Предлагаю вашему вниманию ликбез по романтическим отношениям, пересказ близко к тексту книги Judith Crowell & Gretchen Owens (1998) Manual for Current Relationship Interview, Руководства, которое учит психологов "раскладывать отношения по полочкам". Начало по тэгу "привязанность".
Angry Speech
Шкала оценивает раздражение, звучащее 1) в адрес партнёра, 2) в адрес других лиц или событий. Раздражение в адрес родителей не учитывается. Раздражённые замечания в адрес свекрови или тёщи кодируются как раздражённая речь, обращённая к партнёру.
Разгорячённая, гневная, сердитая речь и высокие оценки по данной шкале будут означать preoccupied (озабоченность) как тип привязанности. Сообщения о том, как б ы л зол или был сердит, не засчитываются, оценивается происходящее здесь и сейчас во время интервью. Интервьюер просматривает стенограмму и обращает внимание на знаки, которыми помечалась раздражённая интонация, с которой произносилось следующее:
a) Путаные высказывания, описывающие оскорбления и агрессивные действия других,
b) Неожиданно поданные реплики или демонстративно обиделся в ответ на слова партнёра о разногласиях,
c) Склонен обвинять других. Во всех конфликтах и разногласиях всегда и полностью виноват другой человек, а не он или она, не видит своего вклада во взаимодействие и не признаёт, что в любых отношениях трудности того или иного рода неизбежны,
d) Прямая речь в адрес человека, который отсутствует во время интервью,
e) Вместо пересказа "Он сказал..." и "Она сказала...", говорит от лица того, кто сказал, то есть вживую разыгрывает диалог вместо того, чтобы воспринимать его со стороны,
f) Попытки вытянуть из интервьюера согласие со своими словами ("Скажите, ну как можно быть таким безголовым?") или частое употребление слов "Ну, вы знаете" во время обсуждения проблемы.
1 - отсутствует
3 - немного сердится
Раздражение проявилось в повышении голоса, в попытке вытянуть из интервьюера согласие, в разыгрывании по ролям, которое быстро миновало и не вернулось на всём протяжении интервью
5 - умеренно сердит (сердита)
Человек разозлён, но сдерживает злость и даже воспринимает ситуацию с юмором. Вспышка гнева относилась к одному-единственному человеку, была сильной в обсуждении темы, связанной с этим человеком, и злость не является темой, постоянно проявлявшейся в интервью
7 - сильно сердит (сердита)
Один или больше пунктов из перечня (a-f) ясно выражен дважды за время интервью, однако гнев и злость не являются единственным чувством, которое человек проживает в отношениях и выражает во время интервью
9 - Зол (зла)
Несколько пунктов из перечня (a- f). Человек сосредоточен на теме его или её гнева в отношении партнёра или другого человека. Пышет злобой на всём протяжении интервью, вспышки ярости непредсказуемы и появляются по самым неожиданным поводам. Какую бы тему ни предложил интервьюер для обсуждения, раздражение и злость довлеют в эмоциональной палитре.
Derogation of Partner / Attachment
В отличие от сердитого, раздражённого, гневного отношения к партнёру "здесь и сейчас" в диалоге с интервьюером, описанного в предыдущей шкале, умаление достоинств партнёра или партнёрских отношений (не отношений родитель-ребёнок) должно звучать в холодной, отчуждённой и презрительной манере. Тема возможной утраты партнёра оставляет такого человека равнодушным, переживания из-за разлуки с партнёром кажутся ему смехотворными и т.п.
Иногда уничижительные замечания - психологическая защита, срабатывающая во время обсуждения беспокоящей темы, поэтому холодная, саркастичная, обесценивающая манера, описываемая данной шкалой, должна быть очевидной на всём протяжении интервью. Высокая оценка по этой шкале соотносится с dismissing (отстранённость) как тип привязанности.
