском возрасте нам необходимо обнаружить, что есть значимые другие, особенно родители, которые способны справиться с тем, с чем мы в себе пока еще справиться не можем. К числу таких вещей относятся наш гнев, наша деструктивность и наша ненависть. Если наши родители не в состоянии обеспечить такое контейнирование, мы, вероятно, будем стараться найти его у других. Но если мы не найдем нужного нам контейнирования и у других, скорее всего, мы вырастем с убеждением, что в нас есть нечто такое, чего чересчур много для кого угодно.

Если ребенку не удалось найти у других адекватного и надежного контейнирования, его развитие может пойти по одному из следующих двух путей. Один состоит в том, что ребенок начинает выходить из-под контроля, и становится все труднее с ним справляться. Это бессознательный поиск прочного контейнирования, которое еще не было найдено, контейнирования, которого было бы наконец достаточно и которое смогло бы справиться с тем в ребенке, с чем пока никто, по-видимому, справиться не смог. Его, это контейнирование, все еще ищут у других. Винникотт считает, что такой ребенок все еще бессознательно надеется, что найдет то, что ему нужно. Другие последствия наблюдаются, когда ребенок начинает развивать ложную самость, поскольку у него1) возникло чувство, что он один должен нести ответственность за контейнирование того, с чем остальные, по-видимому, справиться не в состоянии. "Ложной самостью" я называю здесь ту маску для окружающих, которую иногда развивает неуверенный в себе ребенок и под которой он становится способным скрывать свои самые истинные мысли и чувства. При естественном ходе вещей его поведение бы ухудшилось, но он становится покладистым, стремится угодить, так что оказывается неестественно хорошим. Дети такого типа, по-видимому, потеряли надежду найти у других то, в чем они испытывают самую глубокую потребность.

Такой ребенок может начать бояться, что родители не выживут, если не защищать их постоянно от того в нем самом, что, по его ощущениям, будет для них чересчур. Тогда ребенок в своей душе "заботится" о родителях, которые только внешне будто-то бы заботятся о нем.

Ненависть и ее связь с контейнированием
Как я уже сказал, мы все способны ненавидеть. Дети тоже способны ненавидеть, и зачастую их ненависть гораздо более безусловна и конкретна, чем у большинства взрослых. Дети склонны к колебаниям между абсолютной любовью и абсолютной ненавистью. Мы, взрослые, можем спокойно называть это "амбивалентностью". Но ребенок никак не может спокойно к этому относиться. Часто маленький ребенок чувствует необходимость удерживать эти два состояния души обособленно друг от друга, поскольку просто не может справится с конфликтом столь противоположных чувств в отношении одного и того же человека. Многое зависит от того, как понимается и как воспринимается ненависть ребенка. Для матери один из самых трудных моментов - обнаружить, что ребенок ее ненавидит, относится к ней так, будто она - плохая мать, тогда как на самом деле она изо всех сил старается быть хорошей матерью. Например, когда ребенок настаивает на своем, ему необходимо найти родителя, знающего, когда сказать "Нет". Но ребенок, который не получил требуемого, часто впадает в "бешенство", пытаясь сломить твердое сопротивление родителя. Родитель может не выдержать криков и воплей и уступить, и ребенок получит то, на чем настаивает.

Обычная проблема с такими вспышками "бешенства" (tantrum) заключается в том, что зачастую ребенок специально пытается вызвать ими смятение у родителя, чтобы увеличить шансы на получение желаемого. В такие моменты от матери может потребоваться вся ее уверенность, чтобы сохранить свою любовь к ребенку, особенно когда у нее вызывает чувство, что отрицательный ответ означает отсутствие любви. Стоит отметить, что искушение матери уступить вспышкам раздражения ребенка зачастую обусловлено ее желанием показать и ощутить свою любовь, поскольку глубоко внутри ею может двигать бессознательное желание заглушить ощущение ненависти - в себе или в ребенке.

