Суть сондианы
У каждого человека в бессознательном (и у каждой трёхпоколенной семьи в семейном бессознательном) есть восемь влечений.
Проявляться они могут на уровне ощущения и восприятия, на уровне интеллекта – способности решать задачи в той или иной сфере, на уровне работы – и участия в общественном разделении труда, на уровне занятий в свободное время, на уровне просоциальности – отношений с другими людьми и на уровне интроектов – отношений с самим собой.
Влечения начинают работать в полную силу не одновременно, а достигают зрелости в первое десятилетие жизни, когда в норме ещё нет секса и работы за деньги. Уходят на покой влечения тоже не все сразу, а в разном темпе.
У каждого влечения есть свой внутренний темпоритм, когда оно меняет знак с одного на другое, и этого "шаг" влечения доступен внешнему наблюдателю по фактам биографии человека.
В нашей ментальности есть аккорды влечений, которые называются смыслами жизни, - ради служения, ради общества, ради семьи, ради свободы не зависеть ни от кого и ни от чего, кроме самого себя, и что у смыслов жизни тоже есть своя психодинамика, своя смена одного ведущего смысла на другой.
Наиболее сильное от рождения влечение определит выбор любимого дела на всю жизнь. Как это всё взаимосвязано? Существует ли наследственный механизм передачи судьбы?
Ответ на этот вопрос можно дать с помощью теории множественного интеллекта Говарда Гарднера. Он выделяет:
- лингвистический (word smart) интеллект - способность оперировать словами как устно (например, как это делает рассказчик, оратор, политик), так и письменно (поэт, писатель, драматург, журналист, редактор). Сложившаяся педагогическая практика сегодня апеллирует к развитию этого вида интеллекта наиболее интенсивно. В школе мы слушаем, пишем, читаем и говорим;
- логико-математический (number smart) интеллект - способность оперировать числами (математик, бухгалтер, статистик) и мыслить рационально (учёный, компьютерный программист, логик). Этот тип интеллекта также активно задействован в школьных программах;
- визуально – пространственный (picture smart) интеллект - талант воспринимать мир визуально и анализировать эту информацию (охотник, скаут, проводник на местности) , а также трансформировать пространство (архитектор, художник, изобретатель, дизайнер интерьеров). Человек, у которого развит этот тип интеллекта, восприимчив к цвету, форме, линиям, и отношениям между объектами в пространстве. Он может графически выражать свои идеи;
- телесно – кинестетический (body smart) интеллект - умение использовать тело для самовыражения, передавать эмоции и чувства движениями (атлет, танцор, актёр), использовать руки для трансформации разнообразных вещей (ремесленник, скульптор, механик, хирург);
- музыкальный (music smart) интеллект - речь идёт о способности воспринимать музыку, оценивать ее (музыкальный критик), трансформировать, создавать музыку (композитор), исполнять (исполнитель). Обладающий развитым музыкальным интеллектом человек легко запоминает мелодии и воспроизводит их. Он восприимчив к ритму и легко вычленяет ритм и предвосхищает, что будет, продолжая ритм в будущее;
- натуралистический (nature smart) интеллект - натуралист обладает способностью ориентироваться среди многих живых организмов (фермер, зоотехник, лесник, ботаник, ветеринар), а также обладает чувствительностью и внимательностью, интересом к определённым характеристикам живого и неживого мира (метеоролог, геолог, гидролог, эколог);
- межличностный (people smart) интеллект - умение различать настроения, мотивы, намерения и чувства других людей. Способность коммуницировать, т.е. обмениваться информацией с другими людьми вербально и невербально, предвосхищать их дальнейшие чувства и действия;
- интраперсональный (self-smart) интеллект - чёткое видение себя , понимание своих сильных и слабых сторон, ограничивающих убеждений, мотивации, настроений, желаний. Высокий уровень самоосознания, понимания себя, самооценки (психолог, психиатр, философ);
- экзистенциальный (problem solving smart) интеллект - способность и склонность формулировать вопросы об абстрактных истинах: что есть гармония, красота, правда, справедливость, благо.
Интеллект – это способность решать задачи. Наш американский современник Говард Гарднер был первым, кто обратил внимание на то, что задачи люди выбирают для себя разные.
Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера позволяет объяснить, почему существуют профессиональные династии. Если в роду у человека какой-то вид интеллекта является сильным, как доминантный ген (АА), то велика вероятность того, что дети унаследуют этот вид интеллекта (АА, Аа, аА). Наибольшая одарённость определяет выбор занятий, которым человек посвящает свою жизнь, будь то за деньги или в свободное от работы время.
Выражение "у них это в роду ведётся" сформулировано наблюдательными людьми, кто умеет видеть сильную функцию у прадеда, деда, отца, сына.