Партнёр характеризуется грубыми и оскорбительными словами ("сопляк" и т.п.), презрение и уничижение сквозят в тоне, слова об отношениях подчёркнуто ироничны, насмешливы или пренебрежительны, унизительны, третируют или обесценивают. Человек, который получает высокую оценку по этой шкале, считает, что обращать внимание на отношения - глупая затея, разговаривают об отношениях только дураки, умные люди не тратят свои силы на такую ерунду и т.п. У интервьюера создаётся впечатление, что унижать партнёра, умалять его достоинства - потребность его собеседника, он обыденно бесцеремонен, вплоть до выпадов, которые вызывают омерзение и отвращение, - наряду с описаниями поступков, которые свидетельствуют о заботе о партнёре, не один раз на протяжении стенограммы.
Унижающий достоинства партнёра человек редко сердится и злится во время интервью - он просто не удостаивает вниманием неинтересные ему темы, которые вздумалось обсуждать этим людишкам и психолухам. Спектр выражений от ироничных замечаний на грани жестокости до тошнотворно-унизительных слов о партнёре.
Важно. Высказывания о родителях не кодируются, только о партнёре!
1 - отсутствует
3 - немного умаляет достоинства
По меньшей мере один раз был умеренно саркастичен, однако в целом ценит отношения, в которых сейчас находится.
5 - умаляет достоинства
Одно или два саркастичных замечания или комментария о партнёре или о группах, к которым партнёр принадлежит ("В его семье одни придурки" и т.п.), вставляет в речь оскорбительные выражения, принижает достоинства партнёра, его друзей, предыдущих партнёров, родных, работу, хобби.
7 - пренебрегает достоинствами
Описывает партнёра в обесценивающей и унизительной манере, изредка добавляя к портрету позитивный отзыв. Этот же балл даётся за пренебрежительное отношение к партнёрству: "Глупо так волноваться из-за отношений", "Она ведёт себя как идиотка, можно подумать, помолвка это что-то особенное", и счастливым и печальным переживаниям в связи с привязанностью.
9 - унижает
Неприятное для интервьера, вынужденного слушать оскорбительные отзывы, не перемежающиеся никакими подтверждениями того, что в партнёре или в отношениях с ним есть и светлые, и приятные стороны, времяпровождение.
Idealization or Normalization of Partner / Relationship
Шкала оценивает расхождение между 1) представлениями человека о его или её партнёре, и реальным поведением партнёра, 2) представлением человека о самом себе в отношениях, и его реальным поведением в отношениях, 3) представлением человека об отношениях в паре, и реальных отношениях в паре. К примеру, на словах партнёр описывается как "очень любящий" и "на всё для меня готов", и даны несколько примеров оставления без элементарной помощи. Или эмоционально холодный, жёсткий, отвергающий партнёр характеризуется как "любящий и заботливый".
Расхождение представлений и реальности следует отличать от колебаний в оценке, которые часто проявляются в одном и том же предложении: "Он очень любит меня, правда, вот только иногда он говорит вещи, которые задевают, а так он очень хороший человек". Чтобы дать верный балл, нужно обратить внимание на имена прилагательные в стенограмме.
Идеализация наблюдаемого проявляется выбором сверх-положительных эпитетов к примерам обыденных поступков.
Нормализация наблюдаемого проявляется словами "нормальный", "обычный", "стандартный", "типичный", "как все", в описании поступков вне социальной нормы.
1 - отсутствует
Описание партнёра, себя в отношениях и отношений подтверждается убедительными и надёжными примерами. Таким образом часто описывают удовлетворяющие отношения, в которых есть "взбрыки" или "качели", - то есть партнёры не отрицают, что в жизни пары есть лёгкие проблемы, и говорят по сути проблемы, излагая факты и аргументы по существу
3 - лёгкая степень
Лёгкое расхождение между положительным образом партнёра, себя, отношений и реальным положением дел. Характерно для романтического этапа отношений и сентиментальных людей, которые проблемы вспоминают как "случаи", да и то лишь к концу интервью, когда освоились в ситуации
5 - средняя степень
Обобщённо-поверхностная, невнятная картина партнёра, себя, отношений. Заявления типа "У нас отличные отношения" подкрепляются примерами совершенно обыденных и нормативных поступков
7 - значительная степень
Описание разительно отличается от сообщаемых фактов либо неспособностью вспомнить реальные факты. "Прекрасная, изумительная женщина" без какой-либо конкретики, подтверждающей эту характеристику
9 - крайняя степень
Описание и реальное поведение далеки друг от друга насколько это возможно. Эпитеты "чудесные отношения" и "он совершенство" описывают поступки, которые заставляют обычного человека чувствовать себя глубоко несчастным. У интервьюера крепнет ощущение, что участник словно прячет чо-то от самого себя, лакируя картину отношений и любое противоречие, воспринимает как царапину на гладкой блестящей поверхности и полагает своей ошибкой.