Когда родители или воспитатели слишком легко уступают бешенству ребенка, для него это "бессмысленная победа". Такие дети в результате могут вновь и вновь прибегать к настоянию на своем чтобы получить "доказательство" любви. Но это доказательство ничего не значит, поскольку не может заменить ощущение действительно глубокой любви, любви родителя, способного вынести направленную на него ненависть. Зачастую на отыскание именно этой твердости и контейнирования, в способности родителя установить пределы [допустимого], и направлены бессознательно приступы раздражения ребенка и другие формы плохого поведения.

К сожалению, не находя необходимого контейнирования, ребенок может развить растущее чувство того, что в его поведении, по-видимому, есть нечто, с чем родитель не в состоянии справиться. Вместо того, чтобы принять и помочь контейнировать то, что может начать ощущаться как неконтролируемое "чудовище" в ребенке, родитель иногда как будто пытается "откупиться", уступая требованиям ребенка. Такой ребенок в результате оказывается лишенным чувства более глубокой [родительской] любви, а также того чувства безопасности, которое обеспечивается прочным, но заботливым контейнированием. Тогда ребенок может ощутить, что внутри него как будто действительно есть что-то плохое, как в его гневе или ненависти, чего оказывается чересчур даже для родителя, который не способен с этим справиться.

Экскурс в теорию
Я приведу здесь несколько теоретических положений, которые оказались полезными в моей клинической практике, когда она касалась таких вопросов, как ненависть и контейнирование.

Я много цитирую здесь Винникотта, но не потому, что являюсь его последователем - то есть, я не пытаюсь применять его теории в своей клинической практике. Просто так получилось, что, следуя за своими пациентами, я довольно часто возвращался к Винникотту, осмысливая то, с чем сталкивался в своем кабинете. То же самое часто оказывалось верным по отношению к некоторым работам Биона.

1) Представление Винникотта об "антиобщественных склонностях".

Винникотт отмечал, что ребенок, лишенный чего-то важного для ощущения безопасности и роста, и лишенный этого слишком надолго, может стремиться к получению недостающего компонента символически, путем воровства - если еще надеется на его обретение. Он также полагал, что и в деструктивности (другой выделяемой им форме антиобщественных склонностей) могут сходным образом проявляться поиски ребенком чего-то недостающего: контейнирования, что предусматривало бы более полное ощущение жизни [aliveness], чем то, которое ранее представлялось ребенку вполне доступным.

Самое важное в этих различных формах предделинквентного [чреватого правонарушениями] поведения - чтобы нашелся кто-то, кто мог бы распознать в них бессознательный поиск; кто бы мог соответствовать тому, что Винникотт называет "моментом надежды" (Winnicott, 1956: 309). Он подразумевает тем самым, что ребенку требуется найти кого-то, кто бы мог распознать бессознательный поиск, выражающийся в его плохом поведении, бессознательную надежду на то, что это поведение будет понято и найдется кто-то, способный соответствовать выражающейся в нем потребности.

Если момент надежды находит отклик, будет уделено внимание потребности, выражаемой в плохом, и даже злобном поведении, и оно постепенно может стать ненужным. Происходит это потому, что ребенок начинает находить то контейнирование, которого не хватало и которое он бессознательно искал.

Однако если момент надежды не находит отклика, можно ожидать, что плохое (предделинквентное) поведение усилится и будет вызывать все больше проблем. Бессознательный поиск выйдет за рамки семьи и охватит других людей, таких как учителя и, возможно, даже полицейские. Однако может случиться так, что ребенок в предделинквентном состоянии начнет наказывать мир вне дома и семьи за глухоту к его потребности, и предделинквентное поведение может вылиться в настоящие правонарушения, а иногда даже в серьезные преступления. Наибольшее контейнирование, если оно вообще будет найдено, может в итоге обретаться в таких учреждениях, как больница или тюрьма, а не в отношениях с человеком.