Аналогичные критерии для кодирования ненадлежащего обращения, отвержения, жестокости партнёра, которые нормализуются человеком в той или иной степени.
Passive Speech
Это манера отвечать на вопросы интервьюера уклончиво, неясно, нечётко, расплывчато и неопределённо. Полагается, что обсуждение разлук и утрат эмоционально перегружает человека и тема привязанности затрудняет или его мышление, или речь, или и то и другое вместе. Мысли могут уходить в сторону от обсуждаемой темы, в ответ на вопрос могут звучать пустые фразы ни о чём, повторение одного и того же может делать рассказ бессодержательным, встречается так же вариант, когда человек недоговаривает предложение, не может завершить свою мысль и довести её до конца. Речь не об односложных, рубленых ответах на вопросы интервью или о неохоте говорить или стандартных фразах в ответ. Данная шкала оценивает неясность того, что он хочет высказать, для самого рассказчика.
Чаще всего в стенограмме можно встретить следующие варианты:
a) Пустословие и неопределённые имена существительные: "такая фигня", "и то и это", "какая-то" вместо определений, которые даются негативным явлениям,
b) Бросает начатое предложение, оставляя неясным суть высказывания (стенограмма свидетельствует, что никто не перебивал говорящего),
c) Крайне обобщённые формулировки, суть высказывания остаётся расплывчатой ("машина запущена"),
d) Отклоняется от темы и блуждает по ассоциативно близким вопросам (если после реплики интервьюера возвращается к обсуждаемой теме, не считается),
e) Добавляет короткие фразы, восклицания и междометия ("Да-да", "Ха!", "дело известное") к предложениям, которые по смыслу закончены,
f) Говорит детским голоском или по-детски коверкает слова или строит фразы, как маленькие дети,
g) Из рассказа невозможно понять "кто на ком стоял", какое действие к кому относится.
НЕ является проявлением неясности того, что хочет высказать, для себя самого:
a) Пустословие и неопределённые имена существительные в конце ответа по сути дела, например: "Она эмоциональна, говорит "Я люблю тебя", обнимает, всегда рада встрече и всякое такое", "Мы вместе ходим в кино, обедаем в любимом ресторане, вдвоём ездим отдыхать в отпуск, такие вещи",
b) Избыточная детализация в описании,
c) Когда меняется направление мысли в ходе развёрнутого ответа на вопрос и рассказчик осознаёт, что освещает несколько ракурсов в одном ответе,
d) Утверждения "Я знаю, что..." или "Я не знал о том, что...",
e) Предложение осталось неоконченным, потому что партнёр или интервьюер перебил рассказчика,
f) Замялся, потому что подбирал слова, и в итоге выразил содержательную мысль,
g) Слово "Так!" в конце предложения несло смысловую нагрузку окончания фразы или согласия,
h) Участник раскипятился и был сердит, когда произносил одну и ту же фразу с вариациями.