2) Винникотт напоминает нам, что растущий ребенок, и особенно подросток, нуждается в поиске конфронтации с родителями или другими взрослыми. Об этом он говорит: "Конфронтация является частью контейнирования без оттенков кары и возмездия, но обладающего собственной силой" (Winnicott, 1971: 150). Он также предупреждает нас, что если родители пасуют перед этими нуждами растущего ребенка, он или она может обрести ложную зрелость. Подростка подстерегает здесь опасность стать не зрелым взрослым, а тираном, ожидающим, что все будут ему уступать.

3) В своей статье "Использование объекта" Винникотт исследует потенциально созидательные аспекты деструктивности. Он описывает, как ребенок, фантазируя, может "разрушать" объект в своей психике. 3) Его потребностью в этом случае является способность внешнего объекта (то есть реальных родителей или реального аналитика) пережить такое разрушение без разрушения (collapse) или отмщения. Тогда обнаружится, что внешний объект (то есть родитель или аналитик) обладает собственной силой, а не только той, которая, путем фантазирования, была ему "дана" ребенком или пациентом, защищающим его от всего того, что для него чересчур, и что он, предположительно, не мог бы вынести.

4) В своей статье "Ненависть в контрпереносе" Винникотт говорит: "Аналитик должен быть готов выдерживать напряжение, не надеясь на понимание со стороны пациента того, что он делает, - возможно, на протяжении долгого времени. Чтобы справиться с этим, он должен без затруднений осознавать свой страх и свою ненависть. Он находится в позиции матери нерожденного или новорожденного ребенка. В конце концов ему неплохо было бы найти возможность объяснить пациенту, чту он преодолел ради пациента, но анализ может и не зайти настолько далеко". (Winnicott, 1947, p. 198)

5) Я также счел описание Бионом контейнирования чрезвычайно полезным для практической работы. В своей статье "Теория мышления" (Bion, 1962) Бион говорит об ощущении ребенком того, что он умирает. Ребенку настоятельно необходимо сообщить этот страх матери, и под влиянием такого дистресса у матери может возникнуть чувство чего-то неуправляемого. Однако если мать способна вынести этот удар и понять, что ей сообщается и почему, возникнет возможность того, что ребенок получит свое состояние испуга назад, но оно уже будет управляемым благодаря способности матери справится с ним в себе самой. Но дальше Бион описывает неудачу контейнирования. Он говорит: "[Однако] если проекция не принимается матерью, ребенок чувствует, что его ощущение того, что он умирает, лишается своего смысла. Тогда ребенок реинтроецирует, но не страх умирания, ставший переносимым, а безымянный ужас". (Bion, 1967:118)

Не так уж редко пациенты привносят в аналитическое отношение нечто от этого "безымянного ужаса", о котором говорит Бион. В этом случае пациент нуждается в том, чтобы аналитик был способен выдержать воздействие того, что ему сообщается, и действительно поддерживать контакт с этим ощущением. Но может потребоваться долгое время, чтобы пациент счел безопасным поверить, что контейнирование аналитиком его "безымянного ужаса" существует реально, а не исключительно в его воображении.

Клинический пример
Я вкратце представлю здесь клинический пример ребенка, с которым меня попросили вести "дополнительные занятия по чтению с психотерапевтическим подходом". Девочку направил ко мне аналитик ее матери. (Работу с этим ребенком я описал в своей второй книге, "Дальнейшее обучение от пациента", в главе ""Ребенок указывает путь".) У девочки, которую я назвал Джой, было два брата, старший и младший, и не было сестер. К моменту нашей первой встречи ей исполнилось 7 лет. Я узнал от направившего ее аналитика, что ее матери было очень трудно смириться с тем, что у нее родилась дочь, она открыто обожала своих сыновей, но по отношению к Джой вела себя холодно и отчужденно. Я также услышал, что мать не могла выдержать, когда Джой заставляла ее чувствовать ненависть2) к себе, выказывая свою ненависть по отношению к ней. Поэтому она, вместо того, чтобы устанавливать пределы допустимого и выдерживать приступы ярости, следующие за ее попыткой сказать дочери "Нет", попустительствовала Джой. В результате Джой позволялось делать все, что она хотела, и получать все, что она хотела. Поэтому Джой стала по-настоящему "испорченным ребенком".