Неясность (passive speech) характерна как для dismissing, так и для preoccupied по типу привязанности, людей. Чтобы провести между ними различие, нужно обращать внимание на потребность контролировать ход интервью. Отстранённость как тип привязанности проявится неясностью в понимании вопросов привязанности, и речь будет неясной по существу, но не сбивчивой. Перед вами будет собранный, энергичный собеседник, который прямо откажется отвечать на ваш вопрос или открыто предложит сменить тему обсуждения. Его мотивацией будет убедить вас, что "у нас очень хорошие отношения", и он всеми способами будет стараться произвести желаемое впечатление, поэтому будет стараться рулить всей беседой. В противоположность такому поведению, озабоченность отношениями как тип привязанности проявится неясностью в понимании вопросов привязанности, и речь будет путаной и сбивчивой. Перед вами будет человек, который теряет нить разговора, отклоняетя от темы и не осознаёт, что отвечает на незаданный вопрос, совершенно ведомый интервьюером. Его мотивацией будет скрыть свою растерянность, он не знает для самого себя, что думает о теме привязанности.
1 - нет доказательств неясности
3- лёгкая степень
Один или два примера из списка, приведённого выше
5 - средняя степень
Едва тема беседы касается привязанности и переживаний в связи с отношениями, очевидны уклончивая речь и неясность в мыслях человека, в других темах не наблюдается
7 - значительная степень
Больше двух примеров из списка выше, уклончивая речь и неясность в мыслях заметны в любой теме во время интервью
9 - крайняя степень
Всю стенограмму труднопонять, на каждый вопрос дан бессодержательный или неясный ответ
Fear of Loss of Partner
Шкала оценивает страхи за здоровье и жизнь партнёра. В большинстве стенограмм страх, что партнёр умрёт, не упоминается ни прямо, ни намёком, в меньшинстве - люди открыто выражают беспокойство, а некоторые чрезмерное беспокойство, о здоровье и физическом благополучии партнёра без малейших оснований к этому в реальности. Порой люди осознают иррациональность своих страхов, иногда действуют под влиянием эмоций. Страх потери партнёра как умонастроение редко встречается в выборке психической нормы, и его исследование в связи с привязанностью у взрослых учёными ещё не до конца понято.
В большинстве случаев, рассказчики не утверждают прямо, что он или она боится смерти партнёра. Звучат эвфемизмы "с ним что-то случится" или "я боюсь потерять её". Мысль о смерти настолько им неприятна, что они неспособны думать её, и стенограмма изобилует паузами, например: "Я беспокоюсь о ней, что что-нибудь... Я стану звонить ей каждый вечер, просто чтобы знать, что у неё всё хорошо, потому что я... Я знаю, что у неё всё будет хорошо!"
Для оценки страха утраты применяются следующие положения:
a) Страх за здоровье и жизнь конкретного человека,
b) Если человек серьёзно болен в реальности, оценка не ставится,
c) Если родительская фигура или другая значимая в плане привязанности фигура, например, близкий друг, серьёзно болен, погиб или умер внезапно, или заболел смертельным заболеванием, страх легитимен. Аналогичный эффект даёт серия новостных репортажей об авиакатастрофе с жертвами или череда ограблений в соседских домах, - появление страха за здоровье и жизнь близких в таких обстоятельствах нормативно,
d) В случае, когда человек не действует под влиянием страха, даже если страх очень силён, - оценка по шкале не может превышать 5 баллов.
Страх утраты:
1 - отсутствует
3 - имеет основания в реальности
5 - наполняет внутренний мир
7 - переполняет душу человека и оказывает влияние на поведение (обзванивает друзей, больницы, родителей партнёра, когда тот задерживается в магазине, под влиянием страха, что партнёр погиб), в редких случаях
9 - переполняет душу человека и оказывает влияние на поведение, регулярно
Unresolved / Disorganized Due to Loss or Trauma in Previous Relationship
Шкала оценивает влияние, оказанное предыдущими утратами значимых людей и травм в предыдущих отношениях, на нынешние отношения. Имеются в виду только партнёрские равные отношения между взрослыми (чаще всего предшествующий или потенциальный партнёр, иногда очень близкий друг), которые были утрачены после отъезда, раздора, разрыва или смерти. Утраты другого рода (родителей, детей, выкидыши) не кодируются. Высокие оценки по данной шкале означают принадлежность к unresolved / disorganized привязанности.
Читая стенограмму, интервьюер доложен обращать внимание на такие проявления дезорганизации, как:
- не верит, что значимый другой ушёл из его жизни,
- сверх-детализированно и эмоционально перегруженно описывает значимого другого,
- быстро меняет тему, когда упоминается значимый другой,
- неожиданно соскальзывает в обсуждение значимого другого на этапах интервью, посвящённых совершенно иным вопросам,
- манера речи меняется, когда вспоминает значимого другого или мысли о значимом другом приходят на ум,
- ошибается в подсчётах числа лет, описывая события, связанные со значимым другим,
- lack of resolution of the loss (незавершённое примирение с утратой) проявляется сильным чувством вины в случае, если был инициатором разрыва со значимым другим,
- сообщает о таких реакциях на утрату значимого другого, как суицидальная попытка, злоупотребление лекарствами, бродяжничество. Если такие формы реакции продолжаются по сей день, это автоматически означает непримирённый с потерей (дезорганизованный) тип привязанности.
1 - утраты отсутствуют
Это первые отношения человека или его предыдущие отношения были случайными, и не оставили горечи утраты на душе, когда подошли к концу
3 - дезорганизующее влияние утрат отсутствует
Печален или сожалеет о предыдущих отношениях, и ничего более. Оценивает влияние утраченных отношений на настоящие положительно ("извлёк уроки", "стал обращать внимание на то, что важно партнёру", "задумалась над тем, что для сохранения хороших взаимоотношений должны трудиться оба").
5 - не в себе, однако сохранен когнитивно
Затрудняется примириться с утратой, речь может быть расстроена. Несколько раз за интервью тащит события, связанные с предыдущим партнёром или другом, в обсуждение других вопросов, впрочем, без резкого диссонанса с обсуждаемой темой. Находится в других отношениях, однако остаётся эмоционально вовлечённым в предыдущие, испытывает потребность длить их (например, звонит этому человеку), но потребность удаётся держать под контролем (скрывает, что звонит предыдущему партнёру). Фантазирует о том, какими могли бы быть предыдущие отношения, если бы уделял партнёру больше внимания и ставил его интересы на первое место. Осознаёт, что запойное фантазирование создаёт проблемы в текущих отношениях.
7 - оказывает негативное влияние на нынешние отношения
Конфликтует с настоящим партнёром, поскольку часто вспоминает предыдущие отношения и вновь переживает сильную злость, скорбь, страх, вину. Испытывает сильный страх, что нынешние отношения хрупки и непрочны, опасается искренне и от всего сердца быть с новым партнёром в новых отношениях, либо из-за пережитого в предыдущих отношениях воспринимает текущие отношения как ненадёжныеи вцепляется в партнёра (звонит тому на работу 4-5 раз в течение дня "просто чтобы сказать Я тебя люблю"). Если в предыдущих отношениях пережил ненадлежащее обращение (эмоциональный, сексуальный или физический абъюз), опыт оказывает влияние на отношения с новым партнёром, и оценка после отношений с абъюзером не может быть ниже 7.
9 - дезорганизует нынешние отношения
Он или она настолько разгневан, ревнует, тревожится, подозревает партнёра или вцепляется в него, что шансы на установление доверительных и искренних отношений нулевые. Способность человека находить партнёра, который откликается на его потребности и нужды, утрачена, он раз за разом обнаруживает себя в саморазрушительных, нездоровых отношениях с человеком, который злоупотребляет его доверием, иногда частично осознавая мотивацию "лишь бы не быть одному".
Coherence of Transcript
Различают два момента: что и как. Шкала оценивает связность рассказа самого по себе (что) и связность манеры, в которой рассказ преподносится интервьюеру (как). Для безопасной привязанности характерна стенограмма, где сжатое, чёткое, выразительное, непротиворечивое, правдоподобное, искреннее изложение ответов на вопросы об отношениях дополняется по просьбе интервьюера пояснениями и дополнениями по сути уточняющего вопроса. Высокие оценки даются вразумительным, внятным и по существу, логически связным историям отношений. В них легко разглядеть, что переживал человек в отношениях, какие аспекты жизни его удовлетворяли, а какие - нет. Интегративное, объемлющее разные сферы жизни описание отношений преподносится в чёткой, ясно проговаривающей нюансы отношений манере, повествование льётся и очевидно приятно человеку, поскольку он получает от привязанности положительные эмоции.