Неудивительно, что в ходе моей работы с ней Джой подвергла меня весьма суровым испытаниям и стала со мной очень требовательной. Когда же я говорил "Нет", она сердилась. Она сердилась иногда настолько сильно, что начинала пинать меня или пыталась укусить меня или оцарапать.

К счастью, ее мать разрешила мне вести себя с Джой строго, поэтому она была готова услышать вопли Джой, иногда доносившиеся из моего кабинета. Затем было несколько случаев, когда я вынужден был держать беснующуюся Джой, пока она не успокаивалась.

Я обнаружил, что могу держать Джой таким образом, что она не может пнуть, оцарапать или укусить меня. В такие моменты она начинала кричать: "Отпусти, отпусти!". Каждый раз я спокойно отвечал на это: "Не думаю, что ты уже готова сдерживаться (hold) сама, поэтому я собираюсь держать (hold) тебя, пока ты не будешь готова сдерживаться самостоятельно".

В этих случаях, а их было несколько в ходе первых месяцев моих занятий с ней, Джой всякий раз кричала "Отпусти, отпусти", но от раза к разу все менее решительно. Тогда я стал говорить ей: "Думаю, ты уже, наверное, готова сдерживаться сама, но если нет, я снова буду тебя держать".

После этого Джой успокаивалась, и всякий раз, когда это случалось, она затем шла на сотрудничество и начинала заниматься каким-нибудь творчеством. Это повторилось несколько раз, и Джой продемонстрировала, что начала обретать со мной безопасность нового типа. Что бы не казалось ей в себе неподвластным контролю "чудовищем", с которым не могла справиться ее мать, она чувствовала, что я могу справиться с этим. Таким образом она оказалась способной перенимать что-то от моего сдерживания (holding), что помогало ей сдерживать себя. Ее взгляд на себя стал меняться, и вместе с этим изменилось ее поведение.

Следует отметить, что вышеизложенный пример взят из моей работы в качестве коррекционного педагога (до того, как я прошел обучение психоаналитическому способу работы) с ребенком, который в свои почти семь лет еще не умел читать. В то время, такое физическое удерживание ребенка учителем в определенных обстоятельствах рассматривалось как вполне приемлемое и не считалось подозрительным. В наши дни предпринимаются шаги, чтобы защитить детей от актуального или потенциального злоупотребления (abuse). Все же, этот случай иллюстрирует, что в каких-то ситуациях ограничения являются важнейшей частью удерживания. Это верно и для психоаналитической работы. Но в аналитической работе мы должны найти способы контейнирования пациента посредством слов и через характер нашего отношения и присутствия на сессии. Мы не должны прибегать к физическим мерам, поскольку в совершенно другом сеттинге психоанализа и психотерапии они неприемлемы.

...
Перевод З.Баблояна
Научная редакция И.Романова

Литература
Bion, W.R (1962) The Psycho-Analytic Study of Thinking. International Journal of Psycho-Analysis, 43:306-310.

Winnicott, D. W. (1949) Hate in the Counter-Transference. Int. J. Psycho-Anal., 30:69-74.

Winnicott, D.W. (1971). Playing and Reality. London: Tavistock.

http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20040205

Отредактировано DrOlga (2009-01-27 16:29:09)

3

Февраль-март 2009 года - группа по Thematic Apperception Test на Одноклассниках.ру

4

Со страницы http://community.livejournal.com/ru_psy … tml#cutid1

пишет http://little-fury.livejournal.com/

о панических атаках (далее по тексту просто ПА)
привет, ру_пси.

последний пост госпожи gonzo_therapy, как выяснилось, меня здорово тронул, и я бы даже сказал, разозлил. результат - это well thought out wall of text. надеюсь, она будет не слишком большой.

я собирался начать этот пост с рассказа о том как и чем я болел, но набросав в голове текст я пришел к выводу что он будет слишком объемным и к тому же будет содержать вещи имеющие мало отношения к теме. поэтому - вкартце - я "пережил" биполярное аффективное в сравнительно умеренной форме (в 14 лет у меня была вписана циклотимия в карточку, ну а в 22, когда все "началось", к психиатру я уже, слава богу, не пошел :), поэтому не знаю что бы мне там выставили ) и ПТСР. в процессе переживания оных я познакомился с ПА более чем плотно. свои рассуждения я буду строить на личном опыте, литературе, и общении с пережившими схожий опыт.

госпожа gonzo_therapy, как вы наверное помните, основывала свои тезисы на предположении существования некоторой "иллюзии безопасности". я в корне не соглашусь с самой постановкой вопроса. из нее следует что человеку в общем то все время угрожает опасность, а если он этого не понимает - он вроде как самообманывается. это верно если рассматривать человека как интеллект, но если рассматривать его как живое существо, это не верно в корне.
дело в том что человек, как любое здоровое животное, за опасность держит исключительно непосредственно ощущаемую опасность. и поступает правильно, потому как паническая реакция на опасность существует для того что бы дать экстра ресурс и спастись в экстремальной ситуации. чего зря ресурс тратить когда ничего не угрожает.

но как же так - ведь на улице есть машины, а самолеты - падают, спросите вы? это же логично, видеть угрозу в пешеходном переходе. на самом деле - нет, а ровно наоборот. подобная "опасность" - ни что иное как иллюзия, созданная разумом. это некоторая картина, которую сознание воспроизводит, но в реальности которая не существует. следовательно, это иллюзия, по крайней мере в семантическом значении этого слова. то есть видеть опасность там где ее непосредственно нет - это иллюзия, а не видеть - ее отсутствие. ты важно заметить, что иногда создание подобных иллюзий крайне помогает человеку в выживании, предохраняя его от потенциально опасных, но неочевидных вещей. однако сензетивный опыт значительно более реален, чем умственные абстракции.

проблема ПА, как мне кажется, как в раз в этом и состоит - "обезумевший" организм начинает мощно реагировать на сензетивном уровне на, в общем то, довольно абстрактные вещи. я не совсем понимаю полностью этот механизм, но абсолютно уверен - когда человек находится в контакте с настоящим моментом и адекватно его воспринимает, ПА не возникают. мало того, что бы снять ПА, иногда достаточно вернуть человека в настоящий момент и помочь ему сосредоточится на чем то непосредственно переживаемом. например, на дыхании, или ощущении в ногах, руках.

я решил проблему ПА при помощи телески, и моя формула в результате оказалась до забавного простой - в момент когда у меня начиналась ПА я старался внутренне максимально спокойно воспринять непосредственно пространство вокруг меня и сказать себе - мне ничего не угрожает. поскольку в результате занятий телеской очень сильно восстанавливается ощущение своего тела, это мне помогало - сосредотачиваясь на своих ощущениях я видел реальность какая она есть в данный момент и успокаивался.

это личный опыт, мне он не кажется целостным и завершенным, я бы хотел что бы он расширялся. то есть я не думаю что я прав на сто процентов, или даже на 50, но мне кажется что в этой точке зрения есть рациональное зерно, тем более проверенное личным опытом. так что - решил поделиться.

upd
неожиданно пришла в голову мысль, что часть рассуждений госпожи gonzo_therapy в чем то мне нравятся. ведь по большому счету, шанс всяких плохих событий есть, и по сути в чувстве страха нет ничего плохого. просто ПА - это совсем нездоровая форма этого чувства. но мысль о том что то что с тобой происходит в общем то не то что бы нормально, но не катастрофично, мне кажется может помочь.


Вы здесь » Дети рисуют семью » Что делает супервизор? » Центральный динамический конфликт


© 10bb.ru