Человек, который плохо понимает свои собственные переживания вообще, и переживания по поводу привязанности и отношений, в частности, говорит на эту тему обрывочно, путано, порой подтасовывает факты, чтобы выдать желаемое за действительное. Связность изложения зависит от обоих собеседников, без кооперации рассказчика и интервьюера цель беседы - прояснение типа привязанности, - не может быть достигнута. Интервьюер опирается на четыре принципа, краеугольных камня рассказа: качество, количество, отношение к, манера.
Качество определяется правдоподобностью респондента и его способностью доказать свои заявления реалистичными примерами. В качественной стенограмме нет противоречий между частями, а рассогласования объяснимы. Противоречивая логика, противоречащие друг другу факты и противоречием между заявлением на обобщённом уровне и словами на уровне конкретики описываемого эпизода, снижают качество. Высокая оценка по шкале идеализации автоматически означает низкую оценку по связности стенограммы.
Количество - требование, чтобы рассказ содержал исчерпывающие ответы по сути отношений на каждый из вопросов интервью. Если рассказ поверхностный, предложения путаные, перегружены подробностями и ответвлениями на боковые темы, о которых не спрашивали, равно как если рассказ скуп на детали или сформулирован в символической манере вместо описания фактов, так что трудно сделать однозначные выводы о переживаниях по поводу привязанности, - количество признаётся избыточным или недостаточным, и оценка связности стенограммы снижается.
Ответы на вопросы должны относиться к обсуждаемой теме. Если человек увлекается, рассказывает о чём-то, не относящемся к заданному вопросу, а потом спохватывается и сам возвращается к исходной теме, равно как если человек совершенно уходит в сторону от начальной мысли - принцип "отношения рассказываемого к обсуждаемой теме" нарушается, и оценка связности стенограммы снижается.
Последний принцип, манера изложения, требует, чтобы участник доносил до собеседника свои мысли последовательно, упорядоченно, без неожиданных переходов. Сюда относятся неожиданные переходы в интонации или громкости голоса, переходы на жаргонную речь, включая психологический жаргон, переходы на слова и фразы-пароли, поскольку любые слова-пароли подразумевают события и переживания, которых нет в опыте каждого, и смысл сказанного паролями ускользает от интервьюера.
1 - бессвязный рассказ
Рассказчик потерпел неудачу и затруднился ясно передать свои переживания по поводу отношений. Чтобы извлечь из стенограммы суть, читателю приходится продираться через расплывчатые, перегруженные деталями, противоречивые утверждения.
3 - малосвязный рассказ
Похоже, у рассказчика у самого для себя нет ясной картины его переживаний по поводу привязанности. Стенограмма нечётко передаёт суть, повествование соскальзывает на темы, смежные с обсуждаемыми, утверждения рисуют противоречивую картину, однако читатель, пусть и с немалыми усилиями, может уловить идею, которую рассказчик попытался донести до интервьюера.
5 - ни то ни сё
Эта оценка даётся рассказам, в которых есть ясная идея по поводу привязанности. Стенограмма живописует отношения, суть которых в целом понятна, однако в ней есть один эпизод или одна тема, в которой утеряны чёткость и осмысленность.
7 - связный рассказ
Идея, которую излагает рассказчик, ясна и сразу понятна. Стенограмма представляет искренний, непротиворечивый, честный, полный, по существу рассказ о привязанности, в ответ на вопросы интервьюера. Наряду с этим, один из краеугольных камней (или качество, или количество, или отношение к теме, или манера) не на своём месте: очевидны основания для снижения оценки.
9 - цельный рассказ
Излагает ответы на вопросы интервьюера о привязанности в последовательной, упорядоченной, логичной манере, без неожиданных переходов. Могут присутствовать нерешительность или смена идей (если свободное ассоциирование близко натуре рассказчика), однако сама беседа отличается лёгкостью, творческим подходом к теме и, возможно, инсайтами в ходе диалога с интервьюером.